Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и виды инноваций
2.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
3.Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновации в тур.rtf

— 307.63 Кб (Скачать файл)

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого роста.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого является поиск и реализация инноваций.

Овеществленный результат творческого подхода к продукции может стать для предпринимателя конкурентным преимуществом. В свою очередь рыночное превосходство товара поощряет еще более творческое отношение предпринимателя к производству продукции. Таким образом, творчество и конкуренция создают «петлю взаимного усиления»

Общий объем прибыли формируется под влиянием трех взаимосвязанных между собой факторов: объема производства товара, его цены и себестоимости. В связи с этим выбор стратегии деятельности предприятия не только в текущем периоде, но и на длительную перспективу должен определяться путем глубокого и систематического анализа каждого из этих трех факторов, постоянной и целенаправленной инновационной деятельностью по их улучшению. Это позволит обеспечить российские предприятия собственными источниками финансовых ресурсов, на основе которых более успешно решаются производственные и социальные задачи, стабилизируется и укрепляется финансовая независимость предприятия.  

Несмотря на то, что каждая успешная компания применяет собственную стратегию, основные принципы деятельности являются одинаковыми - компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций, если осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы, используя старые способы.

Существенной предпосылкой и стимулом к развитию инновационной деятельности в организациях может стать ее гибкость. Инновации во всех их видах и формах играют большую роль в становлении и развитии предприятий. Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности необходима гибкость на всех уровнях управления предприятием, ясное понимание сущности инновационных процессов, необходимости использования инноваций.

В рыночной экономике инновации представляют собой сильное оружие конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости и, следовательно, к снижению цен, росту массы прибыли, созданию новых потребностей, неизбежному притоку денег, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и (или) захвату новых рынков, в том числе новых. Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром любого предприятия и экономики в целом [16, с.24].

В России же анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет выявить пока еще стойкие негативные последствия кризиса, произошедшего в начале 1990-х гг. Однако начиная с 1998г. уровень инновационной активности стал повышаться.

Ниже представлена таблица, характеризующая уровень инновационной активности предприятий промышленности в период с 2005-2007 годы.

Таблица 1

 

Число инновационно-активных предприятий

Уд. Вес инновационно-активных предприятий в общем числе обследуемых, %

 

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Всего

2168

2191

2192

9,8

10,3

10,5

Добыча топливно-энергетических полез.ископаемых

40

37

37

7,6

7,3

7,4

Производство пищевых продуктов,вкл. напитки

406

400

384

7,9

7,9

7,7

Текстильное и швейное производство

72

72

66

3,2

3,7

3,9

Производство изделий из дерева

29

32

37

2,9

3,2

4,4

Производство нефтепродуктов

27

33

25

31,8

43,4

29,8

Химическое производство

158

160

140

26,3

25,9

22,8

Металлургическое производство

139

134

135

12,8

11,9

11,3

Производство машин и оборудования

293

288

273

12,6

13,4

14,2

Производство электрооборудования

364

373

392

24,2

25,9

26

Производство транспортных средств

158

166

173

20,2

21,2

21,8

Производство и распределение Эл/эн, газа и воды

63

82

75

5,1

6,4

4,7


 

Рис.1 Инновационно-активные организации промышленности по видам экономической деятельности [23,с.598].

 

Уровень инновационной активности наиболее высок в производстве пищевых продуктов, электрооборудования и сфере машиностроения, что дает основания надеяться на тенденцию роста конкурентоспособности и качества всей отечественной продукции,однако в общем он недостаточно высок.

Однако относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить и тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно-активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в  промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью [10, с.17].

А именно инновации с мощными преобразовательными функциями имеют для производства особое значение. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющую высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства, которая приведет к экономическому росту. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологию. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние.

Инновационная деятельность сопровождает все фазы и этапы воспроизводственного цикла предпринимательства и должна быть эффективной. Если понимать под эффективностью результативность деятельности, в том числе инновационной, то ее можно и нужно классифицировать, как и любую другую экономическую категорию.

Р.А. Фатхутдинов выделяет две группы экономических эффектов от проведения инновационной деятельности: от осуществления инноваций инновационной организации и от продажи новшеств собственной разработки и покупных (Приложение 4). Кроме того, различается экономический, научно-технический, социальный и экологический эффект. Эта градация соответствует требованиям практики. Необходимо отметить, что все эти эффекты находятся в тесной взаимосвязи - когда, например, экологический эффект сопровождается социальными последствиями, последствиями в развитии науки и техники, в изменении экономической обстановки.

Нельзя не сказать так же о тех рисках, с которыми могут столкнуться предприятия при осуществлении инновационной деятельности. Среди них можно выделить следующие:

  • потребительский риск: применяемые компанией технологии или продукты не позволяют обеспечить стабильное качество нового сервиса для всего круга клиентов;
  • общекорпоративный риск: развертывание инновационного проекта слабо адаптировано к сложившейся корпоративной культуре и методам управления компанией;
    • риск проведения изменений: инновационные внедрения сопровождаются изменениями в регламентах, системе отчетности, составе продуктовой линейки, схемах взаимодействия как внутри подразделений, так и с внешними поставщиками;
    • риск персонала касается главным образом выбранной стратегии вовлечения сотрудников компании в инновационный процесс и связанного с этим качества программ мотивации;
    • риск технологической новизны заключается в том, что на первых порах, как правило, отсутствуют стандарты, без которых невозможно достичь единообразия процессов обработки и взаимопонимания между различными системами, функционирующими на одних и тех же технологических и идеологических принципах.

Наконец, возникают ситуации, когда различные общественные организации препятствуют распространению технологических новшеств. Однако главной угрозой для стратегических инновационных проектов остается повседневная функциональная нагрузка на руководителей и менеджмент компании. Темп изменения бизнеса компании не должен ломать установившиеся процессы, но задачи текущей деятельности не вправе ставить под угрозу стратегию компании и перспективные возможности по созданию конкурентных преимуществ [11, с.21].

В настоящее время разрабатывается соответствующая систематика и инструментарий методов, позволяющие повысить эффективность инновационной деятельности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым высоким и рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например, в форме стратегического альянса, кооперационных исследованиях, кооперационного производства и кооперационного маркетинга [22, с.64].

Подводя итог, можно сделать вывод, что инновации безусловно способствуют повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и следовательно экономическому росту. Поэтому для успешной работы осуществление инновационной деятельности необходимо каждому предприятию.

 

Заключение

 

Мы рассмотрели тему «Инновации и инновационная деятельность». Определили, что инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В своей работе мы представили классификацию инноваций различных авторов, выяснили  какие существуют стимулы к инновационной деятельности.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

Мы определили, что немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

Мы попытались выяснить, какова роль инноваций в развитии предприятий. И можно утверждать, что применение инноваций приводит к получению конкурентных преимуществ предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив роль инноваций в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка.

Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона  «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности