Инвестиционная привлекательность железнодорожной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1) Выявления проблем развития железных дорог и пути решения этих проблем, с точки зрения стратегий.
2) Систематизировать подходы к оценке инвестиционной привлекательности относительно железнодорожной отрасли.
3) Выявить особенности формирования инвестиций, проанализировав факторы, критерии и показатели оценки инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта на уровне региона.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Характеристика и особенности формирования инвестиционного климата с точки зрения прироста иностранного капитала…………………...5
Глава 2. Методы оценки степени риска в инвестиционных проектах с участием иностранного капитала……………………………..…………….…..7
Глава 3. Современные формы и значение страхования иностранных инвестиций…………………………………………………………...…………..12
Практическая часть…………………………………………………………….. 14
Аналитическая часть…………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………...……………………51

Файлы: 1 файл

немчининова курсач.docx

— 336.01 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Инвестиции»

Тема: «Инвестиционная привлекательность железнодорожной отрасли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Характеристика и особенности формирования инвестиционного климата с точки зрения прироста иностранного капитала…………………...5

Глава 2. Методы оценки степени риска в инвестиционных проектах с участием иностранного капитала……………………………..…………….…..7

Глава 3. Современные формы и значение страхования иностранных инвестиций…………………………………………………………...…………..12

Практическая часть…………………………………………………………….. 14

Аналитическая часть…………………………………………………………….41

Заключение……………………………………………………………………….48

Список использованной литературы……………………...……………………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема повышения эффективности функционирования региональных естественных монополий в рыночных условиях приобретает все большую актуальность. Осуществляемая на уровне региона модернизация экономики подразумевает выравнивание условий рыночной конкуренции, отмену явных и скрытых субсидий, за счет которых сегодня существуют неэффективные производства. Условно к основным причинам убыточности предприятий можно отнести, с одной стороны, неэффективное региональное стимулирование и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, с другой - неэффективное корпоративное управление. Практически, можно констатировать тот факт, что на сегодняшнем этапе развития региональной экономики взаимодействие двух экономических школ (рыночно-либеральной и государственно-коммерческой) вошло в противоречие с интересами крупнейших естественных монополий, что предопределило необходимость их реструктуризации.

Потребность в реформировании системы железнодорожного транспорта возникла еще в середине 90-х годов, и сегодня в условиях социально-экономической нестабильности и низкой эффективности региональной экономики, сокращения доли российского железнодорожного транспорта на традиционных и перспективных мировых рынках, снижения качества услуг, жесткой конкуренции со стороны водного, автомобильного, промышленного, воздушного транспорта данная проблема стала очевидной. Процессы приватизации и акционирования предопределили формирование современной системы железнодорожного транспорта, стимулируемой рынком и государством к использованию заемного и акционерного капиталов. Тарифное финансирование инвестиций потеряло экономическую привлекательность и сегодня не является эффективным средством обновления производства и повышения качества услуг. Это требует формирования новых, адекватных происходящим социально-экономическим изменениям, механизмов и форм управления инвестициями на уровне самих предприятий и государства, перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти путем переноса части регулирующих функций из центра на места, что позволяет более полно учитывать специфические особенности различных территорий. Однако теоретические аспекты повышения инвестиционной привлекательности региональных естественных монополий слабо изучены.

В связи с этим, выбранная тема исследования актуальна и значима как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Задачи курсовой работы:

  1. Выявления проблем развития железных дорог и пути решения этих проблем, с точки зрения стратегий.
  2. Систематизировать подходы к оценке инвестиционной привлекательности относительно железнодорожной отрасли.
  3. Выявить особенности формирования инвестиций, проанализировав факторы, критерии и показатели оценки инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта на уровне региона.

Проблема формирования инвестиционного  климата является относительно новой  для отечественной науки и  практики. Однако, в течение нескольких лет осуществления экономической  реформы Россия накопила определенный опыт в данной области.

Структура курсовой работы включает введение, теоретическую часть, состоящую из трех глав, практическую часть, аналитическую часть, заключение и список использованных источников.

 

Необходимость разработки стратегий  и ее основы в развитии железных дорог

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий  для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.

От  состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы  дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства  эффективно выполнять такие важнейшие  функции, как защита национального  суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан  в перевозках, создание условий для  выравнивания социально-экономического развития регионов.

Кроме того, процессы глобализации, изменения  традиционных мировых хозяйственных  связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического  положения. Эффективная реализация транзитного потенциала страны позволит не только получить экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые инструменты  влияния России на мировые экономические  процессы (формирование новых зон  экономического притяжения, установление долгосрочных экономических связей).

Российские  железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая  по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности  электрифицированных магистралей  российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время  осуществляет более 20 процентов грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог мира.

