Анализ организации инновационного менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Вопросы оценки и повышения уровня инновационного климата и инновационного потенциала предприятий, условия развития и регулирования их инновационной деятельности не получили достаточного освещения. Таким образом, цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий, способствующих в развитии инновационного менеджмента на предприятии. Для достижения указанной цели в курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические аспекты развития инновационного менеджмента предприятий в современных условиях; произвести анализ уровня развития инновационного менеджмента на предприятии; разработать мероприятие по совершенствованию уровня развития инновационного менеджмента на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
5
1 Теоретические основы организации инновационного менеджмента предприятий в современных условиях………………………………………
8
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности…..
8
1.2 Сущность инновационного менеджмента…………………………….....
12
1.3 Организация инновационного менеджмента на предприятии………...
14
1.4 Условия для развития инновационного процесса на предприятии……
17
2 Анализ организации инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД»………………………………………….....
20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СМ ТРЭЙД»………………………………………………………………………...
20
2.2 Оценка уровня развития инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД»…………………………………………...
26
2.3 Совершенствование уровня развития инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД» ………………………………………...
34
2.4 Экономическая эффективность мероприятия…………………………...
37
Выводы………………………………………………………………………...
38
Список использованной литературы………………………………………...
40

Файлы: 1 файл

моя КР 3.docx

— 120.49 Кб (Скачать файл)

4

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….

5

1 Теоретические основы организации инновационного менеджмента предприятий в современных условиях………………………………………

8

1.1 Общая характеристика  инноваций и инновационной деятельности…..

8

1.2 Сущность инновационного менеджмента…………………………….....

12

1.3 Организация инновационного менеджмента на предприятии………...

14

1.4 Условия для развития инновационного процесса на предприятии……

17

2 Анализ     организации     инновационного     менеджмента  на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД»………………………………………….....

20

2.1 Организационно-экономическая  характеристика  ООО  «СМ ТРЭЙД»………………………………………………………………………...

20

2.2 Оценка уровня развития инновационного менеджмента на предприятии  ООО  «СМ ТРЭЙД»…………………………………………...

26

2.3 Совершенствование уровня развития инновационного менеджмента на предприятии ООО «СМ ТРЭЙД» ………………………………………...

34

2.4 Экономическая эффективность мероприятия…………………………...

37

Выводы………………………………………………………………………...

38

Список использованной литературы………………………………………...

40


 

Введение

 

 

Инновационный менеджмент – относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Именно поэтому данная тема является актуальной и интересной для подробного рассмотрения.

Инновационный менеджмент связан с  профессиональной реализацией функции  управления, прежде всего, на корпоративном  уровне. Особенно следует подчеркнуть, что инновационный менеджмент имеет  органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию  стратегического менеджмента. Он изучает  ряд особых законов и требований управления современными корпорациями и развития предпринимательства. Вместе с тем поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей, во многом зависит от принципов и институтов государственной научно–технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент – это  менеджмент научно–технических и интеллектуальных ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя науку, технологию и информацию, которые не являются бесплатными  экономическими благами. Они представляют собой активы, которые следует  планировать, использовать, зарабатывать и возобновлять.

Инновационный менеджмент – менеджмент системный. Всегда ощущается недостаток горизонтальных связей между отраслями  научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения  важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает  проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций является передовым краем  современной науки управления.

Сложность применения инновации на предприятиях обусловлена межпредметными связями инновации в области  экономики, организационно–управленческой, социально–психологической, правовой, технологической и т.д. На инновацию воздействуют как факторы внешней, так и внутренней среды. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость исследования инновационных возможностей развития предприятия с особой тщательностью.

Уровень развития инновационного менеджмента  на российских предприятиях свидетельствует  об уровне развития экономики в целом, о степени готовности страны, регионов, предприятий к созданию принципиально  новых технологий, новых продуктов.

Вопросы оценки уровня инновационного менеджмента различных экономических  систем являются предметом активных исследований в течение многих лет, что подтверждает важность данной категории  в вопросах экономического развития предприятий, отраслей и экономики  в целом.

Большая часть научных исследований инновационной деятельности носит преимущественно общетеоретический характер или посвящена решению отдельных аспектов некоторых проблем. Вопросы оценки и повышения уровня инновационного климата и инновационного потенциала предприятий, условия развития и регулирования их инновационной деятельности не получили достаточного освещения.

Таким образом, цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий, способствующих в развитии инновационного менеджмента на предприятии.

Для достижения указанной цели в  курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические аспекты развития инновационного менеджмента предприятий в современных условиях; произвести анализ уровня развития инновационного менеджмента на предприятии; разработать мероприятие по совершенствованию уровня развития инновационного менеджмента на исследуемом предприятии.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «СМ ТРЭЙД», основным видом деятельности которой является разработка, изготовление, установка и реализация систем защиты от краж, систем подсчета посетителей, систем видеонаблюдения, локальных сетей, автоматизация торговли, POS-терминалы.

Предмет исследования – уровень  развития инновационного менеджмента  на предприятии.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, выводов и списка использованной литературы.

Теоретической и методологической основой проекта выступают труды  отечественных и зарубежных ученных, статистические и отчетные данные о  деятельности ООО «СМ ТРЭЙД».

 

1 Теоретические основы организации инновационного менеджмента предприятий в современных условиях

 

1.1 Общая характеристика  инноваций и инновационной деятельности

 

 

Инновация - это нововведение, изменение. Любая инновация – результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение курса доллара или экономической обстановки в целом навязано вашей организации извне, и она вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы сократить убытки. Переезд на другую квартиру, смена места работы, свадьба - изменения, инициаторами которых являетесь вы сами. Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность, на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления изменениями. Это и есть инновационный менеджмент [1, С. 134].

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу.

Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

-   новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

-   новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

-   новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

-   измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

-   новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

-  они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

-  дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

-  означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

-  нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических  или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также  входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции  за счет освоения производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии, но уже  известных на рынке продуктов, с  целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости  от технологических параметров инновации  подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка  инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту  в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической) [2, С. 107].

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому  признаку выделяются инновации: технологические; производственные; экономические;  торговые; социальные; в области управления.

Научно-техническая  продукция - это логичный результат  интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция  признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Рынок инноваций  характеризуется рядом отличительных  особенностей:

  • он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
  • он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
  • он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может  исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в  широком его понимании [2, С. 125].

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку  характерной особенностью для нее  является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Информация о работе Анализ организации инновационного менеджмента на предприятии