Инвестионный климат регинов ПФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата регионов Приволжского федерального округа на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие инвестиционного климата регионов………...……………………….6
1.2 Методические подходы к оценке инвестиционного климата регионов…….12
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционный климат регионов……………...…18
1.4 Нормативно-правовое обеспечение в анализе инвестиционного климата регионов……………………………………………………………………………..21
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………..25
2.1 Анализ динамики основных показателей инвестиционной деятельности регионов ПФО………………………………………………………………………25
2.2 Анализ законодательства, регулирующего вопросы инвестиционного климата……………………………………………………………………………...31
2.3 Рейтинги экспертных агенств, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов ПФО………………………………………………..34
2.4 Потенциал и перспективы социально-экономического развития регионов ПФО…………………………………………………………………………………36
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………………………………43
3.1 Предложения по совершенствованию действующего законодательства и механизмов развития инвестиционного климата регионов……………………..43
3.2 Рекомендации по реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата регионов………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая работа по инвестиционной стратегии.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ 

Создание общих условий для  притока инвестиций

 

Валютное регулирование 

 

Достижение устойчивости национальной валюты

 

Обеспечение инвестиционного рейтинга


 

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Законодательство в инвестиционной деятельности

 

Регулирование внешнеэкономической  деятельности

 

Создание земельного законодательства

 

Законодательство о предпринимательстве 


 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 

Выполнение государственной программы приватизации

 

Изменение структуры форм собственности 

 

Мотивация физических и юридических  лиц относительно процессов приватизации


 

СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА 

Функционирование фондовой биржи 

 

Состояние рынка капиталов и  инвестиционных товаров

 

Наличие инфраструктуры тендеров

СТАТУС ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА 

Режим иностранного инвестирования

 

Условия регистрации иностранных  инвестиций и предприятий 

 

Наличие свободных экономических  и оффшорных зон 


 

СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

Инвестиционная деятельность банков, ее уровень 

 

Деятельность ну ты Саша блин даёшь  банков как инвесторов

 

Уровень развития и функционирования пара-банковской системы 


 

 

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ 

Структура производственного потенциала

Инвестиционная привлекательность  регионов и отраслей

Инвестиционная деятельность межотраслевых  корпораций

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

СФЕРЫ

Уровень развития строительного комплекса 

Система материально-технического обеспечения  инвестиций

Условия комплектации отрасли отечественным  и импортным оборудованием 


 

Рис. 1 Факторы, формирующие  инвестиционный климат

Существует также понятие  инвестиционная привлекательность  – это набор факторов, которые  делают страну или регион привлекательной для инвесторов. Причем инвестиционная привлекательность - понятие достаточно субъективное.

Базовые (пороговые) условия  ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические факторы, законодательно-нормативные, организационно-экономические, состояние судебной системы и т. п. - интересуют всех инвесторов, независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых различается для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и т. п.) [1, с. 365].

Следовательно, при разработке инвестиционной политики государства (региона), наряду с программой улучшения  базовых факторов, необходимо разработать  и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам [2, с. 453].

 

 

    1. Нормативно-правовое обеспечение в анализе инвестиционного климата регионов

 

Нормативно-правовое обеспечение  включает в себя совокупность нормативно-правовых актов, необходимых и достаточных для реализации региональной инвестиционной стратегии. Правовое регулирование инвестиционных процессов в регионе осуществляется, во-первых, общим гражданским и предпринимательским законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основополагающими правовыми  актами регулирования в системе  привлечения и осуществления  инвестиций являются: Федеральный закон  «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ; Федеральный закон «О защите законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральной закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ; Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ; Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ и другие.

Специальное правовое регулирование  инвестиционной деятельности носит  комплексный характер, так как  оно представлено нормативно- правовыми  актами различного уровня и ряда отраслей законодательства. Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней:

1) законодательные акты: конституционные и федеральные  законы; международные договоры; законодательство  субъектов Федерации;

2) подзаконные акты: указы  Президента РФ; межправительственные  постановления; правительственные  постановления; внешнеэкономические  соглашения субъектов РФ; ведомственные  акты; постановления и решения  органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера: различные административные акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-правовые договоры (на основе международного права, гражданского и трудового права РФ).

Нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ должны содержать региональные законы, создающие благоприятные условия для стратегического инвестиционного развития территории: »Об инвестиционной деятельности»; «О бюджете развития»; «О залоговом фонде»; «О науке и инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации» и другие.

Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области  инвестиционной деятельности в своей  основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Наиболее часто предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях. Технология предоставления гарантий инвесторам со стороны субъектов РФ основывается на создании ими сбалансированной системы правовой защиты, привлекательной для потенциальных инвесторов.

2. Методическое обеспечение  механизма управления региональной  инвестиционной стратегией включает  комплекс методических разработок  и материалов по планированию  и ведению инвестиционной деятельности в конкретных секторах экономики, носящих рекомендательный характер. Целью этих материалов является установление единых терминов, принципов оценки, техники расчетов и методических подходов к определению эффективности инвестиционных проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным, экологическим и другим стандартам. В составе методического обеспечения можно выделить документы и рекомендации, носящие различную степень общности:

- федеральные, регламентирующие отдельные аспекты методического сопровождения инвестиционных процессов по всей территории РФ;

- межотраслевые, регулирующие  инвестиционную деятельность в  сфере нескольких отраслей;

- отраслевые, в которых  регламентируется порядок расчета или исполнения стандартов в конкретных отраслях производства или секторах экономики;

- локальные, отражающие  требования и мотивы ведения  инвестиционной деятельности в  конкретных хозяйствующих субъектах. 

На государственном  уровне основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, в настоящее время являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфинов РФ и Госстроя России от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Этот документ в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и содержит систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, используемых на различных уровнях управления на основе определенных, признаваемых в РФ принципах проектного анализа.

Примером методического  обеспечения, разрабатываемого на региональном уровне, являются положения «О реестре  инвестиционных проектов», «О порядке  проведения экспертизы инвестиционных проектов» и пр.

Региональная инвестиционная политика - система мер и механизмов их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата  региона. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается региональными органами власти в пределах их компетенции с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики, политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

    1. Анализ динамики основных показателей инвестиционной деятельности регионов ПФО

 

Основные макроэкономические показатели и показатели развития

инвестиционной сферы  округа за период 2007-2011 годов имеют  положительную динамику.

Валовой региональный продукт Приволжского федерального округа в 2011 году оценивается в объеме 6 680,5 млрд рублей. Рост к уровню 2007 года составил 154% (4 330,4 млрд. рублей) (приложение 1). Среди регионов округа в указанном периоде максимальный рост объемов ВРП достигнут в Саратовской области (166%) и в Республике Татарстан (165%), минимальный - в Чувашской Республике и Самарской области (141,9%), в Пермском крае (131%) (приложение 2).

Максимальную долю в  ВРП округа в 2007-2011 годах занимают республики Татарстан (18,7%) и Башкортостан (14,4%), Самарская (12,4%) и Нижегородская области (11,4 процента).

Минимальный вклад в  формирование окружного ВРП вносят республики Марий Эл (1,4%) и Мордовия (1,9 процента).

По объему ВРП на душу населения, по оценкам 2011 года, лидирующие позиции занимают Республика Татарстан (329,3 тыс. рублей), Оренбургская (277,5 тыс. рублей) и Самарская (258,1 тыс. рублей) области. Наибольший рост в 2007-2011 годах по указанному показателю достигнут в Самарской и Кировской областях (в 1,7 раза), Республике Мордовия (в 1,65 раза), минимальный – в Пермском крае (135 процентов).

 

 

 

Таблица 1.1 Темп роста ВРП в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Индекс физического  объема ВРП, в % к

предыдущему году

2007

2008

2009

2010

2011

Республика Башкортостан

109,5

107,7

99,0

105,2

109,2

Республика Марий Эл

107,4

105,4

100,0

105,6

103,9

Республика Мордовия

111,0

104,2

93,0

104,8

111,7

Республика Татарстан

110,7

107,7

96,6

104,3

104,6

Удмуртская Республика

104,0

102,7

94,0

104,7

105,4

Чувашская Республика

111,4

104,8

82,3

103,3

105,4

Пермский край

108,1

104,9

91,6

107,3

112,9

Кировская область

104,8

103,8

90,8

104,4

105,0

Нижегородская область

109,0

102,2

88,2

107,5

106,7

Оренбургская область

109,7

102,6

95,9

102,1

102,5

Пензенская область

116,2

107,7

95,3

101,8

118,0

Самарская область

108,1

103,8

80,4

108,5

106,8

Саратовская область

108,2

108,4

97,8

103,4

108,0

Ульяновская область

110,0

101,6

92,6

105,1

104,5

Информация о работе Инвестионный климат регинов ПФО