Инвестиционная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является ОАО «Борисовский молочный комбинат» г. Борисов.
Цель работы: анализ особенностей инвестиционной деятельности и факторов, определяющих характер, цели и объемы инвестиций на промышленных предприятиях, в зависимости от их экономического положения и структуры капитала, включая разработку предложений по повышению эффективности работы фирмы в условиях рыночных отношений за счет реализации инвестиционных проектов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы привлечения инвестиций в модернизацию
технологического комплекса предприятий
1.1. Сущность и виды инвестиций. Структура инвестиционной деятельности
1.2. Правовая база инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Необходимость государственного регулирования инвестиционного процесса.
1.3. Обоснованность привлечения инвестиций в модернизацию технологического комплекса предприятий
2. Экономическая оценка эффективности функционирования предприятия
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский молочный комбинат» г. Борисов
2.2. Организация ресурсообеспечения предприятия
2.3. Анализ финансового состояния ОАО «Борисовский молочный комбинат»
2.4. Анализ и организационно-экономическая оценка рынков сбыта продукции и маркетинговой деятельности ОАО «Борисовский молочный комбинат»
3. Эффективность инвестиционной деятельности на предприятии
3.1. Объем и структура инвестиций
3.2. Техническая характеристика инвестиционного проекта
3.3. Организационно-экономический план инвестиционного проекта
3.4. План производства и реализации продукции
3.5. Оценка рисков и анализ чувствительности проекта
3.6. Показатели эффективности инвестиционного проекта
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0379478_B42FA_investicionnaya_deyatelnost_zao_borisovskiy_molochnyy_kombin.doc

— 799.50 Кб (Скачать файл)

Техническое перевооружение и реконструкция  действующих предприятий требует  разработки проектов и смет. Эффективность  в этих мероприятиях выше, чем при  новом строительстве и расширении, так как пассивная часть фондов остается без изменения, а это дает значительную экономию капитальных вложений. Целью реконструкции может быть также изменение профиля предприятия и организация производства продукции нового качества.

Модернизация, т.е. усовершенствование, изменение соответственно требованиям  современности, предприятий – одна из важнейших составляющих перехода от закрытой экономики к эффективной рыночной структуре, ориентированной на удовлетворение нужд потребителя. Технологическое развитие промышленности неотделимо от условий функционирования экономики. Эффективная структура, обеспечивающая успешное функционирование экономики страны, ее долгосрочный рост, должна поддерживать низкий уровень издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности, создавать стимулы для производства новых товаров и услуг.

Понятие «модернизация промышленности»  означает ее подтягивание до современных  стандартов, которые задаются странами-лидерами технологического прогресса.

Понятие «технологический комплекс предприятия» - совокупность функционально взаимосвязанных средств технологического оснащения для выполнения в регламентированных условиях производства заданных технологических процессов или операций, а также совокупность всех действий людей, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.

Составной частью технологического процесса является технологическая операция. Это понятие и примененные  в приведенных определениях понятия  «средство технологического оснащения», «предмет производства», «орудие труда» также имеют стандартизованные  определения.

Внешние и внутренние стимулы модернизации

Согласно исследованиям, внешние  факторы, стимулирующие модернизацию и введение инноваций разделяются  на две группы: прогресс технологий на базе научных исследований и обнаружение  незаполненных рыночных ниш и  потребностей потенциальных потребителей. В Беларуси, в связи с периодом экономических трансформаций, возникают и дополнительные факторы: они связаны с неблагоприятной и нестабильной экономической средой, заставляющей предприятия вырабатывать внутренние механизмы компенсации ее негативного влияния.

1. Обострившаяся конкуренция на  рынке. Рынок, по словам предпринимателей, цивилизуется, становится все более  требовательным к соотношению  цены и качества. Предприятиям  приходится усиленно заниматься  рекламой и обращать внимание на упаковку своей продукции, чего им вовсе не обязательно было делать, например, 5 лет назад.

2. Сокращение сырьевой базы, вызванное  ухудшившимся состоянием сельского  хозяйства. Трудности с сырьем  выражаются не только в уменьшении  его количества, но и резким снижением качества, вызванным ухудшением условий содержания животных, их болезнями, злоупотреблением гормональными препаратами. Это стимулирует поиск технологий, сберегающих сырье; приобретение качественного оборудования,  в том числе холодильного, переключение на использование импорта, конкуренцию за источники отечественного сырья.

3. Давление новых технологий. Информационный  фактор оказывает влияние как  на «позитивные» (разработку новых  продуктов более высокого качества), так и «негативные» (снижение качества продукции с целью ее удешевления) инновации. Процесс замещения натурального сырья заменителями и добавками особенно ускорился в последние 3-4 года, принял «вихревой характер» и технологии меняются практически каждый месяц.  Каналом «давления» новых технологий является и само наличие нового оборудования на рынке.

