Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

Содержание работы

Введение
1. Сущность и виды инноваций
2. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
3. Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

иннов менедж.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)
  • аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
  • координация инновационной деятельности;
  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  • создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры;
  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относятся следующие:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков и т.д.

Основными направлениями государственной  поддержки инновационной политики являются следующие:

  • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
  • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные  ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные  цели или на обеспечение инновационной  составляющей инвестиций многоцелевого  характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства  возможно создание специализированных государственных холдинговых и  инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Без государственной  поддержки и масштабных бюджетных  затрат еще никому не удавалось создать  серьезную науку и передовую  технику. Эти затраты многократно  окупятся в последующем и, в конечном счете, именно они предопределят  успех намечаемых в России социально-экономических  преобразований.

Государственная поддержка инновационной деятельности частного сектора может осуществляться на взаимовыгодных условиях и в случаях  освоения частным сектором научно-технических  результатов, имеющих важное значение для государства. Сложнее обстоит дело с инновациями, создаваемыми за счет бюджета. Прежде всего, это технологии, необходимые для удовлетворения публичных интересов и обеспечения национальной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды и др., в освоение которых частный сектор, как правило, не инвестирует. В связи с этим проблема производственного освоения таких инноваций чрезвычайно актуальна для государства. При решении этой задачи государство должно умело использовать присущие ему функции и как политической организации власти, и как хозяйствующего субъекта. То есть государственное регулирование инновационной деятельности должно содержать как прямое (директивное), так и косвенное (с применением экономических рычагов и стимулов) воздействие.

Основной  правовой формой государственного регулирования  инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная  деятельность в России еще не имеет  должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего  понятие, виды инноваций, порядок осуществления  инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации  и поддержка государством инновационной  деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный  закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Как известно, инновационная деятельность включает два этапа: создание инноваций и  освоение их производством. Более или  менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной  деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в  области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи  с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные  акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие  изменения и дополнения. В их числе Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

 

Что касается второго этапа инновационной  деятельности, то ее правовое регулирование  осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской  деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ.

Рассматривая  государственное регулирование  инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности:

  • выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;
  • основная цель управления в большинстве случаев формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;
  • основной механизм управления и стимулирования – это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования.

Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает условия для  согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной  политики выступают органы государственной  власти (центральные и местные), предприятия  и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие  формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы  инновационной политики находят  отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической  политике, являющийся консультативным  органом.

Органы  законодательной власти РФ – Государственная  Дума и Совет Федерации имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности. В обеих  палатах функционируют соответствующие  комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет  Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической  политике.

Министерство  промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных  научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР  общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности.

Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов  государственного воздействия на экономику  непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику, определяет приоритеты в  развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности.

Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  использования финансовых ресурсов.

В целом  можно сказать, что государство  выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной  основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.

 

  1. Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая  роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого  роста.

В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого является поиск и реализация инноваций.

Овеществленный  результат творческого подхода  к продукции может стать для  предпринимателя конкурентным преимуществом. В свою очередь рыночное превосходство  товара поощряет еще более творческое отношение предпринимателя к  производству продукции. Таким образом, творчество и конкуренция создают  «петлю взаимного усиления»

Общий объем  прибыли формируется под влиянием трех взаимосвязанных между собой  факторов: объема производства товара, его цены и себестоимости. В связи  с этим выбор стратегии деятельности предприятия не только в текущем  периоде, но и на длительную перспективу  должен определяться путем глубокого  и систематического анализа каждого  из этих трех факторов, постоянной и  целенаправленной инновационной деятельностью  по их улучшению. Это позволит обеспечить российские предприятия собственными источниками финансовых ресурсов, на основе которых более успешно  решаются производственные и социальные задачи, стабилизируется и укрепляется  финансовая независимость предприятия.  

Несмотря  на то, что каждая успешная компания применяет собственную стратегию, основные принципы деятельности являются одинаковыми – компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством  инноваций, если осваивают новые  методы достижения конкурентоспособности  или находят лучшие способы конкурентной борьбы, используя старые способы.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