Управление качеством образовательных услуг на базе интенсификациии инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – управление инвестиционными ресурсами в рамках повышения качества образовательных услуг среднего профессионального учреждения.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
оценить роль качества образовательных услуг в процессе подготовки специалистов;
исследовать системы инвестирования в образование;
изучить основные характеристики среднего профессионального образования;
провести сравнительный анализ методов расчета потребности в инвестиционных ресурсах;
адаптировать методику расчета потребности в инвестиционных ресурсах для средних специальных учебных заведений;
обосновать потребность в инвестиционных ресурсах и проиллюстрировать применение методики ее расчета на примере ФГОУ СПО «Новосибирского технологического техникума питания»;
дать основные предложения и рекомендации по применению данной методики в целях повышения качества образовательных услуг.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические основы инвестирования сферы образования 9
1.1 Роль качества образовательных услуг в формировании модели будущего специалиста 9
1.2 Инвестиции в сфере образования 15
1.3 Инвестиционный процесс в образовании 22
2. Методика определения потребности в инвестиционных ресурсах для образовательных учреждений среднего профессионального образования 31
2.1 Основные характеристики среднего профессионального образования 31
2.2 Методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах 37
3. Применение методики расчета потребности в инвестиционных ресурсах ФГОУ СПО «Новосибирским технологическим техникумом питания» 44
3.1 Характеристика объекта исследования 44
3.2 Обоснование потребности в инвестиционных ресурсах 49
3.3 Расчет потребности в инвестиционных ресурсах 55
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 71

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Источник:[29]

Выделения бюджетных  средств на образование могут быть представлены в следующих формах: федеральные программы, региональные программы, прямые инвестиции части текущих расходов образовательного учреждения.

Сравнение перспективных  форм инвестиций в образование приведено  в таблице 3.

Таблица 3 -  Перспективные формы инвестиций в образование

Форма

Описание

Преимущества

Недостатки

1

2

3

4

Образовательный кредит

Предоставление  студентам образовательных кредитов банками и государственных субсидий

Переложение части  инвестиций на потребителя, разнообразие форм кредитов (вплоть до безвозмездного). Позволяет частично оплачивать получаемое образование.

Проблема определения  гос.нормативов на 1 обучаемого. Высокая  процентная ставка банков. Отсутствие госгарантий. Гарантийное обеспечение  кредита ликвидными активами. Короткий срок кредитования.

Государственные именные финансовые обязательства 

Трансферт, избирательно выдаваемый студенту и позволяющий  ему 

Расширение  доступности образования для  малообеспеченных

Отсутствие  прозрачности финансирования, возможность перекоса в сторону отдельных

 

 

 

 

(ГИФО)

осуществлять  свободный выбор на рынке образовательных  услуг.

семей, гарантии со стороны государства.

специальностей.

Договор на подготовку специалистов от организаций

Абитуриент  заключает два договора, первый – с организацией, второй – с кредитной организацией.

Возможность контролировать учебный процесс заказчиком, гарантированность  трудоустройства.

Отсутствие  отлаженного механизма взаимодействия образовательное учреждение- студент- организация  - кредитная организация

Образовательный вексель

Ценная бумага образовательного учреждения, стоимость  которой соответствует стоимости  годичного (иного срока) обучения студента.

Позволяет оплачивать любые формы и уровни обучения

Необходимость жесткого контроля за выпуском векселей и их учета.

Форма

Описание

Преимущества

Недостатки

1

2

3

4

Внебюджетная  стипендия

Стипендии, гранты, субсидия на жилье во время учебы, выделяемые за счет коммерческой деятельности учебного заведения

Повышение мотивации  студента, переложение части государственных инвестиций на учебное заведение.

Необходимость поиска дополнительных источников дохода для учебного заведения.

Привлечение организаций  к инвестированию НИД учебного заведения

Реализация  и объединение экономических  отношений между студентом, учебным заведением и организацией.

Ускорение НТП, повышение инновационного потенциала, повышение трудоустройства, повышение  качества образования.

Отсутствие  интегрированных НИ комплексов, единой научной БД, системы мониторинга  инновационного потенциала.


Источник: [29]

Перечисленные формы инвестиций широко используются в мировой практике большинства  стран. Россия сегодня стоит на пути реформирования  структуры образования, в том числе создания новой  системы финансирования, где основное внимание уделяется привлечению инвестиций из внебюджетных источников инвестиций. Основной проблемой, не позволяющей перейти к внебюджетному финансированию, является неразвитость финансовых механизмов на рынке образовательных  услуг, отсутствие законодательной базы, регулирующей финансовые взаимоотношения участников процесса инвестирования образования.

Для учета, анализа  и повышения эффективности  инвестиций необходима их научно обоснованная классификация. Продуманная в научном плане  и обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно  учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для  разработки и реализации эффективной инвестиционной политики как государства в целом, так и образовательного учреждения.

В научной литературе [26,31] приводятся различные классификации  инвестиций. На наш взгляд, все эти  классификации имеют право на существование и позволяют более  детально представить инвестиции с  учетом специфики сферы образования.

Инвестирование  в сферу образования формируется  под влиянием целого спектра взаимодействующих  между собой процессов на всех уровнях, и отличается от производственных инвестиций наборами средств, объектами  вложений, источниками финансирования, формами собственности инвестиционных ресурсов, направлениями использования, содержанием.

Таким образом,  классификацию инвестиций в сферу  образования, с нашей точки зрения, можно определить по следующим признакам: [36]

    • характеру целевого назначения объектов вложения;
    • источникам формирования;
    • формам инвестирования;
    • участникам процесса инвестиций.

