Государственное регулирование образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)
  • количество учителей, владеющих навыками пользователей,
  • количество учителей-предметников, использующих новые технологии в образовательном процессе,
  • количество районных конкурсов, семинаров в области информационных технологий и др.

От развития образования  во многом зависит экономическое  и социальное развитие нашей страны в целом. Уровень и качество образования  демонстрирует готовность страны к  инновациям, интеграции в мировое  сообщество. Для страны, которая  ориентируется на инновационный  путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к  движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного  национального проекта «Образование».

Отметим, что продвижение  проекта образование основано на двух взаимосвязанных подходах. Во-первых, предстоит выявить возможные  «точки роста». Государство будет  стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать  гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров  и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет  работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные  и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного  образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение  общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные  средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно  в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Реализация Государственной программы будет осуществляться в 3 этапа: 1 этап: 2013-2015 годы; 2 этап: 2016-2018 годы; 3 этап: 2019-2020 годы.

Среди основных направлений  реализации национального проекта  «Образование» 11следует выделить:

- Создание инфраструктуры поддержки раннего развития детей (0-3 года). Семьи, нуждающиеся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами в центрах по месту жительства и дистанционно. Не менее 70-75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 % из них – за счет средств бюджетов. 

- Повысится мотивация студентов к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учебы. Нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума. Всем иногородним студентам будет предоставлена возможность проживания в современных общежитиях.

- Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

- Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций – не менее 10 % к средней заработной плате в образовании региона. Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.

- Обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

- Увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

- Будет сформирована сеть ведущих вузов страны.

Общий объем финансового  обеспечения Государственной программы  из средств федерального бюджета  в 2013-2020 годах в текущих ценах  составляет 3 991,8 млрд. рублей (в среднем  около 0,85 % ВВП в соответствующие  годы). При этом ежегодный объем  финансового обеспечения возрастает с 446,6 млрд. рублей в 2013 году до 631,2 млрд. рублей в 2020 году. Планирование объема расходов осуществлялось с учетом обеспечения роста доли консолидированных расходов бюджетов бюджетной системы на образование в ВВП в соответствии с запланированным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Успешная реализация проекта  позволит обеспечить системные изменения  по основным направлениям развития образования  России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Таким образом, государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации  создаются органы управления образованием. К основным функциям Министерства образования и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования. Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого

государство может формировать  людей по своему подобию. В настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Определение и осуществление политики в области образования чаще всего реализуется с помощью принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые в свою очередь разрабатываются на основе и в соответствии с Федеральной программой развития образования. От развития образования во многом зависит экономическое и социальное развитие нашей страны в целом.

 

 

 

Глава 2 Государственная  аккредитация и лицензирование образовательной  деятельности в РФ.

 

2.1. Государственная аккредитация  образовательных учреждений, научных  организаций. 

Аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания  государством в лице его государственных  органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью  реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента  государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной  аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа  государственного образца о соответствующем  уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документа  об образовании), на пользование печатью  с изображением Государственного герба  Российской Федерации.

Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями12.

 

 Целями  государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

  Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

 Государственная аккредитация  образовательного учреждения или  научной организации проводится  аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.

 Гражданин имеет право на получение образования и гарантии свободы преподавания и различных видов творчества13. При этом признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обязанностью государства. Тем самым в качестве одной из основных целей государственного управления в сфере образования определяется гарантирование и защита права личности на образование и иных прав и свобод человека и гражданина в области образования. Государственные гарантии в сфере образования заключаются, в том числе, и в установлении государственных требований к содержанию и качеству образования и проверке соответствия деятельности образовательных учреждений этим требованиям. В современной системе образования в мире, аккредитация рассматривается как основное средство обеспечения необходимого качества образования. Это достигается за счет введения соответствующих нормативных документов, определяющих требования к условиям образовательного процесса и содержанию образовательных, в частности профессиональных, программ и оценки соответствия образовательного процесса в конкретном учебном заведении этим требованиям.

Процедура аккредитации включает следующие этапы:

- представление заявки  на аккредитацию с приложением  необходимых документов;

- анализ документов, представленных  для аккредитации;

-проверку и оценку  заявителя на месте;

- анализ материалов, связанных  с аккредитацией, и принятие  решения об аккредитации;

- оформление, регистрацию  и выдачу свидетельства об  аккредитации (либо мотивированного  отказа в аккредитации);

- периодический контроль  над  деятельностью аккредитованной организации.

 Каждый последующий  этап аккредитации проводится  при положительном результате  предыдущего этапа. Все этапы,  связанные с аккредитацией, должны  быть документированы.

 Представление заявки  на аккредитацию. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, подает заявку на аккредитацию в Центральный орган или Территориальный уполномоченный орган, имеющий полномочия в заявляемой области аккредитации и расположенный, как правило, в территориальной близости от заявителя. Организации или их подразделения, являющиеся территориальными уполномоченными органами, подают заявку на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия только в Центральный орган.

 В заявке  на аккредитацию должны быть  отражены:

- вид аккредитации (первичная,  повторная, расширение области  аккредитации);

- вид органа оценки  соответствия;

- сведения о заявителе;

- заявляемая область  аккредитации;

- осведомленность заявителя  о процедуре аккредитации;

- готовность заявителя  добровольно и в полной мере  выполнять процедуру аккредитации, в том числе принять группу  специалистов (экспертов) по аккредитации (комиссию) по проверке органа  оценки соответствия, оплатить расходы,  связанные с аккредитацией (независимо  от результата аккредитации) и  последующим периодическим контролем;

- подтверждение заявителем  своего согласия добровольно  выполнять требования, обусловленные  аккредитацией, в том числе  в отношении предоставления информационных  услуг.

  К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации и возможности проведения ее проверки и оценки. Орган, который будет проводить проверку и оценку, должен зарегистрировать заявку, рассмотреть ее и прилагаемые документы на соответствие их состава и достаточности установленным требованиям. В случае достаточности представленных материалов с заявителем заключается договор на проверку. При недостаточности представленных материалов процедура рассмотрения приостанавливается до получения необходимых документов.

Информация о работе Государственное регулирование образования РФ