Инвестионный климат регинов ПФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата регионов Приволжского федерального округа на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие инвестиционного климата регионов………...……………………….6
1.2 Методические подходы к оценке инвестиционного климата регионов…….12
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционный климат регионов……………...…18
1.4 Нормативно-правовое обеспечение в анализе инвестиционного климата регионов……………………………………………………………………………..21
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………..25
2.1 Анализ динамики основных показателей инвестиционной деятельности регионов ПФО………………………………………………………………………25
2.2 Анализ законодательства, регулирующего вопросы инвестиционного климата……………………………………………………………………………...31
2.3 Рейтинги экспертных агенств, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов ПФО………………………………………………..34
2.4 Потенциал и перспективы социально-экономического развития регионов ПФО…………………………………………………………………………………36
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………………………………43
3.1 Предложения по совершенствованию действующего законодательства и механизмов развития инвестиционного климата регионов……………………..43
3.2 Рекомендации по реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата регионов………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая работа по инвестиционной стратегии.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

В регионах округа применяются  механизмы взаимодействия органов  исполнительной власти с инвесторами:

- в 11-ти субъектах Федерации (Нижегородская область, Республика Татарстан,

Республика Башкортостан, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Кировская область) действуют советы по улучшению инвестиционного климата, оказывающие инвесторам организационно-методическую помощь и поддержку;

- широкую практику имеет политика заключения инвестиционных соглашений с инвестором. Выстраивание долгосрочных двусторонних договорных взаимоотношений и оказание содействия при прохождении согласительных процедур приобретает все большее значение в работе с инвесторами.

В то же время ряд экспертов  высказывает мнение, что в долгосрочной перспективе следует отдавать приоритет созданию равных благоприятных условий для всех инвесторов и переходу к политике автоматического предоставления преференций для всех субъектов инвестиционного процесса, отвечающих законодательно установленным в регионах критериям.

 

    1. Рейтинги экспертных агенств, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов ПФО

 

Для оценки инвестиционной привлекательности регионов использованы данные рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2010-2011 году. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценена по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск (приложение 9а и 9б).

В целом, по итогам исследования «Эксперт РА», регионы округа можно  разделить на четыре группы, имеющие:

- «средний инвестиционный  потенциал – умеренный риск»: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область;

- «пониженный потенциал  – умеренный риск»: Удмуртская  Республика, Чувашская республика, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область;

- «незначительный потенциал  – умеренный риск»: Республика  Мордовия;

- «незначительный потенциал  – высокий риск»: Республика  Марий Эл.

По оценкам рейтингового агентства Moody’s (приложение 10) наиболее высоко оценивается инвестиционный климат Республики Башкортостан, положение в которой в кризисный период было относительно стабильным, а в 2011 году, с учетом незначительного улучшения, инвестиционный климат оценивался как позитивный. Устойчивость Республики Башкортостан в объемах производства валового регионального продукта, которое не отреагировало на кризисные явления, свидетельствует о стабильности воспроизводственных процессов.

Экономика лидеров по привлечению прямых иностранных  инвестиций и инвестиций в основной капитал (Республика Татарстан, Нижегородская область), по мнению агентства, была восстановлена.

Изменение инвестиционной привлекательности, несмотря на большую  прочность экономики Республики Татарстан по сравнению с Нижегородской областью, оценивалось агентством идентично (в 2007-2008 годах «стабильно», в 2009 году «негативно», в 2010-2011 годах «стабильно»).

Нижегородская область  продемонстрировала значительное улучшение  показателей исполнения бюджета (дефицит бюджета снизился в 2,1 раза) в 2011 году после их ухудшения в 2009 году, обусловленного рецессией.

По мнению Moody’s, долговая нагрузка этих субъектов Российской Федерации остается высокой, но на уровнях, соответствующих рейтинговой категории «стабильный» инвестиционный климат.

По оценке Moody’s, Саратовская область сохранила «негативный» прогноз рейтинга вследствие сохранения текущего и общего дефицитов бюджета. В 2009-2011 годах правительство региона приняло на себя некоторые дополнительные расходы социального характера, в то время как доходы бюджета были недостаточным для покрытия принятых обязательств. Тем не менее, накопленный долг в настоящее время находится на уровне, соответствующем данной рейтинговой категории.

