Инвестиционный рынок РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что внимание, которое в современной России уделяется вопросам инвестиций, имеет весьма важное значение: оно свидетельствует об общем понимании того, что без правильно организованного инвестиционного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны. Отсюда и такое острое внимание к этой теме, еще десять - пятнадцать лет назад находившейся исключительно в сфере академической науки. Сегодня это вопрос непосредственной жизни и практики.

Файлы: 1 файл

ир рф 2.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

1. Инвестирование, т.е.  привлечение инвестиций организаторами  инвестирования: эмитентами эмиссионных  ценных бумаг, застройщиками,  коммерческими банками, и, соответственно, передача инвестиций индивидуальными  инвесторами через заключение  гражданско-правовых договоров - приобретение акций, долевое участие в строительстве и т.д.

2. Реализация интересов  инвесторов, т.е. осуществление субъективных  прав, принадлежащих инвесторам: получение  процентов, права собственности  на квартиры, выплаты негосударственных пенсий и т.д.

3. Оборот инвестиционных  прав между участниками рынка:  отчуждение акций и облигаций,  уступки прав по договорам  долевого участия, отчуждение  инвестиционных паев инвестиционных  фондов и т.д. Здесь следует  отметить, что оборот инвестиционных прав не однороден с позиции анализа предмета (предметов) такого оборота и включает в себя:

- сегмент рынка акций  и облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг;

- сегмент рынка прав  на долевое участие в строительстве;

- сегмент рынка инвестиционных  паев;

- оборот паев членов  жилищных накопительных кооперативов.

При этом важно отметить, что оборот в большинстве своем  невозможен без деятельности профессиональных участников рынка инвестиций, направленной на реализацию целей участников рынка  инвестиций: услуги регистраторов, брокеров, фондовой биржи, финансовых консультантов и т.д.

 

2. Правовые основы  рынка инвестиций в РФ.

 

Правовое регулирование  отношений в инвестиционной сфере  осуществляется посредством ряда нормативных  актов, прежде всего на уровне законов. Этап после 1995 г. включает большое число нормативных актов, связанных с регулированием инвестиций. Практически в каждой отрасли экономики вопросы финансирования предпринимательской деятельности решались самостоятельно с учетом особенностей их реструктуризации. Кроме того, после 1995 г., следуя общему принципу развития рынка - поддержание условий конкуренции - большая часть принятых в этот период законов регулировала инвестиции в общем порядке без их деления на иностранные и отечественные.

Изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций на российском рынке, произошедшие после 1995 г., можно кратко оценить как развитие гражданского права, регулирующего рыночные, в том числе и инвестиционные, отношения. В указанный период были созданы необходимые условия для развития гражданско-правовых отношений, в рамках которых реализуются прямые и портфельные инвестиции.

Основным нормативным  актом, регулирующим прямые иностранные  инвестиции в России, продолжал оставаться Закон об иностранных инвестициях. Действие этого закона было дополнено законодательством в области добычи полезных ископаемых. Так, в конце 1995 г. была закончена работа над законом о соглашениях о разделе продукции. В связи с его принятием был отменен действовавший ранее указ Президента, регулировавший отдельные вопросы соглашений о разделе продукции [19, c.36-39].

Принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях  о разделе продукции" (далее - Закон  о СРП) следует понимать как альтернативу поручению, содержащемуся в Законе об иностранных инвестициях, о принятии закона о концессионных договорах. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, этот закон позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отраслях российской экономики путем широкого внедрения договорных отношений между инвестором и государством. Под инвестиционным механизмом понимается при этом сама договорная форма организации инвестиционных отношений. Однако принятие Закона о СРП не выполнило своей задачи - привлечь инвестиции в минерально-сырьевую базу страны.

Правовая форма организации  частной предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых традиционно была представлена концессионным  договором. Соглашения о разделе  продукции в зарубежной практике по своему содержанию представляли собой концессионные договоры нового поколения. Предметом и одновременно существенным условием этого договора является условие о гарантии прав частного лица, заключившего договор с государством.

