Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:47, реферат

Описание работы

На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере.
Цель государственного регулирования инновационной деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности. Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов, и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а так же расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Регулирование инновационной деятельности это функция государства по обеспечению инновационного развития различных отраслей народного хозяйства. Заключается в стимулировании исследования и последующего внедрения научных достижений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и значение государственного регулирования инновационной
деятельности………………………………………………………………………4
2. Виды и факторы государственного регулирования инновационной
деятельности………………………………………………………………………6
3. Основные направления и методы инновационной политики государства…7
4. Современное состояние государственного регулирования инновационной
деятельности в России……………………………………………………………9
5. Перспективы развития инновационной деятельности и направления
господдержки…………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

реферат по инновациям.docx

— 32.06 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра: организации производства

и моделирования экономических

систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Организация инновационной деятельности

«Государственное регулирование инновационной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 31 группы

экономического факультета

Шаронов А.П.

 

Научный руководитель:

Тутуева Н.В.

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2013

План

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и значение государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4

2. Виды и факторы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………6

3. Основные направления и методы инновационной политики государства…7

4. Современное состояние государственного регулирования инновационной деятельности в России……………………………………………………………
5. Перспективы развития инновационной деятельности и направления господдержки…………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере.

Цель государственного регулирования инновационной деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности. Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов, и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а так же расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Регулирование инновационной деятельности это функция государства по обеспечению инновационного развития различных отраслей народного хозяйства. Заключается в стимулировании исследования и последующего внедрения научных достижений. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития.  Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

1. Понятие и значение государственного регулирования инновационной деятельности

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы. Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Значение государственного регулирования заключается в разработки и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;  создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы. В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке. 
Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы. Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

2. Виды и факторы государственного регулирования инновационной деятельности

Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: экономическое, организационное, финансовое, нормативно-правовое. К экономическим факторам государственного регулирования, способствующим созданию, освоению и распространению инноваций относятся: развитие рыночных отношений;  проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций; создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;  обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;  расширение спроса на инновации;  предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;  содействие модернизации техники;  развитие лизинга наукоемкой продукции;  активизация предпринимательства;  пресечение недобросовестной конкуренции; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;  развитие экспортного потенциала страны;  развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере; внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. К организационным факторам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:  организационная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; содействию развитию инновационной деятельности;  кадровая поддержка инновационной деятельности;  содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;  моральное стимулирование инновационной деятельности; информационная поддержка деятельности; содействие интеграционным процессам;  защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.  К финансовым факторам государственного регулирования инновационной деятельности относятся: проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности; направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов; создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере; предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантии российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности. К нормативно-правовым факторам государственного регулирования инновационной деятельности относятся: установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности.

3. Основные направления и методы инновационной политики государства

К основным направлениям инновационной политики государства можно отнести следующее: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров; развитие малого инновационного предпринимательства; совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ; реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов; использование технологий двойного назначения. Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований. 
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на наличную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи. В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. К ним  следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.

 

4. Современное состояние  государственного регулирования  инновационной деятельности в России

Инновационная деятельность в современной России сталкивается с рядом проблем: несовершенством нормативной и правовой базы, недостатком финансовых ресурсов, низкой инновационной активностью российских предпринимателей. Инновационная деятельность в современных условиях связана с использованием не только прикладной, но и фундаментальной науки, повышением наукоемкости инновационной продукции. Новые знания для инновационного развития дает именно фундаментальная наука. Россия традиционно играет одну из ведущих ролей в мире по развитию фундаментальной науки, поэтому ее потенциальные возможности позволяют рассчитывать на достойное место на международном рынке НИОКР. Потенциальные возможности России могут раскрыться при активизации инновационных процессов, для чего необходимо вести базу данных по инновациям, решить проблемные вопросы обучения менеджмента, рынка интеллектуальной собственности, деятельности Инновационного Фонда, расширять инновационную активность на местном и региональном уровнях. В настоящее время инновационная деятельность поддерживается государством в виде плотных проектов, распространение которых в условиях рынка затрудняется слабостью информационных связей между крупными компаниями и отраслями, самостоятельностью в выработке технологической политики предприятий, а для внедрения в производство фундаментальных исследований требуется кооперация нескольких отраслей. Предприятия различных направлений деятельности вынуждены частично приносить в жертву свою самостоятельность и объединяться в крупные холдинги. Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта товаров.

5. Перспективы развития  инновационной деятельности и  направления господдержки

Специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста. Одной из первоочередных по важности задач является формирование и реализация программ развития сетевых взаимодействий, узлами которой служат центры компетенции, обеспечивающие использование научной инфраструктуры для промышленных нужд, и инженерно – научные центры.  Необходимым условием зарождения современного инновационного потенциала промышленного предприятия является инвестиционный процесс. Результаты исследований и разработок могут быть переданы в промышленный сектор следующими способами: государственные организации, занимающиеся исследованиями и разработками, могут создавать новые фирмы для коммерциализации результатов, полученных внутри государственного сектора исследований и разработок, запатентовать свои изобретения и продать лицензии предприятиям, открыть кооперативные проекты с промышленностью. Долгосрочное финансирование инновационных проектов, закрепленное в государственном Бюджетном кодексе, свидетельствует о переходе от годового разреза финансирования к реализации долгосрочной государственной политики научно-технического прогресса, от импульсного финансирования множества пролоббированных объектов к постоянной бюджетной поддержке генеральных направлений научно-технической политики страны.

 

Заключение

Таким образом, необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику. Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг, а также активная государственная политика в области инноваций. Инновационная деятельность является принципиально новым видом человеческой деятельности, определяющей приоритеты современного производства и потребления. Именно поэтому разработка эффективной государственной научно-инновационной политики становится определяющим элементом государственного регулирования экономики. Необходимость государственного регулирования       инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инновации. Инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Несмотря на подобного рода тенденции, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем картина сильно изменится. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в области развития инноваций, а также растущая популярность и эффективность технопарков в нашей стране. Хотя в настоящее время инновационная деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры России, имеются значительные предпосылки для изменения данной ситуации в лучшую сторону.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности