Инвестиционный рынок РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что внимание, которое в современной России уделяется вопросам инвестиций, имеет весьма важное значение: оно свидетельствует об общем понимании того, что без правильно организованного инвестиционного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны. Отсюда и такое острое внимание к этой теме, еще десять - пятнадцать лет назад находившейся исключительно в сфере академической науки. Сегодня это вопрос непосредственной жизни и практики.

Файлы: 1 файл

ир рф 2.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Структура инвестиций в  производство товаров в 2007-2008 гг. определялась опережающим ростом инвестиций в сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых.

Доля обрабатывающих производств в структуре инвестиций в основной капитал в целом  по экономике в 2012 г. составила 15,7%. При  сохранении традиционно высокой  концентрации доходов внутри сырьевых экспортоориентированных производств характерным для российской экономики является низкая доля инвестиций в машиностроение. При сложившейся возрастной, технологической и воспроизводственной структуре основного капитала низкие темпы инвестирования в машиностроительный комплекс явились фактором, сдерживающим темпы развития производств по выпуску конечных и промежуточных товаров. При сформировавшейся структуре отечественного производства инвестиционных товаров импорт остается одним из основных источников обновления основного капитала, реконструкции и модернизации производства.

В 2013 г. сохранилась тенденция  опережающего роста инвестиций относительно динамики выпуска товаров и услуг  по базовым видам экономической  деятельности. За январь-февраль 2013г. прирост  инвестиций в основной капитал составил 20,2%. Рост инвестиций сопровождался увеличением объемов строительных работ на 30,2% против 19,9% в январе-феврале 2012 г.

Наибольшее влияние  на динамику инвестиций оказывал растущий инвестиционный спрос в транспортном комплексе, добывающих производствах, энергетическом и социальном секторах. В январе-феврале 2013 г. общая площадь введенных в действие жилых домов составила 5,8 млн.кв. метров против 5,5 млн.кв. метров за соответствующий период 2012 г.

 

 

 

3.2 Особенности и проблемы инвестирования в РФ.

 

Проведение рыночных реформ в России в 90-е гг. XX в. сопровождалось резким обострением кризисных процессов  в экономике. Разгосударствление собственности, демонополизация экономики и  конкуренция, либерализация внешнеэкономической деятельности, реформирование финансово-банковского сектора экономики, создание фондового рынка, свободные цены и другие шаги на пути создания рыночных отношений в РФ обошлись весьма дорого. Цена преобразования - инфляция и обесценение инвестиционного рубля, бюджетный дефицит, огромный внутренний и внешний государственный долг, безработица, двукратное падение объемов внутреннего валового продукта, сокращение производственной деятельности многих предприятий и целых отраслей народного хозяйства, ухудшение финансового положения большинства хозяйствующих субъектов, расстройство платежно-расчетных отношений, резкое снижение жизненного уровня населения и другие негативные явления - особенно ярко проявилась в 90-е гг. XX в.

Происходило обвальное  сокращение инвестиций. При этом инвестиции в объекты производственного  назначения в 90-е гг. XX в. снижались  значительно большими темпами, чем  инвестиции в объекты непроизводственного  назначения. Особенно драматично снизились  инвестиции в производственные объекты.

В эти годы ярко проявились многие негативные факторы: одномоментная  либерализация всех цен в условиях монополизированного народного  хозяйства, отсутствие реальной конкуренции  на начальном этапе реформ, форсированная  приватизация государственной собственности, рост внутреннего и внешнего государственного долга на основе масштабного выпуска государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ), перекос в сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития ее реального сектора.

Как следствие, ухудшился  инвестиционный климат, снизилась инвестиционная активность и обострились многие финансово-инвестиционные проблемы в  экономике Российской Федерации.

В 2006-2008 года произошла  быстрая и значительная переброска инвестиционных ресурсов из машиностроения в топливно-экономический комплекс страны, что и обусловило резкие изменения в структуре инвестиций.  Это можно объяснить повышенным спросом на продукцию российского топливно-энергетического комплекса на мировом рынке и замороженностью спроса на продукцию машиностроения внутри страны, трудностью проникновения на внешние рынки машиностроительной продукции, а также переходом отраслей на самофинансирование.

С 2008 г. в экономике  РФ наметились определенные позитивные тенденции, в том числе и по созданию объективных предпосылок устойчивого экономического роста. Российская экономика за годы реформ приобрела современные цивилизованные черты - свободные цены, единый валютный курс, преобладание негосударственной собственности, либерализацию внешнеэкономических связей. Из авторитарно-замкнутой она превратилась в открытую экономику, ориентированную на мировой рынок капитала, товаров и услуг. В финансово-кредитной сфере создана двухуровневая банковская система с разветвленной сетью коммерческих банков; сложилась действенная налоговая система; расширился рынок страховых услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.).