Сдерживающее воздействие  на внедрение в практику соглашений о разделе продукции оказывало отсутствие согласованности в действиях федеральных и региональных органов власти, для которых регулирование соглашений о разделе продукции составляло сферу совместного ведения с федеральными органами. Этим объясняется критическое отношение к закону и региональных властей [19, c.36-39].

Главным событием в сфере предпринимательских, в том числе инвестиционных, отношений  на этом этапе было принятие второй части ГК РФ в 1996 году. Вторая часть  касается отдельных видов обязательств и включает в себя гражданско-правовое регулирование договоров, которые могут быть заключены иностранными лицами с целью осуществления инвестиций. К такого рода договорам прямо был отнесен договор финансовой аренды (лизинга) (гл. 34 § 6). К таким договорам можно отнести и ряд других договоров.

К числу договоров, регулируемых ГК РФ, которые можно использовать для осуществления инвестиционной деятельности, относятся договор  коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного оказания услуг, договор доверительного управления и договор простого товарищества. Особенностью этих договоров является то, что они предполагают установление длительных экономических связей между сторонами в договоре, а также то, что в них, как правило, сохраняется возможность влияния одной стороны в договоре на производственную деятельность другой стороны.

Включение в ГК РФ норм о договоре целевого займа явилось новеллой и означало применение гражданско-правовых методов регулирования к отношениям, подчиненным ранее административному и финансовому праву. Раньше целевой характер такого займа обеспечивался административно-финансовым контролем как финансовых органов, так и органов Госбанка СССР.

С введением этой новеллы  в ГК РФ определяющими условиями  гражданско-правового договора становятся условие о том, каким образом заемщик должен использовать сумму займа, а также о том, какие возможные средства контроля за действиями заемщика со стороны заимодавца будут использованы в ходе их совместной деятельности [19, c.36-39].

В 1998 г. продолжали совершенствоваться договорные формы инвестиций. Основными  законами, которые касались прямых иностранных инвестиций, были Федеральный  закон от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции"" и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге).

Принятые в 1998 г. законы показали, что договорные формы инвестиций в Российской Федерации развиваются  не как договоры о совместной деятельности, а скорее как различного вида соглашения (договоры) о разделе продукции. Так, в соответствии со ст. 28 Закона о лизинге, определяющей порядок платежей и взаиморасчетов между сторонами, допускается осуществление расчетов по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга (абз. 2 п. 2).

Кульминационным годом  в развитии инвестиционного законодательства следует считать 1999-й. В этом году было полностью обновлено законодательство об иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности. Был принят Закон об иностранных инвестициях, который отменил действие Закона об иностранных инвестициях (1991). В 1999 г. был введен в действие Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, который применяется наряду с ранее принятым Законом об инвестиционной деятельности. При этом Закон об инвестиционной деятельности применяется в части, не противоречащей закону, принятому в 1999 году. Были приняты законы, направленные на регулирование рынка портфельных инвестиций. К ним относятся Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг). Эти законы отражают новые тенденции в развитии законодательства, понять которые можно, обратившись к международно-правовым стандартам регулирования инвестиций.

 

3. Оценка развития  рынка инвестиций и его влияние  на экономическое развития России.

3.1 Анализ структуры  инвестиций в РФ за 2005-2012 годы.

 

В 2012 г. объем инвестиций в основной капитал составил 6418,7 млрд руб. и увеличился на 21,1% против 13,7% в предшествующем году. Высокий рост инвестиционного спроса поддерживался повышением роли внутреннего рынка в формировании экономической динамики. Отличительной особенностью 2012 г. стало повышение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до 19,7%, что явилось максимальным значением этого показателя за весь период реформ.

Рост доходов экономики  определил динамичное расширение спроса на капитальные товары. Ориентация производителей на проведение модернизации и реконструкции производства вызвала повышение спроса на машины и оборудование практически во всех видах экономической деятельности. В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов наблюдалось повышение доли затрат на машины, оборудование и транспортные средства. Если в 2007 г. на долю инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства приходилось 35% от общего объема инвестиций в основной капитал, то в 2012 г. по предварительной оценке их удельный вес превысил 37,7%.

