Инвестиционные проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Термин «инвестиция» входит в число наиболее часто используемых понятий в экономике, находящейся в процессе трансформации или испытывающей подъём. Это понятие происходит от латинского investio – одеваю, и подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику внутри страны и за границей. В руководствах по инвестиционной деятельности его, как правило, трактуют в широком смысле, понимая под инвестицией «расходование ресурсов в надежде на получение доходов в будущем, по истечении достаточно длительного периода времени».

Содержание работы

1. Инвестиционные проекты и их классификация
1.1 Понятие инвестиционного проекта
1.2 Классификация инвестиционных проектов
1.3 Фазы развития инвестиционного проекта
1.4 Участники инвестиционных проектов
1.5 Бизнес-план инвестиционного проекта
2. Методы оценки инвестиционных проектов
2.1 Критерии оценки инвестиционных проектов
2.2 Анализ чувствительности
2.3 Социальные результаты инвестиционных проектов
3. Методы финансирования инвестиционных проектов
3.1 Классификация видов и форм финансирования
3.2 Традиционное и венчурное финансирование
3.3 Облигационные займы
3.4 Лизинг
3.5 Бюджетное финансирование
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по инвестиции.docx

— 74.47 Кб (Скачать файл)

К моменту, когда завершается  стадия НИОКР и проект внедряется в производство, в первую очередь  необходимо оценить потребность  производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных  кадрах для перехода к выпуску  больших объемов продуктов или  услуг. Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем  больше разрыв между требованиями, необходимыми для организации производства новой продукции и существующими  производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты  по реализации инвестиционного проекта. Оценивая проект, необходимо выявить  те характеристики нового продукта или  услуги, достижения которых, вероятнее  всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности  и затраты, можно обеспечить плановый переход проекта от стадии НИОКР  к стадии производства.

На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные  издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на материалы, сырье, энергию, комплектующие, технологии, уровня оплаты труда работникам, капитальных вложений, объема выпуска.

Полная оценка проекта  включает в себя анализ вышеперечисленных  элементов реализации проекта. Для  сведения полученных результатов в  единое целое для получения общей  оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 8 (см. приложение).

Приведенный перечень не является универсальным и в зависимости  от целей и направления конкретного  проекта может быть расширен.

2.2 Анализ чувствительности

Целью анализа чувствительности является определение степени влияния  различных факторов на финансовый результат  проекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат  проекта, используются обычно следующие  показатели:

внутренний коэффициент  рентабельности (IRR);

срок окупаемости проекта (PBP);

чистая приведенная величина дохода (NPV);

индекс прибыльности (PI).

Факторы, варьируемые в  процессе анализа чувствительности, можно разделить на две основные группы:

Факторы, влияющие на объем  поступлений;

Факторы, влияющие на объем  затрат.

Как правило, в качестве варьируемых  факторов принимаются следующие:

физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса;

продажная цена и тенденции  ее изменений;

прямые (переменные) издержки и тенденции их изменений;

постоянные издержки и  тенденции их изменений;

требуемый объем инвестиций;

стоимость привлекаемого  капитала в зависимости от условий  и источников его формирования;

в отдельных случаях - показатели инфляции.

Эти факторы можно отнести  к разряду непосредственно влияющих на объемы поступлений и затрат. Однако кроме факторов прямого действия есть факторы, которые можно условно  назвать косвенными. К их числу  относятся, в частности, факторы  времени.

Факторы времени могут  оказывать на финансовый результат  проекта разнонаправленное действие. В качестве факторов времени, оказывающих  негативное влияние, можно выделить следующие:

длительность технологического цикла изготовления продукта или  услуги;

время, затрачиваемое на реализацию готовой продукции;

время задержки платежей.

Среди позитивных факторов времени можно назвать такие, как: задержка оплаты за поставленное сырье, материалы и комплектующие  изделия, а также период времени  поставки продукции с момента  получения авансового платежа при  реализации продукции и услуг  на условиях предоплаты.

Следующей группой факторов, оказывающих значительное влияние  на финансовый результат проекта  и используемых в качестве варьируемых  параметров в анализе чувствительности инвестиционных проектов, являются формирование и управление запасами.

Еще одна важная группа варьируемых  факторов - это факторы, характеризующие  условия формирования капитала. В  процессе анализа чувствительности варьируется соотношение собственного и заемного капитала, и определяются граничные значения, за которыми процесс  формирования капитала посредством  банковских кредитов неэффективен.

Очевидно, что влияние  всех указанных факторов для разных проектов будет различным. В каждом конкретном случае под варьированием  значений того или иного фактора  подразумевается конкретное управленческое решение, которое, в свою очередь, приводит к изменениям в инвестиционном плане  или объемах планируемых затрат и поступлений.

