Формирование и оценка инновационного потенциала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процессы формирования и оценки инновационного потенциала организации и практическое применение научного подхода в оценки инновационного потенциала организации на практики. Область возможного практического применения: предприятия любой формы организации и собственности, а также государственные учреждения и общественные организации. Технико-экономическая и социальная значимость: использование методов оценки и навыки формирования инновационного потенциала любого предприятия, позволят качественно изменить всю структуру инновационной деятельности. Внедрение новых технологий, продуктов и систем управления помогут кардинально изменить финансовое состояние предприятия и вывести его в лидеры отрасли.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 4
1 Инновационный потенциал организации……………………………………..5
1.1 Инновации и инновационный потенциал организации……………….. ….5
1.2 Формирование инновационного потенциала организации ……………….9
1.3 Оценка инновационного потенциала организации ………………….15
2 Оценка инновационного потенциала ООО «ХХХ»…………………………19
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

0649777_5C525_kursovaya_rabota_formirovanie_i_ocenka_innovacionnogo_potenc.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Зачастую инновационный  потенциал воспринимается как научно-технический задел в форме открытий, изобретений, исследований, а также как научно-технический уровень разработок, позволяющий решать новые задачи или, что по сути то же самое, инновационный потенциал - это экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот [6, с.183].

Однако с этим мнением  можно согласиться лишь частично, потому что инновационный потенциал  является более глубоким понятием, в основе которого лежит комплексное  ресурсное обеспечение. Отсюда выдвигается такое определение - инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов.

Для анализа понятия  «инновационный потенциал» в современной экономической литературе, используются разные научные подходы:

- структурно-институциональный  подход - вычленяет структуру инновационной  деятельности с точки зрения  системы институциональных субъектов,  осуществляющих инновационную деятельность, а также экономические связи с внешними для нее сферами - наукой и производством;

- функциональный подход - выявляет временные закономерности  инновационного процесса: производство  инновационного продукта, его обмен,  распределение, потребление и  возобновление цикла инновационного процесса;

- ресурсный подход - основывается  на возможности использования  каждого единичного хозяйственного  ресурса в инновационном процессе.

Отсюда проистекают  и разные представления о составе  и структуре инновационного потенциала. Проанализируем некоторые из них.

Согласно [7] инновационный потенциал предприятия (научно-технической организации) состоит из четырех частей.

1. Задел научно-технических  (технологических) собственных и  приобретенных разработок и изобретений.  Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.

2. Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.

3. Внешние и внутренние  факторы, отражающие взаимодействие  инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.

4. Уровень инновационной  культуры, характеризующий степень  восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

Некоторые исследователи, считая инновационную деятельность, как одну из функций предприятия, представляют структуру инновационного потенциала в виде единства трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют одновременно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода "плацдармом" для его формирования. Она включает в себя материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

Результативная составляющая выступает отражением конечного  результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). В связи с этим, она выступает своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала и способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной).

Внутренняя составляющая представляет собой «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность  функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного  осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.

 

 

1.2 Формирование  инновационного потенциала организации

 

 

Один и тот же потенциал нельзя использовать одинаково эффективно для решения качественно разнородных проблем. Яркий пример - неудачный опыт конверсии предприятий ВПК в 80-х годах ХХ столетия в СССР. Поэтому, процесс формирования и последующего развития инновационного потенциала любой организации должен быть целенаправленным и основанным на системных позициях.

На основе общей схемы стратегического подхода к организации и планированию инновационной деятельности на предприятии можно сформулировать концептуальные положения по созданию системы управления инновационным потенциалом. Система управления инновационным потенциалом промышленного предприятия должна базироваться на четырех группах стратегических решений.

Первая группа стратегических решений - выбор целесообразного направления формирования и развития инновационного потенциала и планирование его содержательной составляющей.

Такой выбор осуществляется в ходе стратегического сегментирования  рынка. В общем случае это процесс анализа рыночного окружения промышленного предприятия, результатом которого является обоснование сфер деятельности (областей приложения инновационного потенциала), привлекательных с точки зрения:

- удовлетворения новых (развивающихся) общественных потребностей за счет внедрения соответствующих инноваций;

- роста объемов продаж инновационно-активного предприятия за счет диверсификации хозяйственного портфеля;

- финансовой результативности (например, прибыльности и/или рентабельности) за счет внедрения продукции, находящейся на первых стадиях жизненного цикла.

Конечным результатом стратегического сегментирования внешней среды предприятия с целью формирования (развития) эффективного инновационного потенциала является обоснование таких стратегических направлений инновационной деятельности, которые, в конечном счете, приведут к получению конкретного (инновационного) товара, изготавливаемого по определенной (новой) технологии и на который имеется реальный или потенциальный спрос, то есть, известны потребители этого товара.

В соответствии с представленным определением исходным пунктом в системе стратегического управления инновационным потенциалом промышленного предприятия является планирование его содержательных аспектов, то есть обоснование:

1) общих принципов и направлений развития инновационного потенциала предприятия с выделением характерных его особенностей.

2) общих подходов к формированию потребного состава инновационного потенциала предприятия.

