Инвестиционная привлекательность железнодорожной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1) Выявления проблем развития железных дорог и пути решения этих проблем, с точки зрения стратегий.
2) Систематизировать подходы к оценке инвестиционной привлекательности относительно железнодорожной отрасли.
3) Выявить особенности формирования инвестиций, проанализировав факторы, критерии и показатели оценки инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта на уровне региона.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Характеристика и особенности формирования инвестиционного климата с точки зрения прироста иностранного капитала…………………...5
Глава 2. Методы оценки степени риска в инвестиционных проектах с участием иностранного капитала……………………………..…………….…..7
Глава 3. Современные формы и значение страхования иностранных инвестиций…………………………………………………………...…………..12
Практическая часть…………………………………………………………….. 14
Аналитическая часть…………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………...……………………51

Файлы: 1 файл

немчининова курсач.docx

— 336.01 Кб (Скачать файл)

Высокие темпы прироста интенсивности движения пассажирских поездов на подходе  к Санкт-Петербургскому узлу (в 1,5 - 1,6 раза) будут обеспечиваться главным  образом за счет организации высокоскоростного  движения в сообщении Санкт-Петербург - Москва, скоростных перевозок между  г. Санкт-Петербургом и г. Хельсинки, курсирования ускоренных электропоездов в межобластном сообщении и назначения дополнительных поездов в сообщении  с крупными городами России и зарубежья.

На  подходах к Северному Кавказу  также прогнозируются высокие темпы  прироста объемов пассажирских перевозок  в дальнем следовании - в 1,4 - 1,6 раза (к уровню 2006 года). В данном направлении  будет по-прежнему назначаться большое  число летних и дополнительных поездов, а сокращение времени хода поездов  за счет их ускорения, сокращения числа  технических стоянок, ликвидации угловых  заездов и повышение качества обслуживания привлекут дополнительные пассажиропотоки, в том числе  и с других видов транспорта.

Увеличение  интенсивности движения на подходах к Уралу в 1,3 раза будет реализовано  в связи с назначением ряда транзитных поездов в сообщении  центральная часть России - Сибирь - Дальний Восток, а также с  вводом новых сообщений центральная  часть России - курорты Черного  моря - крупные города Уральского федерального округа.

Прогнозируется  назначение ряда поездов в сообщении  центр России - Дальний Восток, но основную долю в темпах прироста интенсивности  движения пассажирских поездов в 1,4 раза на подходах к Дальнему Востоку  и Приморскому краю будут занимать новые сообщения с Западной и  Восточной Сибирью и назначение пассажирских поездов в местном  сообщении.

Кроме того, ожидается рост в 1,4 - 1,5 раза пассажирских поездопотоков по всем основным международным  направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиционная привлекательность  железнодорожной отрасли.

Исследования российских специалистов по управлению и экономике железных дорог затрагивают практически  все стороны деятельности данной отрасли - обоснование и необходимость  расширения предприятий, проблемы управления финансами, формирование системы управления и контроля, регламентацию взаимоотношений железных дорог с клиентами и многие другие. Приоритетными являются вопросы совершенствования технологии, организации перевозочного процесса, создания новых технических средств, конкретные проблемы экономической политики и хозяйственного управления предприятием. В силу господства плановой экономики управление финансами и инвестиционная политика были недостаточно востребованы временем. Поэтому проблемы привлечения инвестиций в железнодорожный транспорт мало проработаны, нет адекватных корпоративным целям развития экономических механизмов привлечения инвестиций, реализующих возможности и преимущества естественных монополий на уровне региона. В этих условиях обобщение, дополнение и реализация новых подходов к оценке инвестиционной привлекательности субъектов естественных монополий и формирование на уровне региона эффективных механизмов привлечения инвестиций в железнодорожный транспорт представляются весьма важными задачами.

Высоко оценивая вклад ученых и  полученные ими научные, методические, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что, недостаточный  уровень проработанности и дискуссионность данной проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость определили выбор темы курсовой работы, объекта и предмета исследования, обусловили формулировку целей и задач.

Целью исследования является обоснование целесообразности повышения инвестиционной привлекательности субъектов естественной монополии как фактора роста эффективности региональной экономики.

Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения  следующих задач:

1. Развитие теоретических основ  формирования естественных монополий  в рамках региона.

2. Выявление роли субъектов естественных  монополий в экономике региона.