4. Расширение масштабов деятельности  предприятий является эндогенным  фактором их модернизации. Увеличивающиеся  объемы производимой продукции  и накопление свободных средств  приводит к тому, что предприятие «вырастает из самого себя», и это требует новой стратегии его развития, реорганизации, расширения производственных площадей, новых сбытовых технологий и технологий работы с персоналом. Модернизация этого типа особенно рискованна, так как покупка либо строительство новых производственных помещений чреваты крупными вложениями и большими временными затратами. Продолжение же использования ресурсов старого помещения блокирует развитие предприятия и может привести к потере рынка в будущем.

Таким образом, влияние внешних  и внутренних факторов на модернизацию предприятий неоднозначно.  С  одной стороны, появление новых  технологий, оборудования и рыночных ниш, предъявляющих спрос на качественную  продукцию, стимулирует процесс  модернизации. С другой – самый массовый сегмент рынка продолжает оставаться неплатежеспособным, что, напротив, провоцирует примитивизацию производственной и сбытовой деятельности.

Направления модернизации предприятий.

Мы выделили четыре основных направления модернизации – обновление оборудования, разработку новых видов продукции, улучшение системы маркетинга и сбыта и усовершенствование технологий работы с персоналом. Наибольший «вес» в модернизационной деятельности принадлежит техническому обновлению предприятий.

1. Техническая модернизация: оборудование. Все четыре упомянутых  нами фактора модернизации (обострившаяся  конкуренция, сокращение сырьевой  базы, давление новых технологий, расширение производства) имеют  прямое отношение к вводу нового  оборудования.

Модернизация посредством использования отечественного оборудования (с учетом истории нашей страны подойдет и российского производства). Этот способ  является сегодня наиболее распространенным  вследствие дешевизны: «родное» оборудование приобретают главным образом по причине ценовой недоступности западного и нежелания осуществлять дорогостоящую модернизацию в условиях макроэкономической нестабильности. Отечественные машины не предъявляют высоких требований к квалификации работников, низкий уровень технической поддержки компенсируется простотой эксплуатации. Однако модернизация оборудования «по-нашему» это не только его покупка и установка. Использование отечественных машин предполагает их обязательную «доводку» в течение 3-4 месяцев на местах, для чего на предприятии  создается целая инфраструктура дополнительных специалистов и ремонтников. Низкий производственный потенциал отечественных технологий оказывается быстро исчерпанным. Адаптация отдельных узлов оборудования другого (тем более зарубежного) производителя ведет за собой определённый объем работ по совмещению нового и старого оборудования. Столкнувшись с этой проблемой предприниматель вынужден менять либо полностью основное оборудование (что часто оказывается неприемлемым вследствие финансовых затрат), либо изношенное оборудование на новое такого же типа, однако это создает предпосылки завтрашнего технологического отставания предприятия.

Модернизация посредством  использования лицензионного оборудования. На сегодняшний день ряд предприятий-производителей оборудования для пищеперерабатывающей промышленности – освоили производство технологий по лицензиям ведущих мировых производителей, и предложение подобных технологий растет. Пока что лицензионные технологии, хотя и обладая более низкой, нежели у западных, ценой и более высокими производственными  характеристиками, чем у традиционных отечественных технологий, пользуются меньшей популярностью из-за отсутствия оптимального соотношения цены и качества.

Модернизация за счет использования зарубежного оборудования. Как правило, зарубежное производственное и упаковочное оборудование солидных фирм – это наиболее желательный выбор для предприятия, и при наличии возможностей инвестировать средства в него, предпочтение безусловно отдается импортному оборудованию, помимо производственно-технических характеристик (качества, долговечности), в пользу западного оборудования говорит и уровень гарантийного и сервисного обслуживания, до которого пока что далеко отечественным производителям. В отличие от отечественного, импортное оборудование адаптируется более «цивилизованными» методами, часто путем прямого сотрудничества с фирмами-поставщиками оборудования.

Использование более  совершенного оборудования предъявляет  и более высокие требования к  качеству рабочей силы, что заставляет руководство предприятий проводить обучение рабочих и специалистов. Как правило, на это идут, несмотря на издержки: ведь имея более подготовленных работников, предприятие тем самым повышает свою «техническую» и «социальную» способность, то есть накапливает преимущества для модернизации и в будущем.

2. Продуктные инновации:  модернизация производственных  технологий. Структура сбыта молочной  продукции сегодня напоминает  и социальную структуру нашего  общества: большой объем дешевой  продукции, на которую приходится основная прибыль, и маленький, но стабильный сбыт дорогих деликатесов. Зачастую это инициирует новации «негативного» типа, то есть примитивизацию, а не модернизацию технологий.