При сложившихся темпах развития отечественного машиностроения, динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала на внутреннем рынке усилилось влияние импортных поставок машин и оборудования.

В 2012 г. при росте инвестиций в основной капитал на 21,1%, производства машин и оборудования на - 20,9%, транспортных средств и оборудования на 15,7% и электрооборудования на 14,8%, импорт машин и оборудования вырос в 1,55 раза. Инвестиции на приобретение импортного оборудования в 2008 г. составили 308,5 млрд руб. или 17,8% от общего объема инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства.

 

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в % к итогу

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Инвестиции в основной капитал — всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по источникам финансирования:

 

собственные средства

47,5

49,4

45,0

45,2

45,4

44,5

42,1

41,5

46

из них:

                 

прибыль

23,4

24,0

19,1

17,8

19,2

20,3

19,9

19,9

28,9

привлеченные средства

52,5

50,6

55,0

54,8

54,6

55,5

57,9

58,5

46,5

из них:

                 

кредиты банков

2,9

4,4

5,9

6,4

7,9

8,1

9,6

9,4

8

в том числе иностранных  банков

0,6

0,9

0,9

1,2

1,1

1,0

1,6

1,1

02

заемные средства других организаций

7,2

4,9

6,5

6,8

7,3

5,9

6,0

6,1

2,3

бюджетные средства:

22,0

20,4

19,9

19,6

17,9

20,4

20,2

21,2

11,9

федерального бюджета

6,0

5,8

6,1

6,7

5,3

7,0

7,0

8,4

4,6

бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов

14,3

12,5

12,2

12,51

11,6

12,3

11,8

11,7

6

Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа

4,7

4,5

4,1

4,7

5,0

4,8

6,9

4,6

1,7


 

Особенности инвестиционного  процесса 2012 г. определялись ростом расходов средств федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации. В 2012 г. фиксировалось повышение доли бюджетных инвестиций в ВВП на 0,5 п.п. За счет бюджетных средств было профинансировано 1042,4 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что составило 11,9% от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета – 4,6%.

Иллюстрацией качественных изменений механизма инвестиционного  развития в период 2005-2012 гг. стал сдвиг  от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств  предприятий и организаций к  расширению участия привлеченных средств. По итогам 2012 г. на долю привлеченных средств приходилось 46,5% от общего объема инвестиции в основной капитал.

Развитие этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала.

Низкая реальная стоимость  кредитных ресурсов и достаточно высокий средний уровень рентабельности обусловили расширение круга предприятий-заемщиков.

Среди факторов, позитивно  влияющих на динамику кредитов и других заемных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, от общего объема инвестиций в основной капитал составила 3,3%, в том числе средства населения -1,0%.

В структуре инвестиционных ресурсов доля банков в кредитовании инвестиций составила 9,4%, что соответствует  уровню предыдущего года. Следует  обратить внимание на особенности участия  иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. В 2012 г. инвестиции в основной капитал из-за рубежа составили 4,6% от общего объема инвестиций и снизились на 2,3 п.п. по сравнению с предыдущим годом.


Рисунок 1. Структура  инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в % к итогу

В структуре использования  средств поступивших из-за рубежа в форме иностранных инвестиций доминирующее значение приобрело повышение  доли расходов на приобретение ценных бумаг и погашение кредитов банков и займов до 27,4% против 7,0% в 2011 г. на фоне снижения доли инвестиций в основной капитал на 10 п.п. до 13,1%. Формирование этих пропорций протекало на фоне увеличения объемов чистого ввоза капитала до 82,3 млрд. долл. против 41,3 млрд долл. в 2011 г.

В 2011-2012 гг. сохранилась  тенденция роста инвестиций в основной капитал в транспорт и торговлю, а также в виды деятельности, ориентированные на предоставление социальных услуг, - образование, здравоохранение.

Информация о работе Инвестиционный рынок РФ