По  своему географическому положению  российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной  сети, они непосредственно связаны  с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными  системами Северной Америки.

Железные  дороги органично интегрированы  в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими  видами транспорта они удовлетворяют  потребности населения, экономики  и государства в перевозках. При  этом железнодорожный транспорт  является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении  пассажирских и грузовых перевозок  составляет более 40 процентов от всего  транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и  обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог  определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления  и морских портов.

Реализация  мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году.

Однако, несмотря на успехи структурной реформы  железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать  эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Российские  железные дороги не всегда оказываются  способны адекватно и гибко реагировать  на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности  для получения экономической  выгоды могут обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность "узких мест"* по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Анализ  проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие  ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:

- необходимость ускоренного обновления  основных фондов железнодорожного  транспорта;

- преодоление технического и технологического  отставания России от передовых  стран мира по уровню железнодорожной  техники;

- необходимость снижения территориальных  диспропорций в развитии инфраструктуры  железнодорожного транспорта, улучшения  транспортной обеспеченности регионов  и развития пропускных способностей  железнодорожных линий;

- необходимость снятия ограничений  для роста объемов транзитных  грузовых перевозок;

- необходимость повышения безопасности  функционирования железнодорожного  транспорта;

- недостаточность инвестиционных  ресурсов.

Необходимо  в период до 2030 года реализовать  Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации  до 2030 года (далее - Стратегия).

Стратегия должна обеспечить решение задачи эффективной  реализации уникального географического  потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и  связи в части, касающейся российских железных дорог.

Необходимость такого долгосрочного планирования при определении путей решения  задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется:

- необходимостью обеспечения опережающего  развития сети железных дорог  как основы долгосрочного развития  отраслей экономики и регионов;

- значительной продолжительностью (порядка  20 лет) периода проектирования, строительства,  ввода в эксплуатацию, выхода  на проектную мощность и начала  окупаемости объектов железнодорожной  инфраструктуры;

- масштабностью работ по коренной  модернизации железнодорожного  машиностроения, необходимостью выхода  российских предприятий на соответствие  мировому уровню железнодорожной  техники, обеспечивающей эффективность  и конкурентоспособность российского  железнодорожного транспорта.

Стратегия должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства  и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических  задач и достижения крупных социально  значимых результатов.

Реализация  Стратегии будет способствовать превращению железнодорожного транспорта Российской Федерации из фактора  возможного риска ограничения роста  российской экономики в источник ее устойчивого развития.

 
Цель и основные задачи Стратегии

Целью Стратегии является формирование условий  для устойчивого социально-экономического развития России, возрастания мобильности  населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности  национальной экономики и обеспечения  лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны.

Стратегия направлена на решение следующих  задач:

- формирование доступной и устойчивой  транспортной системы как инфраструктурного  базиса для обеспечения транспортной  целостности, независимости, безопасности  и обороноспособности страны, социально-экономического  роста и обеспечения условий  для реализации потребностей  граждан в перевозках;

- осуществление мобилизационной  подготовки на железнодорожном  транспорте, выполнение воинских  и специальных железнодорожных  перевозок, повышение защищенности  объектов железнодорожной транспортной  инфраструктуры от воздействия  различного рода угроз, в том  числе актов диверсионно-террористической  деятельности;

- реализация транзитного потенциала  России на базе интеграции  железнодорожного транспорта в  международные транспортные системы;

- создание условий для углубления  экономической интеграции и повышения  мобильности трудовых ресурсов;

- снижение совокупных транспортных  издержек, в том числе за счет  повышения эффективности функционирования  железнодорожного транспорта;

- приведение уровня качества и  безопасности перевозок в соответствие  с требованиями населения и  экономики и лучшими мировыми  стандартами на основе технологического  и технического развития железнодорожного  транспорта;

- повышение инвестиционной привлекательности  железнодорожного транспорта;

- обеспечение права граждан России  на благоприятную окружающую  среду.

Принципы Стратегии

В основе Стратегии лежат следующие  принципы:

- железнодорожный транспорт является  одной из основ политического,  социального, экономического и  культурного единства России;

- железнодорожный транспорт является  важной составляющей поддержания  высокого уровня обороноспособности  и безопасности государства;

- эффективно функционирующий железнодорожный  транспорт является обязательным  элементом обеспечения конкурентоспособности  страны;

- на железнодорожном транспорте  обеспечивается эффективное сочетание  государственного регулирования  и рыночных механизмов саморегулирования;

- опережающее развитие и модернизация  железнодорожной сети являются  инфраструктурной основой социально-экономического  роста России;

- повышение уровня безопасности  функционирования железнодорожного  транспорта является важнейшим  государственным приоритетом развития  и модернизации отрасли, научных  исследований и текущей эксплуатационной  работы.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность железнодорожной отрасли