3. Систематизация методических  подходов, определение особенностей инвестирования в субъектах естественных монополий и разработка методики оценки инвестиционной привлекательности монополий на уровне региона.

4. Апробация методики инвестиционной  привлекательности системы железнодорожного  транспорта на уровне отдельного  региона, выявление региональных  проблем повышения инвестиционной  привлекательности данного субъекта  экономики.

5. Формирование основных принципов  построения современного регионального  механизма повышения инвестиционной  привлекательности естественных  монополий.

Объектом исследования является сложившаяся  система железнодорожного транспорта, функционирующая в регионе.

Предметом исследования выступает  система экономических отношений, взаимосвязей и преобразований, затрагивающих  сферу развития инвестиционных процессов  в субъектах естественных монополий  на уровне региона.

Теоретико-методологической основой  диссертационного исследования послужили  труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории естественных монополий, развития крупных региональных комплексов, эффективности управления инвестиционными процессами на уровне региона и оценки инвестиционной привлекательности.

В работе использовались общенаучные  методы системного, логического, комплексного, структурного, факторного и сравнительного анализа, традиционные методы оценки инвестиционной привлекательности территорий и  предприятий.

1) исследованы и обобщены теоретико-методологические  подходы к определению «естественная монополия» с учетом ее места в экономике региона, изучены проблемы экономического взаимодействия с данным субъектом регионального рынка;

2) уточнена на региональном уровне  роль естественных монополий,  выявлена причинно-следственная  взаимосвязь, определяющая уровень  инвестиционной привлекательности  субъектов данного сектора экономики;

3) на основе изучения существующих  методов оценки расширен методический инструментарий оценки инвестиционной привлекательности естественных монополий, осуществляющих свою деятельность на уровне отдельных регионов;

4) проведен анализ хозяйственной деятельности Хабаровской железной дороги и дана оценка инвестиционной привлекательности одного из ее отделений;

5) обоснована необходимость совершенствования  регионального механизма регулирования  инвестиционной деятельности с  точки зрения повышения инвестиционной  привлекательности естественных  монополий.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие, по мнению автора, признаками научной новизны, следующие:

1. Уточнено понятие «региональная (локальная) естественная монополия» путем введения в него признаков как экономической, так и общественной значимости данного явления, обосновывающих ведущее место монополии в региональной экономике.

2. На основе систематизации методологических  подходов к оценке инвестиционной  привлекательности разработаны  методические положения по оценке  инвестиционной привлекательности  предприятий системы железнодорожного  транспорта на уровне региона  с учетом выявленных факторов, влияющих на масштабы, виды и  интенсивность привлечения инвестиций.

3. Определены особенности формирования  регионального механизма повышения  инвестиционной привлекательности  железнодорожного транспорта, учитывающие  специфическую форму взаимодействия  естественных монополий между  собой и предприятиями других  отраслей и комплексов, с территориальными органами государственной власти с целью решения выявленных в результате оценки региональных проблем.

Практическая значимость исследования определятся тем, что ее результаты могут явиться теоретико-методической основой для формирования эффективного механизма гармоничного функционирования естественных монополий в региональной экономике, а также реформирования системы железнодорожного транспорта.

Полученные результаты по оценке, а также формированию эффективного регионального механизма активизации  инвестиционной деятельности могут  быть использованы региональными органами государственной власти и управления для гибкого регулирования процессами реформирования и повышения эффективности  функционирования естественных монополий  на территориях. Отдельные результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе.

 

С целью увеличения притока инвестиций в субъекты естественной монополии нами выявлены особенности формирования регионального механизма повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, учитывающего выделенные в результате проведенного анализа региональные проблемы. Проводимая государством промышленной политики ориентируется, преимущественно, на изменение вектора развития экономики на устойчивый рост. Поскольку данная тенденция наблюдается в секторах экономики с платежеспособным спросом и быстрой окупаемостью, наиболее важные для развития территории отрасли естественных монополий (капиталоемкие, с медленной окупаемостью, в которых, несмотря на благоприятную конъюнктуру, не наблюдается достаточного для сохранения производства роста капвложений) требуют серьезной активизации государственного регулирования.

