Государственное регулирование образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Государственное  регулирование образования РФ

    1. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование в сфере образования в РФ

 

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки  Российской Федерации и находящиеся  в его ведении Федеральная  служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная  служба по надзору в сфере образования  и науки, Федеральное агентство  по науке и инновациям и Федеральное  агентство по образованию.

В субъектах Российской Федерации  создаются органы управления образованием.

Министерство  образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. К основным функциям Министерства образования и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки является осуществление надзора и контроля над исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную  аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных  организаций (в сфере послевузовского  и дополнительного профессионального  образования). Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций.

К функциям Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки относится организация  государственной аттестации научных  работников, т.е. оценки квалификации научных  работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Федеральная служба подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность  документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

    1. Нормативно-правовая основа государственного регулирования сферы образования в РФ

Система образования в  Российской Федерации – одна из подсистем общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными  системами.1

Как и любая социальная система, система образования нуждается  в упорядочении своей организации, в наличии управляющих органов, которые, в свою очередь, тоже образуют самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее обособление (с учетом специфики форм и методов  управления). Внутренне же, содержательно  обе системы находятся в диалектическом единстве, имея единые цели своего функционирования.

Особенности управления в  образовании как социальной системе, определенной сфере жизнедеятельности  общества, обусловлены ее специфическим  характером, выделяющимся в социальной и экономической структуре общества. С одной стороны, образование  как процесс, результат представляет собой социальное, нематериальное благо; с другой – относится в экономическом  смысле к товару, обладающему потребительской  ценностью, т.е. способному удовлетворять  интересы и потребности личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства. В связи с этим, никак  нельзя согласиться с мнением, что  образование человека, его развитие через учение, просвещение является сугубо частным делом; государство  никак не должно вмешиваться в  образование, и никто, кроме самих  граждан, не может управлять образованием.2 Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого государство может формировать людей по своему подобию.3 Аристотель признавал образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства.4

Конституционные положения  закладывают правовую основу социального  и, в частности, государственного управления образованием в Российской Федерации. При этом именно такие, установленные  Конституцией общественные принципы управления, как общенародный характер источника  власти, разделение властей, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, проявляемая  в определенных правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной  сфере. Названные принципы получают свое развитие применительно к сфере  образования в законодательстве об образовании.

В целом в  России в настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.

Разграничение компетенции  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации по вопросам образования  производно от норм Конституции РФ5, закрепившей основы распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Пунктом «е» статьи 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основу нормативного регулирования образованием составляют следующие нормативные акты: Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки», Приказ Минобрнауки РФ от 3 июля 2006 года №177 «Об утверждении положения о высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» и другие.6

Сравнительно недавно  был принят федеральный закон  «Об автономных учреждениях»,7 в котором законодатель усиливает позицию государства и его органов в управлении системы образованием. Данный нормативный акт вызвал неоднозначную реакцию, что свидетельствует о необходимость его совершенствования и дальнейшей проработки.

На федеральном уровне управление образованием осуществляют следующие органы.

Министерство  образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации №314. Минобрнауки России были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.

Федеральное агентство по образованию является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным  имуществом, оказанию государственных  услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных  образовательных ресурсов. Федеральное  агентство по образованию находится  в ведении Министерства образования  и науки Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области  образования и науки. Федеральная  служба по надзору в сфере образования  и науки находится в ведении  Министерства образования и науки  Российской Федерации.

Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной  политики, по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом в сфере научной, научно-технической  и инновационной деятельности, включая  деятельность федеральных центров  науки и высоких технологий, государственных  научных центров, уникальных научных  стендов и установок, федеральных  центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

На практике определение  и осуществление политики в области  образования чаще всего реализуется с помощью принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые в свою очередь разрабатываются на основе и в соответствии с Федеральной программой развития образования. Целевые программы развития образования принимаются на определенный срок, в течение которого предполагается выполнить ряд мероприятий по сохранению, поддержанию и совершенствованию системы образования. На федеральном уровне в настоящее время действует Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом.8 Общий объем финансирования программы составляет 62 млрд рублей, в том числе 45 млрд рублей бюджетных средств. На 2006 год объем финансирования определен в 7 млрд 847 млн рублей. На основе данной программы субъекты Российской Федерации принимают свои программы развития образования. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Курганской области9, согласно которому «организационной основой государственной политики в сфере образования в Курганской области является областная целевая программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Курганской области».  10Целевые программы по образованию в регионах занимают солидную долю сред других целевых программ, так, например, в Республике Коми из 9 целевых программ 4 относятся к области образования.

До начала перестройки (до 1985 г.) целевые комплексные  программы считались, чуть ли не главным средством решения социальных и социально-экономических проблем общества. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные программы, составляемые и выполняемые на союзном, республиканском и региональном уровнях (продовольственные, жилищные, энергетические, транспортные, охраны природы и здоровья населения). Целевые комплексные программы (их стали называть, просто, программами или целевыми программами) и до сих пор являются одним из основных средств решения федеральных, территориальных и отраслевых проблем. Составляются они и на уровне отдельных предприятий.

Главное достоинство целевых программ заключается в том, что они изначально имеют межотраслевой характер и развивают у руководителей проблемное мышление, увязывая воедино все, что как-то может повлиять на решение проблемы. Основной недостаток целевых программ заключается, на наш взгляд, в том, что их разрабатывают обычно сами исполнители, заинтересованные в выполнении определенных работ и получении для этого надежного финансирования из госбюджета. При этом результат реализации целевых программ, как правило, никем не оценивается и не анализируются, что является основной причиной их низкой эффективности.

В настоящее время значительно  повысилось внимание к стратегическому  планированию социально-экономического развития региона. Программно-целевой  метод служит основным инструментом реализации государственной экономической  и социальной политики развития страны и отдельных ее регионов. Целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Разработка целевой программы – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей региона. Практика показывает, что целевые программы эффективно используются для управления социально-экономическими процессами в регионах.

Актуальность идеи программно-целевого управления в информатизации системы  образования заключается в том, что он позволяет:

  • решать первоочередные проблемы;
  • выстраивать приоритеты в организационно-управленческой деятельности;
  • осуществлять управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой;
  • осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам выполнения программы.

Кроме того, программа имеет точно определенную целевую ориентацию всех входящих в нее мероприятий характеризуется четко выраженными конечными результатами, на основании которых можно сделать об успешности ее реализации. Например, такими показателями могут быть:

Информация о работе Государственное регулирование образования РФ