Инвестионный климат регинов ПФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата регионов Приволжского федерального округа на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие инвестиционного климата регионов………...……………………….6
1.2 Методические подходы к оценке инвестиционного климата регионов…….12
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционный климат регионов……………...…18
1.4 Нормативно-правовое обеспечение в анализе инвестиционного климата регионов……………………………………………………………………………..21
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………..25
2.1 Анализ динамики основных показателей инвестиционной деятельности регионов ПФО………………………………………………………………………25
2.2 Анализ законодательства, регулирующего вопросы инвестиционного климата……………………………………………………………………………...31
2.3 Рейтинги экспертных агенств, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов ПФО………………………………………………..34
2.4 Потенциал и перспективы социально-экономического развития регионов ПФО…………………………………………………………………………………36
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………………………………43
3.1 Предложения по совершенствованию действующего законодательства и механизмов развития инвестиционного климата регионов……………………..43
3.2 Рекомендации по реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата регионов………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая работа по инвестиционной стратегии.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

В качестве отдельных зон округа выделяются республики Татарстан и Башкортостан. Центрами опережающего развития республики Татарстан являются Казанская агломерация с развитым авиастроением, нефтехимией, транспортно-логистическим комплексом и научно-образовательной сферой (Казанский университет и отраслевые институты), а также восточный промышленный узел (Елабуга, Набережные Челны, Менделеевск), основными секторами экономики которого являются нефтехимическая и химическая промышленность, имеющий особые перспективы автомобилестроительный кластер.

Потенциал экономического развития республики Башкортостан определяется традиционными специализациями Уфимской агломерации (нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение), инновационное развитие которых будет опираться на научно-образовательный комплекс, а также промышленной агломерации Стерлитамак – Салават – Ишимбай с ориентацией на химическую и нефтехимическую промышленность и оборонное машиностроение. При этом экономика восточной части республики Башкортостан тесно интегрирована с экономикой Челябинской области, опирающейся на горнорудно-металлургический комплекс и туризм.

В каждой республике традиционно  развитое сельское хозяйство определяет формирование современного агропромышленного кластера.

Потенциал юга Приволжского федерального округа определяется развитием Самарско-Тольяттинской агломерации с развитым автомобилестроением, авиационно-космическим машиностроением, станкостроением, нефтедобычей, нефтепереработкой, нефтехимией, транспортно-логистическим узлом, научно-образовательным комплексом, опирающимся на систему отраслевых исследовательских институтов, и туристско-рекреационным сектором.

Приволжские территории Саратовской области (Саратов, Балаково) становятся зоной опережающего развития юго-запада Приволжского федерального округа со специализацией на машиностроение, химию, обеспечение транспортного транзита, агропромышленный комплекс. Центрами роста становятся Ульяновск, в котором будут развиваться машиностроение и высокотехнологичный ядерно-промышленный комплекс, и Пенза со специализацией на машиностроение.

Основу развития юго-восточной  части Приволжского федерального округа (Оренбургская область) составляют металлургия, добыча нефти и газа, газопереработка, а также сельское хозяйство.

Многофункциональным центром  развития северо-западной части округа (Нижегородская область, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл) является Нижегородская агломерация, экономика которой сочетает как традиционные отрасли (все виды транспортного машиностроения, металлургия, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, транспортно-логистический узел), так и секторы новой экономики (информационные технологии, фармацевтика, туризм, инновационные транспортные технологии). Центрами роста становятся также Саранск (электротехника), Чебоксары (машиностроение), Йошкар-Ола (ВПК) [11]. 
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

3.1 Предложения по совершенствованию  действующего законодательства  и механизмов развития инвестиционного  климата регионов

 

Рабочей группой по подготовке настоящего доклада совместно с  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, подготовлен ряд предложений, решение которых могло бы способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов округа.

Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству  Российской Федерации:

1) Рассмотреть и принять комплекс мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы государственной политики по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, развития деловой среды и повышения гарантий для инвесторов, в том числе:

1.1) В целях создания целостной системы государственного стратегического управления, координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по достижению приоритетных целей, разработать и принять Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании».

1.2) Для обеспечения правового регулирования инновационной деятельности, развития рынка интеллектуальной собственности в экономике разработать и принять Федеральный закон «О национальной инновационной системе».

1.3) В целях установления на федеральном уровне законодательных основ правового регулирования и общих принципов организации отношений в рамках государственно-частного партнерства в Российской Федерации разработать и принять Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве».

1.4) В целях совершенствования государственной промышленной политики, восстановления и развития стратегически важных отраслей экономики разработать и принять Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».

1.5) Для создания условий, направленных на техническую модернизацию и переоснащение промышленных предприятий, создать Федеральный лизинговый фонд.

1.6) Для повышения стабильности условий реализации инвестиционных проектов и ведения предпринимательской деятельности, рассмотреть возможность вступления в силу федеральных законов, увеличивающих прямую финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты, не ранее чем через два года с момента принятия.