3. Модернизация марктетинго-сбытовой  системы предприятий. Поиск нетрадиционных решений в этой сфере включает, во-первых, активизацию продвижения своей продукции, во-вторых, поиск новых ниш  на рынке. Если в 90-х годах частные предприниматели сознательно дистанцировались от всего, что было связано с государством, то теперь, подталкиваемые задачей расширения сбыта, они обратили свой взгляд и на государственные организации и «госзаказы».

4. Технологии работы  с персоналом. Чаще всего проблема  заключается в низкой текучести  кадров руководящего состава  и высокой – персонала, задействованного непосредственно на производстве. Т.е персонал стареет, ощущается недостаток квалифицированных специалистов молодого поколения, уровень которых соответствовал бы приобретаемому оборудованию. Однако у такого персонала  и требования к заработной плате чаще всего ниже.

Подведем итог на основании  изложенного материала: можно сделать  вывод о наличии как минимум  трех возможных стратегий модернизации, связанных с различными типами предприятий.

1. Компенсаторная модернизация. Определяющим фактором в выборе  этой стратегии является ориентация предприятия на массовый рынок дешевой продукции. Суть ее заключается в модернизации за счет отечественного оборудования, причем под «модернизацией» часто понимается просто замена изношенных производственных узлов или расширение производства, не влекущее за собой качественных изменений в работе предприятия. Эта стратегия эффективна в краткосрочном приспособлении к рынку и доступна для относительно мелких и слабых в финансовом плане предприятий. Не имея при этом возможности сделать качественный рывок, предприятие добивается роста прибыли за счет увеличения физических объемов производства. Продуктные инновации часто носят «негативный» характер, направлены на снижение качества продукции и достижение, таким образом, ее ценовой конкурентоспособности. Предприятие пассивно приспосабливается под неблагоприятную для развития производства внешнюю среду, и в целом эта стратегия модернизации носит страховочный характер, призвана обеспечить краткосрочное лидерство путем минимальных затрат.

2. Социально-лимитированная  стратегия. Она характерна для  градообразующих предприятий. В  определенном смысле это «стратегия  сдерживания»: имея большой (прежде  всего, финансовый) потенциал дальнейшего  наращивания объемов производства  и автоматизации производственного процесса, крупные предприятия постоянно недоиспользуют его ввиду сырьевых, сбытовых и социальных ограничений. Серьезным ограничивающим фактором модернизации этого типа является сам статус предприятия – одного из основных работодателей в городе и районе, несущего бремя социальных объектов и вынужденного отказываться от замены ручного низкооплачиваемого труда современным оборудованием ввиду недопустимости массовых сокращений. В отличие от предыдущей, позволяющей увеличивать прибыль за счет роста объемов производства, эта стратегия является во многом «репутационной», связанной с поддержанием марки предприятия за счет высокого качества продукции, для чего закупается дорогостоящее импортное оборудование.

3. Агрессивная модернизация. Это единственная стратегия, в полной мере реализующая потенциал управленческой модернизации. Она характеризуется далеким горизонтом планирования, установлением собственных правил игры в условиях неблагоприятной внешней среды – непроработанности законодательства, коррумпированности, нечестной конкуренции. В отличие от пассивной компенсаторной, данная стратегия нацелена на извлечение выгод из состоянии неопределенности, что обусловливает постоянное балансирование руководителей на грани нарушения закона. Следование ей возможно, если предприятие обладает как «социальной» (квалифицированное и мотивированное руководство), так и «технологической» способностью, а также возможностью привлекать на длительный срок большие объемы «дешевых» финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая оценка эффективности функционирования предприятия

 

2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО «Борисовский молочный комбинат»   г. Борисов

 

Молочный завод по переработке молочного сырья  в г. Борисове был основан в 1944 г. Молоко и сметана на заводе сначала расфасовывались во фляги, а с 50-х годов молоко и кефир ручным способом начали фасовать в стеклянную тару (бутылки). Посредством маслообразователя деревянной конструкции вырабатывалось сладкосливочное масло. В ассортимент молочной продукции завода входили также творог 18* жирности и сырки, завернутые в ручную в подпергамент по 100 грамм. Сливки на переработку поступали от хозяйств и сепараторных отделений следующих населенных пунктов района: Миотча, Оздзятичи, Гливино. Забашевичи, Велятичи, Лошница, Бродовка, Зачистье, Зембин, Костюки, Кищина Слобода, Корсаковичи. Кроме того, в г Ново-Борисове имелась саслосыробаза с цехом мороженого.

Информация о работе Инвестиционная стратегия предприятия