Формирование и оценка инновационного потенциала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процессы формирования и оценки инновационного потенциала организации и практическое применение научного подхода в оценки инновационного потенциала организации на практики. Область возможного практического применения: предприятия любой формы организации и собственности, а также государственные учреждения и общественные организации. Технико-экономическая и социальная значимость: использование методов оценки и навыки формирования инновационного потенциала любого предприятия, позволят качественно изменить всю структуру инновационной деятельности. Внедрение новых технологий, продуктов и систем управления помогут кардинально изменить финансовое состояние предприятия и вывести его в лидеры отрасли.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 4
1 Инновационный потенциал организации……………………………………..5
1.1 Инновации и инновационный потенциал организации……………….. ….5
1.2 Формирование инновационного потенциала организации ……………….9
1.3 Оценка инновационного потенциала организации ………………….15
2 Оценка инновационного потенциала ООО «ХХХ»…………………………19
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

0649777_5C525_kursovaya_rabota_formirovanie_i_ocenka_innovacionnogo_potenc.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Создание на предприятии  системы мотивации позволит обеспечить необходимую мотивацию труда, т.е. стимулирование работника или группы работников к активной деятельности по достижению установленных целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Под мотивацией следует понимать побудительные мотивы, которые заставят руководство предприятия всерьез заняться инновационной деятельностью и, в первую очередь, формированием результативного инновационного потенциала.

Таким мотивационным стимулом могут служить намечающиеся (явно существующие) тенденции к потере предприятием конкурентных преимуществ и снижение определяющих экономических показателей ниже пороговых значений.

При этом в качестве методической основы решения вопросов о мотивации  для разворачивания и/или активизации  инновационной деятельности на предприятии  целесообразно использовать те или иные методы стратегического анализа его хозяйственного портфеля. Главной же основой для принятия решений могут стать результаты трендового анализа стратегических и экономических показателей деятельности предприятия (например, доля рынка, уровень конкурентоспособности товаров и самого предприятия, объем продаж, уровень прибыльности и т.п.) за статистически значимый отрезок времени.

Четвертая группа стратегических решений в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это выработка подходов и методов мониторинга его состояния и перспектив развития.

Исходя из базовых  определений инновация - это нововведение, обладающее коммерческой значимостью, а инновационная деятельность - это  создание (получение, использование) новых  знаний и превращение их в инновацию. Современные темпы научно-технического прогресса коренным образом меняют, прежде всего, технические и технологические факторы производства. Результаты получения новых знаний и внедрения их в эту область впечатляют как по количественным, так и по качественным параметрам. В этой связи необходимо отметить существенное продвижение в области применяемых материалов даже для производства традиционных товаров.

Существенным фактором лавинообразных темпов появления новых  знаний и их распространения явилась глобальная информатизация общества и бизнеса. В нынешних условиях менеджеры могут реально лидировать в бизнесе только в том случае, если они широко используют информационные технологии. Результативность принимаемых решений в сфере бизнеса находится в прямой зависимости от объема поступающей информации, от уровня своевременности и достоверности данных и, безусловно, от степени ее комплексности по любому вопросу, который возникает в ходе предпринимательской деятельности.

Таким образом, единожды, пусть даже правильно, созданный инновационный потенциал не сможет обеспечивать высокую эффективность инновационной деятельности в течение длительного времени. Требуется его «поднастройка» в связи с вновь открывающимися возможностями со стороны научно-технического прогресса.

Все это выдвигает на первый план проблему регулярного мониторинга состояния инновационного потенциала промышленного предприятия. При этом мониторинг должен решать две самостоятельные, но логически связанные задачи:

1) анализ и оценка состояния инновационного потенциала (степень его соответствия выдвинутым критериям, уровень развития, полнота потребного состава и т.п.);

2) анализ и оценка  результативности использования  инновационного потенциала (достигнутые  с его помощью результаты инновационной деятельности: уровень обновления продукции и технологий, конкурентоспособность хозяйственного портфеля предприятия, уровень доходности и прибыльности от внедрения инноваций и.т.п.).

Таким образом, общая  концепция системы стратегического  управления формированием и развитием инновационного потенциала промышленного предприятия должна основываться на следующих ключевых позициях.