3) общих решений о масштабах развития инновационного потенциала.

При этом в процессе планирования должны быть безусловно учтены те ограничения, которые возникают при описании стратегического подхода. То есть инновационный потенциал должен формироваться и развиваться в соответствии с действующей в настоящий момент миссией предприятия, поддерживать краткосрочные и долгосрочные цели хозяйствования, находиться в пределах принятой общекорпоративной стратегии развития.

Отсюда, выполненные в  процессе планирования обоснования  должны быть направлены на то, что созданный  инновационный потенциал будет  способен обеспечить разработку, производство и распространение таких инновационных продуктов, которые:

- расширяют и углубляют  настоящее и будущее рыночное  пространство предприятия;

- повышают уровень  общей рентабельности и финансовой  устойчивости предприятия;

- формируют гибкий  хозяйственный портфель предприятия;

- находятся в синергетическом  взаимодействии со уже реализуемыми  видами деятельности предприятия.

В целом первая группа стратегических решений характеризует  содержательную сторону инновационного потенциала с точки зрения его  целесообразности относительно внутренних интересов и особенностей данного промышленного предприятия. Последнее обусловлено не только тем, что правильно сформированный инновационный потенциал предопределяет достижение тех или иных стратегических и экономических результатов, но прежде всего тем, что его создание и соответствующее поддержание требует значительных дополнительных затрат все видов ресурсов.

Поскольку инновационный  потенциал является материально- технической, информационной и творческой основой  инновационной деятельности, то в процессе планирования необходимо определить какие именно ресурсы имеются в распоряжении предприятия для его формирования и/или могут быть привлечены извне по разумной цене. Кроме того, следует выработать стратегию обновления и развития ресурсной базы исходя из планируемых масштабов инновационной деятельности предприятия.

Сделанные обоснования, а так же логика стратегического  подхода к управлению инновационным  потенциалом промышленного предприятия  приводит к необходимости принятия следующих групп стратегических решений.

Вторая группа стратегических решений, в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это обоснование адекватной организации инновационного потенциала адаптированной к изменениям.

С точки зрения системного подхода инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность различного рода ресурсов необходимых и достаточных для достижения поставленной цели - осуществления требуемых масштабов и темпов инновационной деятельности с заданными критериями ее эффективности. Это требует определенной организации качественно разнородных элементов инновационного потенциала (тех самых ресурсов) в виде самостоятельной подсистемы, а также адаптации ее в структуру более сложной системы – предприятия.

Инновационная деятельность является сложным методом обеспечения конкурентных и экономических преимуществ. С одной стороны, она требует дополнительных усилий со стороны менеджмента, трудовых коллективов и отдельных работников предприятия, которые не свойственны им в, так называемой, штатной ситуации. При этом такие дополнительные затраты времени, сил и ресурсов ни как не компенсируются, по крайней мере, на этапе инициирования инновации. Это означает, что высшее руководство предприятия должно создать особые организационные формы (например, «кружки качества» и т.п.), которые обеспечивают какие-то другие, нетрадиционные стимулы для инновационной деятельности. С другой стороны, инновационная деятельность по своей природе приводит к расширению и углублению диверсификации хозяйственного портфеля предприятия, а это, как известно из основных постулатов общей теории менеджмента, неизбежно усложняет его производственную и организационную структуру.

Таким образом, активизация  инновационной деятельности и, в  частности, формирование инновационного потенциала, нацеленного на отдачу, требуют разработки особых подходов и методов организационного обеспечения инновационности предприятия.

Основополагающим (глобальным) принципом принятия решений в области организации инновационного потенциала является минимум изменений во всех аспектах деятельности хозяйствующего субъекта при сохранении его миссии, провозглашенных целей и общей стратегии.

С методологических позиций этот принцип  может быть реализован только путем  использования синергетических эффектов на уровне организационных решений. На практике же это может проявляться в следующем:

- максимальное использование действующей  на предприятии технологической  базы путем совершенствования  структуры основных фондов, увеличения  интенсивности их использования, обеспечение гибкости технологического процесса и возможности наращивания имеющегося технического и технологического потенциала;

- минимальные изменения существующей  организационной, в том числе  производственной, структуры предприятия  (если для этого не существует других, более веских причин) путем создания временных и/или постоянно действующих новых автономных организационных модулей (например, венчурных подразделений и т.п.), что создает условия для быстрой и не высоко бюджетной адаптации структуры к динамично изменяющимся внешним условиям;

- минимальные изменения в структуре  поставщиков и максимально возможное  сохранение клиентуры, что обеспечивает  более высокий уровень надежности  функционирования предприятия, минимизируется  риск не поставок и неплатежей и, тем самым, обеспечивается своевременное и достаточное финансирование как текущей, так и инновационной деятельности.

Третья группа стратегических решений в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это раскрытие методологической сущности мотивации к его формированию и развитию.

В общем смысле мотивация - это процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения определенных целей.

С точки зрения теории маркетинга мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с  потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его  действия к поставленной цели [8, с.65].

С точки зрения теории менеджмента мотивация – это процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации [9, с. 72].

Информация о работе Формирование и оценка инновационного потенциала организации