Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:
• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
• координация инновационной деятельности;
• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
• создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
• кадровое обеспечение инновационной деятельности;
• формирование научно-инновационной инфраструктуры;
• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
• обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
• повышение общественного статуса инновационной деятельности;
• региональное регулирование инновационных процессов;
• регулирование международных аспектов инновационных процессов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 20.72 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  инновационной деятельности в РФ

Государственное регулирование  экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики  роль государства как основного  участника и партнера по бизнесу  в развитии инновационного сектора  является стратегической.

В настоящее время государство  в нашей стране ответственно в  основном только за блок фундаментальных  исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в  странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны.

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня  является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров, работ и  услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной  деятельности. В этих условиях государство  должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной  деятельности.

К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы  являются:

·  аккумулирование средств  на научные исследования и инновации;

·  координация инновационной  деятельности;

·  стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование  инновационных рисков, введение государственных  санкций за выпуск устаревшей продукции;

·  создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

·  кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

·  формирование научно-инновационной  инфраструктуры;

·  институциональное  обеспечение инновационных процессов  в отраслях государственного сектора;

·  обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

·  повышение общественного  статуса инновационной деятельности;

·  региональное регулирование  инновационных процессов;

·  регулирование международных  аспектов инновационных процессов

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности Б.А. Райзберг относит следующие:

·  прямое финансирование;

·  предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим  предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

·  снижение государственных  патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

·  отсрочку уплаты патентных  пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

·  реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

·  создание сети технополисов, технопарков и т.д.

 

 

 

 

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

·  содействие повышению  инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной  продукции на основе освоения научно-технических  достижений и обновления производства;

·  ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

·  сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма;

·  содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

Центральное место в системе  прямого государственного регулирования  занимает финансирование НИОКР и  инновационных проектов из бюджетных  средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные  цели или на обеспечение инновационной  составляющей инвестиций многоцелевого  характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства  возможно создание специализированных государственных холдинговых и  инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Без государственной поддержки  и масштабных бюджетных затрат еще  никому не удавалось создать серьезную  науку и передовую технику. Эти  затраты многократно окупятся в  последующем и, в конечном счете, именно они предопределят успех  намечаемых в России социально-экономических  преобразований. Заметный шаг в этом направлении предполагается сделать в 2012г. – на науку выделяется почти 72,5 млрд. руб., что на 27% больше, чем в 2011г. Их них Российская академия наук получит 25,3 млрд. руб. Это сумма превысит уровень 2008г. более чем на 6 млрд. руб. Доля бюджетных затрат составит в 2011г.52%, а к 2012г. поднимется до 58%. Приоритет отдается фундаментальным исследованиям.

Государственная поддержка  инновационной деятельности частного сектора может осуществляться на взаимовыгодных условиях и в случаях  освоения частным сектором научно-технических  результатов, имеющих важное значение для государства. Сложнее обстоит дело с инновациями, создаваемыми за счет бюджета. Прежде всего, это технологии, необходимые для удовлетворения публичных интересов и обеспечения национальной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды и др., в освоение которых частный сектор, как правило, не инвестирует. В связи с этим проблема производственного освоения таких инноваций чрезвычайно актуальна для государства. При решении этой задачи государство должно умело использовать присущие ему функции и как политической организации власти, и как хозяйствующего субъекта. То есть государственное регулирование инновационной деятельности должно содержать как прямое (директивное), так и косвенное (с применением экономических рычагов и стимулов) воздействие.

Основной правовой формой государственного регулирования инновационной  деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого  законодательного акта, определяющего  понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Как известно, инновационная  деятельность включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной  деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в  области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи  с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные  акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие  изменения и дополнения. В их числе  Патентный закон РФ, законы « О  товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров». На обсуждении в Государственной  думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве  и смежных правах».

Что касается второго этапа  инновационной деятельности, то ее правовое регулирование осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие  в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ.

 

 

Рассматривая государственное  регулирование инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно  выделить следующие особенности:

·  выявлено 16 субъектов  РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной  сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью  на территории;

·  основная цель управления в большинстве случаев формулируется  как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;

·  основной механизм управления и стимулирования – это государственный  заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных  проектов, развитие инфраструктуры инновационной  деятельности, предоставление налоговых  льгот и иных способов непрямого субсидирования.

Субъектами инновационной  политики выступают органы государственной  власти (центральные и местные), предприятия  и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие  формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие  Отдел науки и образования  аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической  политике, являющийся консультативным  органом.

Органы законодательной  власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право  инициирования законов в сфере  научно-технической и инновационной  деятельности. В обеих палатах  функционируют соответствующие  комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет  Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная  комиссия по научно-технической политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных  научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР  общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления  инвестиционной политики, в том числе  меры по стимулированию инновационной  активности.

Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

В целом можно сказать, что государство выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И  это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.


Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