Для ускоренного развития регионов Приволжского федерального округа в соответствии с рекомендациями рейтинговых агентств необходимо:

- улучшить условия  инвестирования для иностранного  капитала;

- увеличить темпы роста  экономики за счет увеличения  объема финансирования затрат на научные исследования и разработки в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе в инновационной сфере;

- продолжить формирование  условий для увеличения производства  товаров с повышенной долей добавленной стоимости.

 

    1. Потенциал и перспективы социально-экономического развития регионов ПФО

 

Сбалансированное социально-экономическое  развитие регионов как один из целевых ориентиров развития Российской Федерации характеризуется уменьшением дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах.

Это достигается в  результате проведения государственной  региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества.

Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться, исходя из следующих основных принципов:

− скоординированность  принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию зон опережающего экономического роста на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;

− оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой в соответствующих сферах деятельности федеральных органов исполнительной власти;

− применение механизмов стимулирования органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социально- экономического развития регионов.

Инновационный и социальный векторы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе проявляются:

− в развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

− в формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6−8 до 2020 г.), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

− в формировании территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии на ранее неосвоенных территориях;

− в образовании и  развитии туристско-рекреационных  зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

− в развитии крупных  транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;

− в значительном снижении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.

Инновационно- и социально-ориентированный  путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.

В период до 2012 г. региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами экономического роста, к которым относятся:

− крупнейшие российские агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций;

− крупные города-центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), но пока еще недостаточно поддерживается притоком населения и инвестициями;

− территории, на которых  сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру;

− порты центральной  и южной части России, через  которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки;

− территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.

При этом большое значение будет иметь «инфраструктурный  эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала.

В период, начиная с 2012 г., существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные зоны опережающего экономического роста, к которым относятся:

− индустриальные зоны Поволжья и Урала, на территории которых развиваются ресурсо-добывающие и перерабатывающие высокотехнологичные отрасли;

− города Сибири с более  высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, портовые города Севера и Дальнего Востока;

− новые зоны освоения природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Сахалине, их переработки в Нижнем Приангарье, Южной Якутии, Читинской области, зоны добычи и переработки водных биоресурсов на Дальнем Востоке;

− туристско-рекреационные  кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.

Для реализации инновационно- и социально-ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, принципиально важно решить следующие задачи:

1) Развитие федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон

опережающего экономического роста.

2) Применение особых режимов тарифного, финансово-кредитного, налогового (в исключительных случаях − таможенного) регулирования для особо депрессивных или геополитически значимых территорий.

3) Повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4) Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции [10].

Преимущества Приволжского федерального округа определяются сравнительно благоприятными климатическими условиями, географическим положением, развитой инфраструктурой, развитой диверсифицированной производственной базой и сетью поселений, наличием квалифицированных кадров и системы их воспроизводства.

Ограничения развития Приволжского федерального округа связаны с недостатком ресурсной базы, напряженной экологической ситуацией, технологической отсталостью и высоким износом традиционно имеющей ключевое значение для экономики регионов округа индустриальной базы, недостатка мостовых переходов через р. Волгу.

Развитие северной части  Приволжского федерального округа (Пермский край, Республика Удмуртия и Кировская область) определяется потенциалом традиционных отраслей специализации (машиностроительный комплекс, включая оборонные отрасли, лесопромышленный комплекс, химия и нефтехимия). Эти базовые специализации дополняются отдельными центрами черной и цветной металлургии, ядерно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности. Сложившиеся интеграционные связи со Свердловской областью (горнорудная база, транспортный транзит, машиностроение), а также перспективные связи с ресурсными регионами северо-запада – республикой Коми и Архангельской областью (ресурсная база) во многом определят дальнейшие направления развития этой части территории округа. Наилучшие предпосылки для формирования новой экономики сосредоточены в Пермской агломерации, где активно развиваются машиностроение, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, транспортно-логистический комплекс.

Информация о работе Инвестионный климат регинов ПФО