Таким образом, анализ чувствительности проводят как при планировании, так  и при анализе инвестиционных проектов. Полученные в результате проведенного анализа чувствительности данные служат основой для оценки финансовый риска проекта, а также  помогают разработать стратегию  наиболее безопасного и эффективного пути его реализации.

2.3 Социальные  результаты инвестиционных проектов

Разработка и реализация любого инвестиционного проекта  всегда преследует достижение определённых целей. В любой социально-экономической  системе (страна, регион, предприятие  и др.) формируется так называемое «дерево целей», структурированных  и иерархически упорядоченных в  зависимости от вида этой системы, способов и масштабов её функционирования, способа построения организационной  структуры управления и т.п. Так, в приложении к основной ячейке экономической  системы страны - фирме - эти цели в наиболее общем виде можно подразделить на рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные. Рыночные цели имеют отношение, прежде всего к стратегическому планированию и представляют собой некоторые ориентиры в отношении положения компании на интересующих её рынках продукции и факторов производства. Типичный пример-установление целевого ориентира по занятию определённого сегмента (доли) на рынке предлагаемых товаров (услуг). Финансово-экономические цели занимают основное место в системе целеполагания и выражаются главным образом в стоимостном представлении и показателях рентабельности (доходности). Производственно-технологические цели, устанавливаемые в ходе внутрипроизводственного планирования, наиболее детализированы, распространяются на все линейные подразделения (точнее, на центры ответственности) и не обязательно выражаются в денежном измерителе. Социальные цели имеют ориентацию, как за пределы фирмы, так и внутри её. В первом случае речь идёт о роли фирмы в её влиянии на внешнюю среду: дополнительные рабочие места, охрана окружающей среды, открытие новых социально-значимых производств и др. Во втором случае речь идёт о создании преимуществ для работников фирмы: система повышения квалификации, организация досуга, система дополнительного пенсионного обеспечения и др.

Социальным целям особое внимание уделяется, в частности, в  странах, исповедующих принципы так  называемой рейнской модели капитализма.

Все упомянутые цели действительно  составляют единое целое в том  смысле, что они взаимоувязаны  в рамках системы планирования. Для  подтверждения можно привести следующий  пример. В европейских странах уже давно пропагандируется идея социальной ориентации годовых отчётов крупных фирм, выражающаяся в том, что в состав публикуемой отчётности включаются формы, содержащие данные в динамике о мероприятиях по защите окружающей среды (капитальные затраты, эксплуатационные расходы, затраты на исследовательские работы соответствующего предназначения, количество работников фирмы, занятых разработкой и реализацией мероприятий по защите окружающей среды и т.п.)

Формулирование «дерева  целей» имеет место и при осуществлении  инвестиционной деятельности. Таким  образом, характеризуя целесообразность какого-либо проекта, чаще всего говорят  о двух видах эффективности - экономической  и социальной. Количественно эффективность  выражается различными показателями. В общем случае результативность, экономическая целесообразность и  эффективность функционирования коммерческой организации или внедрения некоторого проекта измеряются абсолютными  и относительными показателями: прибылью, показателями рентабельности, доходности и др.

Понятие социального эффекта (эффективности) в контексте инвестиционной деятельности может рассматриваться  в двух аспектах. Первый связан с  получением некоторого социального  эффекта при инвестировании в  коммерческую деятельность, т.е. в проект, прямо или косвенно способствующий наращиванию совокупного экономического результата, обычно прибыли, второй - в  некоммерческую деятельность, т.е. в  некий проект, не предполагающий генерирования  прибыли. Принципиальное различие заключается  в том, что в первом случае все  же доминирует критерий экономической  эффективности, а социальный эффект рассматривается как дополнительный результат от внедрения и реализации проекта. Во втором случае акценты смещаются  ровно наоборот – социальный эффект (эффективность) выступает уже в  роли первоочередного критерия; безусловно, по возможности принимаются во внимание и показатели экономического эффекта (эффективности), но не в качестве целевых  критериев, а, например, лишь как критерии, характеризующие рациональность действий, выполняемых в ходе реализации проекта.

По мере усиления требований к гуманизации труда социальные аспекты инвестиционной деятельности всё более активно принимаются во внимание не зависимо от того, о какой сфере экономики идёт речь.

 

3. Методы финансирования  инвестиционных проектов 

 

3.1 Классификация  видов и форм финансирования 

 

Формы и методы финансирования инвестиционных проектов отличаются значительным разнообразием: в этих целях могут  быть использованы выпуск акций, приобретение кредита, лизинговое финансирование, ипотечные  ссуды.