Классификация инвестиций в образование представлена в таблице 4

Таблица 4 -   Классификация инвестиций в образование

Признак

Виды инвестиций в образование

1

2

По характеру  объекта вложения

Материальные: здания, транспорт, оборудование, земля, книги и др.

Нематериальные: интеллектуальные и кадровые.

Финансовые: финансовые активы.

По источникам формирования

Развитие и  модернизация учебного и научного процесса.

Развитие материально – технической базы.

Организация подготовки специалистов и учебно-методическое обеспечение.

Разработка  и внедрение современных образовательных  технологий, и их обеспечение.

Улучшение социально  – экономических условий сотрудников  и обучаемых.

По формам инвестирования

Образовательный вексель, ГИФО, образовательный кредит, договор на подготовку специалистов от организаций, медико-социальное и  долгосрочное страхование, внебюджетная стипендия и др.

По участникам

Федеральные, региональные и местные бюджеты; финансово – кредитные организации, банки, страховые и лизинговые компании, кредитные союзы; предприятия и организации реального сектора экономики; общественные фонды и организации


Источник: [35]

Инвестиции  в образование имеют тройственный эффект: для государства – экономический рост и научно – технический прогресс, для фирм – рост производительности, сокращение брака, высокое качество продукции. Структура и содержание профессиональной подготовки специалистов должны соответствовать современным потребностям рынка.

В связи с  существующей потребностью улучшения  качества образования важно не только увеличивать ассигнования, но и развивать  частно – государственное партнерство  в системе инвестиций в образование  и четко определять основной объем  потребности в инвестиционных ресурсах. Поэтому изучение процесса инвестирования сферы образования, с нашей точки зрения, актуально для достижения поставленной цели и задач работы.

 

 

    1. Инвестиционный процесс в образовании

 

Предкризисное состояние экономики на рубеже 70-х  и вначале 80-х гг. отрицательно сказалось на развитии образования. В системе образования сократился ввод в строй объектов капитального строительства, ухудшилась учебно-материальная база учебных заведений, снизилось качество подготовки выпускников.

Финансовые  и материальные ресурсы, необходимые для развития образования, выделялись из расходной части государственного бюджета, значительно сократилась и доля расходов на образование в составе национального дохода (таблица 5).

Таблица 5 - Доля бюджетных расходов на общее и профессиональное образование в ВВП,  %

Года

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

3,58

4,03

4,36

3,40

3,49

3,48

3,33

Общее образование

2,37

3,27

3,49

2,88

3,01

2,88

2,93

Профессиональное  образование

1,21

0,76

0,87

0,52

0,42

0,59

0,40


 Источник: [41], расчеты автора 

Как видно из таблицы 5, резкое сокращение бюджетных  расходов на образование происходит лишь в 1995 г. Представление же об ухудшение  ситуации с финансированием образования  до этого момента связано, прежде всего, с падением объема ВВП и регулярным недофинансированием, т е. с не полным получением обещанных средств [21].

Со временем в российском образовании произошли  существенные изменения. Значительно  выросла  автономия  учебных заведений, увеличилось разнообразие видов учреждений образования.

Рисунок  1 -  Изменение доли расходов на образование от общей величины социальных расходов, %

Источник:  [42]

Как видно по рисунку 1 сохранялись довольно высокие темпы роста бюджетных расходов на образование. С  2001 г. отмечается рост доли расходов на образование в консолидированном бюджете РФ.

Однако не было осуществлено комплексное обновление  системы образования. В результате  нынешнее состояние образования (его  содержание и структура, материальная база, организационно – экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника) оказалось не соответствующим современным требованиям.

Как отмечают А.А. Воронин и С.А. Беляков действующая  система инвестирования образования  в условиях недостатка бюджетных  средств представляется неэффективной по ряду направлений: [15]

  • распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации и соблюдение принципа их целевого использования не позволяет осуществлять маневрирование ресурсами в зависимости от конкретных условий;
  • ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств перерастает в необходимость обоснования перед финансовыми органами целесообразности каждой траты этих средств, что сводит  на нет законодательно установленную автономию и самостоятельность образовательных учреждений;
  • действующая структура финансовых органов содержит множество промежуточных звеньев, замедляющих движение финансовых потоков.

Реформы в национальных системах образования, проводимые в  большинстве стран, были направлены на поиск оптимального соотношения государственного и частного финансирования образования, сочетание централизованного и децентрализованного управления, целесообразной степени автономности учебного заведения, повышение качества образования и его соответствия изменениям в обществе, развитие системы непрерывного образования, новых форм и источников инвестиций за счет развития сотрудничества между образовательным учреждением и сферой частного бизнеса.

В России вхождение  образования на рынок проходило  в условиях «шоковой терапии». Западный сценарий расставляет приоритеты вхождения на рынок следующим образом: повышение конкурентоспособности и качества образования, оформление и наполнение альтернативных каналов финансирования, а затем уже – уменьшение средств государственной поддержки. В России приоритет отдается самостоятельному поиску недостающих учебному заведению собственных средств, при  этом повышение конкурентоспособности и качества образования выглядит как побочная цель.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, ее обеспечения за счет повышения эффективности процессов инвестиционной политики [31].

Инвестиционная  ситуация во многом определяется активностью  и эффективностью происходящих инвестиционных процессов в сфере образования. Государственное регулирование экономики должно способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата страны и отдельного региона. Создание благоприятных условий инвестирования сферы образования способ


Информация о работе Управление качеством образовательных услуг на базе интенсификациии инвестиционной деятельности