Однако, несмотря на положительные  тенденции, ситуация в экономике  остается нестабильной, поскольку до сих пор не созданы надежные предпосылки экономического роста, сохраняются и усугубляются острые экономические и социальные проблемы, требующие безотлагательной активизации государственной инвестиционной политики, в первую очередь созданием благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.  Основные производственные фонды в реальном секторе экономики изношены, и с 2008 г. начинается массовое выбытие активной части основных фондов, особенно коммуникационных систем, водопроводов, трубопроводов, железнодорожных путей и других средств труда, что резко повышает вероятность техногенных катастроф и ослабляет экономическую безопасность страны.

Дальнейшие динамика и устойчивость экономического роста  будут зависеть от инвестиционной активности в стране, от технического перевооружения производственных мощностей, направленного на обеспечение технологической конкурентоспособности российской продукции (как по затратам на ее производство, так и по качеству изделий). Именно поэтому важно выделить факторы, замедляющие инвестиционный процесс, и определить условия создания благоприятной почвы для активизации инвестиционной деятельности (особенно в реальном секторе), основываясь при этом на оценках инвестиционной деятельности в субъектах РФ и по отраслям экономики.

 

  1. Мероприятия по улучшению ситуации на рынке инвестиций

в РФ.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется целым  комплексом объективных и субъективных причин.

Российское правительство  в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Провозглашенная государственная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают огромные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику.  Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград.  Складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций.

Проблемы инвестиций в российской практике во многом взаимосвязаны  с таким макроэкономическим явлением, как инфляция. Основные подходы правительства  к оживлению инвестиционного  процесса основаны на необходимости  снижения инфляции. Низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитования и создать условия для более активных вложений в экономику.

Роль инвестиций в  экономике страны состоит в том, что они создают условия для  дальнейшего расширения производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.

Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов несколько российских нефтяных компаний.

Все эти сложности  вынуждают иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через  посредников (в основном банки), работающих на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, проблемы в законодательстве, коррупция и т.д.

Рассматривая внутренние инвестиции, приходящие из-за рубежа, необходимо сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. Несмотря на сложные экономические условия, за последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Большая часть этих средств переводится в конвертируемую валюту и оседает в западных банках. Это значительно противоречит тем ожиданиям, с которыми страна вступила в посткоммунистическую эпоху. Предполагалось, что произойдет обращение к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере перестройки под действием рыночных сил.  Ожидалось, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Тенденция к этому наметилась в 2006-2008 гг., однако с 2005 г. отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из страны вновь в несколько раз превышает их приток.

Многие представители  российских деловых кругов исходят  из того, что экономика РФ слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках.  Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал где-то далеко, например, в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому финансовые компании предпочитают кредитовать чужую экономику, а не отечественную.

Основные источники  оттока капиталов могут быть как  легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах, единообразного толкования и применения правовых норм. Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов: наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.

Недостаток инвестиций, в том числе иностранных, вызывает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства. Можно утверждать, что привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств.

Для оживления инвестиционной деятельности в России необходимы эффективный  механизм формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные, перспективные направления развития отраслей народного хозяйства и широкомасштабную инновационную деятельность.

В Российской Федерации  процесс инвестирования сегодня  является малоэффективным и непривлекательным  для инвесторов. Это обусловлено  отсутствием активной государственной  политики, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики.

Главная задача инновационной  деятельности - технологическая переструктуризация производства, нацеленная на достижение конкурентных преимуществ отечественных изделий на мировом рынке. Это важно не только с позиции развития экспортного потенциала, но особенно для удержания и развития внутреннего рынка.

К важнейшим направлениям развития адаптивной стратегии управления инвестиционным процессом в условиях экономических реформ можно было бы отнести: переориентацию инвестиционной политики государства на наукоемкие отрасли при одновременном создании благоприятного инновационного климата; сосредоточение инновационной деятельности на предприятиях, в ассоциациях, технопарках и т.д.; использование биржевого механизма для ускорения развития инвестиционных процессов с созданием необходимой инфраструктуры, институционально-правовой и экономической среды для самостоятельной инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Это позволило бы в ближайшей перспективе удовлетворить требования потребительского рынка, создать механизм кредитования предприятий и ценообразования на наукоемкую продукцию приоритетного направления.

Одновременно надо подчеркнуть, что в этом процессе исключительную роль должна играть государственная собственность, четкая инновационная система, основанная на государственной поддержке инноваций и стимулировании инновационной деятельности предприятий, как фактор роста экономики страны.

Информация о работе Инвестиционный рынок РФ