1.7) В целях сокращения сроков подготовки подзаконных актов, регулирующих вступление в силу стимулирующих норм (льгот и преференций) для организаций, реализующих инвестиционные проекты, предусмотреть законодательное закрепление предельных сроков принятия всех необходимых подзаконных актов.

1.8) Для установления принципов создания и функционирования технопарков, создания правовых условий для их развития, модернизации их промышленно-производственной базы разработать и принять федеральный закон «О технопарках».

1.9) В целях совершенствования законодательства о государственных закупках и закупках продукции и услуг компаниями с государственным участием и государственными корпорациями, борьбы с коррупцией принять Федеральный закон «О федеральной контрактной системе».

1.10) В рамках совершенствования законодательства, регулирующего вопросы социально-экономического развития отдельных территорий, принять Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации».

1.11) В целях развития рынка земли и создания условий для ускоренного осуществления модернизации внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 297-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в части закрепления механизмов упрощения процедуры изъятия земельных участков и

возможности резервирования земель, предназначенных для строительства, предусмотрев:

- расширение перечня возможных случаев изъятия земельных участков для

государственных и муниципальных  нужд;

- упрощение процедуры изъятия земельных участков;

- сокращение сроков проведения процедуры изъятия земельных участков (по аналогии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи…»).

1.12) Внести изменения в Федеральный закон от 27 ноября 1992 года

№4015-1-ФЗ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации», предусматривающие формирование механизмов страхования инновационных рисков и интеллектуальной собственности.

2) Завершить переход к формированию и исполнению федерального бюджета на основе государственных программ с определением показателей результативности, предусмотрев возможности для общественного мониторинга их исполнения.

3) В целях создания стимулов для структурной перестройки экономики, стимулирования процессов диверсификации региональных экономик, внедрения механизмов снижения нагрузки по приоритетным для государства направлениям, внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, предусматривающие:

- сокращение фискальной нагрузки на производство и инвестиции по приоритетным направлениям развития экономики;

- увеличение налоговой нагрузки на неэффективное потребление и рентные платежи;

- введение дополнительных форм государственной финансовой поддержки развития инженерной инфраструктуры.

4) Разработать и утвердить в установленном порядке на федеральном уровне нормативные правовые акты о стимулировании государственных закупок инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции.

Правительству Российской Федерации:

5) Продолжить координацию деятельности по реализации стратегий социально-экономического развития федеральных округов и их комплексных планов (программ). Завершить формирование методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

6) Ввести дифференцированные (пониженные) страховые тарифы для страхования опасных производственных объектов с учетом специфики имеющегося оборудования предприятий и его безаварийной работы в течение 5 лет.

7) Разработать и реализовать комплекс мер по развитию единого информационного пространства, способствующего повышению инвестиционной привлекательности регионов, по формированию условий для снижения административных барьеров и борьбы с коррупцией.

8) Разработать комплекс мер по оказанию государственной поддержки региональным инвестиционным фондам.

9) Рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на подготовку документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки территорий.

10) Упростить механизм предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам и облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов с использованием концессионных соглашений, в случае их осуществления в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Предусмотреть, что в этом случае пакет необходимых документов предоставляется без утверждения уполномоченным финансовым консультантом, межведомственной или Правительственной комиссией, а передается непосредственно в Министерство финансов Российской Федерации для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации.

11) Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 №63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 №379 «Об установлении

дополнительных ограничений  на инвестирование средств пенсионных накоплений…» в целях создания механизма использования пенсионных средств для проектного финансирования.

12) Создать систему государственной поддержки и стимулирования развития инвестиционного сотрудничества регионов:

- оказание в приоритетном порядке поддержки межрегиональным инвестиционным проектам;

- выделение грантов на развитие межрегионального сотрудничества;

- учет степени развития межрегиональных связей при оценке деятельности

руководителей органов  государственной власти.

13) В целях преодоления кризисных явлений и диверсификации экономики моногородов разработать федеральную программу поддержки муниципальных образований с монопрофильной структурой экономики, включающую создание на федеральном уровне фонда прямых инвестиций по развитию инженерной инфраструктуры и мер государственной поддержки реализуемых в моногородах инвестиционных проектов.

14) В целях совершенствования условий для привлечения инвесторов разработать программы создания технологических центров – центров проектирования и технологического развития, площадок опережающего индустриального роста, территориально-производственных комплексов.

 

3.2 Рекомендации по  реализации комплекса мер по  улучшению инвестиционного климата  регионов

 

В настоящее время  страна оказалась вновь перед  выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов Федерации.

По Конституции РФ субъекты Федерации тоже наделены большими полномочиями (в частности, законодательными). Исходным моментом является правильное определение приоритетов региональной экономической политики и стратегии. В расчете на долгосрочную перспективу это рационализация налоговой системы субъекта, бюджетная самодостаточность, создание целостной системы потребительского рынка, поддержка малого бизнеса и предпринимательства с целью формирования его как одного из ведущих секторов экономики региона, налаживание эффективного управления имущественным комплексом, создание благоприятных условий для притока инвестиций, повышение роли банковской системы в развитии реального сектора экономики и т. д.

Информация о работе Инвестионный климат регинов ПФО