Исходной позицией в  системе управления инновационным  потенциалом должен стать всесторонний анализ реального и потенциального рыночного пространства с целью выявления возможных и по определенным критериям приемлемых для данного предприятия направлений для его формирования и дальнейшего развития. Результаты такого анализа позволят спланировать состав инновационного потенциала и его масштабы. При этом в качестве ограничений могут (а в отдельных случаях и должны) выступать: действующая миссия предприятия, установленная совокупность внутрифирменных целей, реализуемая стратегия развития и другие.

После планирования целей  и содержания инновационного потенциала (конкретного состава его элементов), система управления должна выработать организационные решения как взаимодействия элементов самого инновационного потенциала в процессе осуществления инновационной деятельности, так и взаимодействия инновационного потенциала (в виде самостоятельной подсистемы) другими подсистемами промышленного предприятия. Результаты этих организационных решений во многом предопределяют масштабы и результативность инновационной деятельности предприятия.

В соответствии с базовыми положениями менеджмента в системе управления должна быть реализована функция мотивации. Эта функция может быть реализована как адекватная реакция системы на ухудшающиеся внешние характеристики, то есть мотивом к активизации инновационной деятельности и развитию инновационного потенциала предприятия является сохранение и укрепление его конкурентных и экономических позиций. Это приводит к необходимости регулярного получения своевременной информации, необходимой и достаточной для принятия соответствующих решений.

Последняя функция в  системе управления - контроль должна быть реализована в виде текущего мониторинга состояния и результативности использования инновационного потенциала промышленного предприятия. Результаты мониторинга обеспечивают обратную связь в системе управления путем предоставления информации об эффективности принятых ранее управленческих решений в области инновационной деятельности.

Таким образом, общий  контур системы стратегического  управления формированием и развитием  инновационного потенциала промышленного предприятия будет иметь замкнутый цикл, начиная с целеполагания и заканчивая обеспечением обратной связи.

 

 

1.3 Оценка инновационного  потенциала организации

 

 

Анализ и оценка инновационного потенциала предприятия заключается в  оценки вида деятельности, структуры органов управления, ресурсного потенциала, финансового состояния и готовности предприятия к инновациям. Одновременно с этим оценивается структура источников финансирования капитала хозяйствующего субъекта, их роль в формировании и развитии инновационного потенциала. Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации.

Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов.

В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных  методик оценки: детальная или диагностическая.

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования  инновации и подготовки проекта  ее реализации и внедрения.  Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды вкратце такова: дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели; устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам; анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала; составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных  проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Необходимо заметить, что проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т.д.). Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

- оценка управляющих воздействий;

- оценка состояния внешней среды;

- ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические);

- ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

- установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

- наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

- оценка структурных параметров;

- определение интегральной оценки потенциала организации.

С целью комплексной  оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями.

Во-первых, посредством  внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции  предприятия.

Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:

1. Устанавливается перечень  кластер-факторов, связанных с соответствующими  свойствами инновационного потенциала  и строится «дерево кластер-факторов»,  ствол которого - уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.

2. В соответствии с  установленным перечнем кластер-факторов  и структуризацией их за разработанным  «деревом кластер-факторов» устанавливаются  показатели оценки потенциала.

3. Согласно проведенной  структуризации и иерархизации  показателей оценки рассчитывается  коэффициент весомости каждого  показателя.

4. Избирается база  сравнения уровня инновационного  потенциала, за которую может  быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.

5. Проводя сравнительный  анализ посредством метода средневзвешенной  рассчитываем показатель роста  инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследующегося предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития.

6. На основании полученных  данных делается вывод относительно  уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобный для реализации поставленной цели форме.

Для решения аналитических  задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров.

В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале:

♦5 — очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели, — классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

  • 4 — хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения — сильная сторона;
  • 3 — среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
  • 2 — плохое состояние, требует серьезных изменений — классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
  • 1 — очень плохое состояние, требует радикальных преобразований — очень слабая сторона. Оценку осуществляет экспертная группа из специалистов организации численностью не менее пяти человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка инновационного  потенциала ООО «ХХХ»

 

 

ООО «ХХХ» - частная коммерческая организация. Компании принадлежит  сеть СТО по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.

Использую научные методы и приемы проведем комплексную оценку инновационного потенциала компании. Весь анализ разобьем на пять блоков:

Информация о работе Формирование и оценка инновационного потенциала организации