Разделяя роль федеральных и  региональных органов государственной  власти в области регулирования  естественных монополий (национального  транспорта), нами отмечено, что федеральные  власти должны нести ответственность  за развитие отрасли, определяя общую  стратегию и осуществляя соответствующую  государственную поддержку в реализации крупных проектов, особенно направленных на создание инфраструктуры, решение социальных проблем и прочих общегосударственных задач. Региональная политика в области стимулирования инвестиций направлена на ускорение объективно существующих процессов диффузии инвестиций: вскрытие всех имеющихся источников финансирования, создание механизмов воспроизводства субъектов естественной монополии, а также межотраслевого и межсекторного перелива капитала, осуществляемых путем управления, регулирования и стимулирования.

Отмечено, что к основным направлениям регионального регулирования уровня инвестиционной привлекательности  железнодорожного транспорта можно  отнести меры по повышению его  инвестиционной активности и эффективному управлению инвестициями с точки зрения развития территории. С учетом этого в работе сформулированы основные элементы регионального механизма повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта: определены цели и задачи, выявлены потенциальные и реальные источники инвестиций в железнодорожный транспорт, систематизированы методы прямого и косвенного государственного регулирования инвестиционной деятельности в отраслях естественных монополий, а также на предприятиях - потенциальных и реальных партнерах.

Для построения целостного регионального  инвестиционного механизма нами глубоко и всесторонне изучены  формы и методы его формирования с учетом социально-экономических  особенностей развития экономики территории (ее инвестиционных возможностей, инновационной среды и сложившейся структуры; восприимчивости промышленности и рынка к инновационной продукции; юридических и правовых гарантий участникам инвестиционного процесса и многих других вопросов). Выявлено, что согласно современным научным представлениям задача активизации инвестиционной деятельности в железнодорожном транспорте на уровне региона решается путем сочетания действий на четырех основных направлениях экономического развития:

• прямое инвестирование в развитие железнодорожного транспорта;

• стимулирование инвестиционных процессов в системе железнодорожного транспорта;

• создание благоприятных экономических  условий и социально-политического  климата на территории, влияющих на увеличение объема инвестиций в развитие транспорта.

В диссертации обосновывается вывод  о том, что принципы регионального  регулирования повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта можно свести к четырем  позициям: рефлексивность, т.е. чувствительность к потребностям развития промышленности, а не только теоретическим доктринам; необходимость альтернативных источников информации об объекте регулирования, что устраняет монополию на информацию; предпочтительность ценового регулирования перед регулированием нормы прибыли; содействие институциональному отделению регулируемого естественно-монопольного сектора от конкурентных сфер деятельности отрасли, что исключит смешивание конкурентныхи регулируемых видов экономической активности в пределах единой институционально замкнутой структуры, или полное отделение монопольных сегментов от конкурентной деятельности. Обосновано, что особая роль в экономике предприятий системы железнодорожного транспорта предопределяет еще и ряд ограничивающих региональное регулирования принципов:

- обеспечение единства и гармоничности  развития единой сети железных  дорог;

- недопущение искусственной монополизации отрасли;

- обеспечение национальной безопасности  и обороноспособности страны;

- равноправный доступ к данным  услугам субъектов рынка.

По нашему мнению, использование  подобного механизма государственного регулирования приведет к увеличению инвестиционной привлекательности  железнодорожного транспорта и позволит говорить о дальнейшем наращивании ее уровня, что будет иметь, безусловно, положительное значение для развития экономики региона.

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 Исходная информация

Таблица 1

Данные о проекте

Цена единицы изделия, тыс. д. е.

68

Полная мощность, тыс. шт. в год

27

Площадь земельного участка, тыс. м2

1

Капитальные вложения, млн. д. е.

Стоимость 1 м2 земельного участка, тыс. д. е.

15

Стоимость строительства  здания и сооружений

36

Стоимость оборудования и  монтажа

150

Затраты на лицензии и технологии

16

Оборотный капитал

45

Источники финансирования проекта, млн. д. е.

Собственный капитал, млн. д. е.

240

Дивиденды, % годовых

22

Банковский кредит, % годовых

20

Производственные издержки, млн. д. е.

Прямые издержки на материалы  на изделие, тыс. д. е.

9

Прямые издержки на персонал на изделие, тыс. д. е.

10

Накладные расходы (без амортизации) в год на весь объем, млн. д. е.

78

Амортизационные отчисления (равномерно)

Здания и сооружения, %

4

Оборудование, %

10

Освоение мощности, %

2-ой год реализации  проекта

75

Последующие годы

100

Информация о работе Инвестиционная привлекательность железнодорожной отрасли