Анализ организации инновационного менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Вопросы оценки и повышения уровня инновационного климата и инновационного потенциала предприятий, условия развития и регулирования их инновационной деятельности не получили достаточного освещения. Таким образом, цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий, способствующих в развитии инновационного менеджмента на предприятии. Для достижения указанной цели в курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические аспекты развития инновационного менеджмента предприятий в современных условиях; произвести анализ уровня развития инновационного менеджмента на предприятии; разработать мероприятие по совершенствованию уровня развития инновационного менеджмента на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
5
1 Теоретические основы организации инновационного менеджмента предприятий в современных условиях………………………………………
8
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности…..
8
1.2 Сущность инновационного менеджмента…………………………….....
12
1.3 Организация инновационного менеджмента на предприятии………...
14
1.4 Условия для развития инновационного процесса на предприятии……
17
2 Анализ организации инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД»………………………………………….....
20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СМ ТРЭЙД»………………………………………………………………………...
20
2.2 Оценка уровня развития инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД»…………………………………………...
26
2.3 Совершенствование уровня развития инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД» ………………………………………...
34
2.4 Экономическая эффективность мероприятия…………………………...
37
Выводы………………………………………………………………………...
38
Список использованной литературы………………………………………...
40

Файлы: 1 файл

моя КР 3.docx

— 120.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность инновационного менеджмента

 

 

 

Инновационный менеджмент — это  система управления инновациями, инновационным  процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновация является объектом воздействия  со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так  и на экономические отношения, возникающие  между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Воздействие хозяйственного механизма  на инновации осуществляется с помощью  определенных приемов и особой стратегии  управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями —  инновационный менеджмент.

Управление инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и  административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный  менеджмент основывается на следующих  ключевых моментах:

  1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  2. Организация инновационного процесса для данной инновации.
  3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке [1, С. 147].

Инновационный менеджмент включает в  себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление  и способ использования средств  для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и  средство достижения цели прекращает свое существование.

Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей  тактики инновационного менеджмента  является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать  как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект  управления) и управляемой подсистемы (объект управления) [2, С. 148].

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта  управления.

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические  отношения между участниками  рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством  передачи информации. Эта передача информации и представляет собой  процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет  определенные функции, которые определяют формирование структуры системы  управления.

Различают два типа функций менеджмента  инноваций:

  1. функции субъекта управления;
  2. функции объекта управления.

К функциям субъекта управления относятся:

  • функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
  • функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.
  • функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.
  • функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
  • функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
  • функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
  • функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

К функциям объекта управления относятся:

  • рисковое вложение капитала;
  • организация инновационного процесса;
  • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии [1, С. 78].

Функция рискового вложения капитала проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или  в новую операцию всегда связано  с неопределенностью, с большим  риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных  фондов. Содержанием функции организации  инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению  инноваций.

 

 

 

1.3 Организация инновационного менеджмента на предприятии

 

 

 

Необходимость инновационного развития малого предприятия предъявляет  новые требования к организации, содержанию и методам управленческой деятельности. Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Это переход на новый, более совершенный  способ организации деятельности, обеспечивающий рост возможностей малого предприятия. Сам факт внедрения нововведения на предприятии свидетельствует  о переходе к более высокому уровню производственных возможностей, то есть является показателем развития компании.

Организация инновационного менеджмента  связывает в единую систему указанные  выше элементы процесса управления инновациями.

Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит  из следующих взаимосвязанных этапов:

  • определение цели управления инновацией.
  • выбор стратегии менеджмента инновации.
  • определение приемов управления инновацией.
  • разработка программы управления инновацией.
  • организация работ по выполнению программы.
  • контроль за выполнением намеченной программы.
  • анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.
  • корректировка приемов менеджмента инновации [2, С. 56].

Организация инновационного менеджмента  закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в  самом инновационном процессе. Инновационный  процесс служит тем фундаментом  прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов  инновационного менеджмента.

В первую очередь, необходимо определить цель управления данным новым продуктом  или операцией. Целью инновационного менеджмента может быть  прибыль,   расширение   сегмента   рынка,  выход на  новый   рынок и т.п. [3, С. 54].

Следующим важным этапом организации  инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии  управления зависит результативность и эффективность инноваций.

Подходы к приемам по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и  могут быть самыми разными.

Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы  управления инновацией и организация  работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам  и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация  работы по выполнению намеченной программы  действий, то есть определение отдельных  видов мероприятий, объемов и  источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы  действий.

Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. При анализе прежде всего  выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и  затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций  использовать более эффективно.

Заключительным этапом организации  инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов  управления инновацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Условия для развития инновационного процесса на предприятии

 

 

 

Зарубежный  опыт показывает, что главным фактором стабилизации и экономического развития является рост интеллектуального потенциала и научно-технологические инновации, применение которых значительно  изменяет объемы и качество производства.

Инновации являются главным источником дохода и сверхприбылей наиболее развитых стран мира. При этом достигается и другая, не менее важная цель – сокращается экспорт невосполнимых природных ресурсов. Ведь в отличие от них источники научно-технического творчества неисчерпаемы. Так, к примеру, в США давно законсервированы многие источники сырьевых ресурсов, а экспорт наукоемкой продукции достигает более 80% его общего объема. При этом американский бизнес контролирует более 43% рынка интеллектуальной собственности всего мира [3, С. 63].

Наряду  с организационными мероприятиями  существенным фактором  для инновационного процесса являются подходящие люди. Подбор способных и склонных к новаторской  деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Содействовать развитию инновационных  способностей предприятия может  фирменная культура, которая поощряет инновационное поведение, придавая большое значение таким ценностям, как новаторство и творчество или терпимое отношение к неизбежным неудачам. Признаками фирменной культуры, благоприятной для инновационной  деятельности, являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей, поощрение командной работы.

Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые  организационно-технические и экономические условия для выхода предприятия на новые рубежи, по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпринимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности.

Решение внутренних инновационных задач  предприятия как производителя  так или иначе носит подчиненный  характер. Отсюда важной составной  частью общей стратегии любого предприятия  является его инновационная стратегия, определяющая направленность и содержание нововведений, адекватных потребностям и изменениям внешней среды, а  в конечном счете интересам потребителя (покупателя, клиента).

По своей  содержательной направленности стратегия  инновационного развития носит прагматический характер. В нем на переднем плане  стоят реальные факты и потенциальные  возможности, которые предприятие  должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в  будущем. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики [2, С. 54]. Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов.

Единой  для всех предприятий модели инновационной  стратегии не существует, равно как  и единого универсального стратегии  инновационного развития. Каждое предприятие, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического  управления инновационным процессом  является уникальным, а его формы  и методы не могут тиражироваться для многих предприятий. Выбор стратегии  зависит от многих факторов, в том  числе от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного  и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды  и других. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые  могут рассматриваться как некоторые  обобщенные принципы выработки инновационных  стратегий и осуществления стратегии  инновационного развития.

В итоге  можно сделать вывод, что главным  фактором стабилизации и экономического развития промышленного производства является рост интеллектуального потенциала и научно-технологических инноваций, применение которых значительно  изменит объемы и качество производства.

 

2 Анализ     организации    инновационного     менеджмента  на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД»

Информация о работе Анализ организации инновационного менеджмента на предприятии