Каждая из используемых форм финансирования обладает определенными  достоинствами и недостатками. Поэтому  в любом инвестиционном проекте  должна быть проведена тщательная оценка последствий инвестирования различных  альтернативных схем и форм финансирования. Например, важно соблюдать правильное соотношение между долгосрочной задолженностью и акционерным капиталом, поскольку, чем выше доля заемных  средств, тем больше сумма, выплачиваемая  в виде процентов.

Используемая финансовая схема должна:

обеспечить необходимый для планомерного выполнения проекта объема инвестиций;

действовать в направлении  оптимизации структуры инвестиций и налоговых платежей;

обеспечивать снижение капитальных  затрат и риска проекта;

обеспечивать баланс между  объемом привлеченных финансовых ресурсов и величиной получаемой прибыли.

Получение финансовых результатов  путем выпуска акций

Это одна из наиболее распространенных форм финансирования инвестиционных проектов, она является предпочтительной формой финансирования первоначальных стадий крупных инвестиционных проектов. Акционерный  капитал можно приобретать путем  эмиссий двух видов акций: привилегированных  и обыкновенных. Потенциальными покупателями могут стать: заказчики, заинтересованные в продукции, производимой в результате завершения проекта и ввода в  эксплуатацию мощностей; внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости  вложенных средств, получении налоговых  выигрышей или в приросте стоимости  основного капитала на условиях ограниченной аренды или ограниченного участия.

Акционерный капитал может  вноситься ими в виде денежных вкладов, оборудования, технологий, а  также в форме экономического обоснования проекта или права  использования национальных ресурсов, если акционерами являются правительственные  организации.

Привлекательность этой формы  финансирования объясняется тем, что  основной объем финансовых или иных ресурсов поступает от участников проекта  в начале его реализации, хотя могут  производиться вклады в форме  подчиненных кредитов и в ходе осуществления проекта в начале его реализации. В то же время  ее использование дает возможность  перенести на более поздние сроки  выплату основных сумм погашения  задолженности, когда возрастает способность  проекта генерировать доходы, а прогнозируемые капитальные затраты и требования к финансированию будут более  точными.

Для финансирования крупных  проектов, требующих больших капитальных  затрат, выпуск акций совмещается  с выпуском долговых обязательств.

Долгосрочное финансирование

Источниками долгосрочного  долгового финансирования могут  быть:

долгосрочные кредиты  в коммерческих банках;

кредиты в государственных  учреждениях;

ипотечные ссуды;

частное размещение долговых обязательств.

Выбор варианта долгосрочного  долгового финансирования должен базироваться на результатах анализа устойчивости проекта и оценок возможностей проекта  обеспечивать погашение кредита  и выплату процентных ставок. В  дополнение к указанным выше источникам долгосрочного финансирования могут  использоваться такие формы, как  эмиссия облигаций и долговых обязательств (эта форма финансирования инвестиционных проектов часто используется при осуществлении проектов по реконструкции  и расширению действующих предприятий).

Кредиты как форма финансирования инвестиционных проектов

Если кредит в коммерческом банке или государственных учреждениях  представляется выгодной формой финансирования проекта, то его участники должны разработать общую стратегию  финансовых отношений с банками.

Наиболее распространенный вариант такой стратегии заключается  в том, что вначале к переговорам  привлекаются банки, имеющие с участниками  проекта прочные финансовые отношения  или выражающие интерес к развитию таких связей, а затем одному из этих банков предлагается занять ведущую роль на переговорах о кредите с другими банками.

Менее распространенным подходом, но иногда очень плодотворным является объединение участников проекта  в группу, выполняющую функции  синдиката, для получения средств  на принципах “клубного кредита”. В этом случае переговоры с каждым из банков проводятся на индивидуальной основе, что предоставляет участникам определенную гибкость в последующих  переговорах с инвесторами по поводу кредита.

Выбор условий кредитования проекта определяется чувствительностью  его экономических показателей  к изменению ставки, а также  получаемой потенциальной экономией (если рынок характеризуется нормальной, повышающейся кривой процентных доходов). В зависимости от этих характеристик  проекта могут использоваться фиксированные  процентные ставки или так называемые “скользящие” процентные ставки, то есть изменяющиеся в зависимости от периода  кредитования. Потенциальная экономия рассчитывается как разность между  суммарными затратами на выплату  финансовых процентных ставок долгосрочного  кредита и текущими суммарными затратами  на выплату скользящих процентных ставок. Важным фактором, определяющим выбор  условий кредитования, являются и  сроки истечения долговых обязательств. Скользящие процентные ставки могут быть рекомендованы при относительно коротких периодах кредитования; фиксированные - при длительных.

Информация о работе Инвестиционные проекты