Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29

Файлы: 1 файл

RABOTA.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран

 

Становление Республики Беларусь как суверенного государства  возможно лишь при условии надежного  функционирования экономики. Основой  её должна быть стройная и эффективная  система. Способствовать созданию такой  экономической системы должны законом. Среди них важное значение имеют законы о поощрены и льготировании инвестиций, о приоритетных направлениях инвестиционной деятельности. Цель названных законодательных актов: поощрение вложений отечественного и иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики республики за счет предоставления налоговых льгот и страховых гарантий по наиболее эффективным инвестиционным проектам; совершенствование системы правового регулирования иностранного инвестирования; развитие инфраструктypы международного бизнеса и создание других предпосылок.

«Привлечение  инвестиций, как внутренних, так  и внешних, необходимых для стабильного  развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.

За годы независимости  в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2008 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2007 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.

По состоянию  на 1 января 2009 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2008 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2008 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2008 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях.

C целью привлечения  инвестиций в экономику Беларуси  разработана Национальная  программа, согласно которой в среднесрочной перспективе на реконструкцию экономики и обеспечение стабильного экономического роста требуется порядка 50 млрд. дол. США. Однако данная программа выполнена менее чем на 1%. B Целом экономическая Политика нашего государства нацелена на достижение большей открытости, устранение барьеров во внешнеэкономических отношениях. Несмотря на все это, Беларусь продолжает оставаться страной, куда не идут инвестиции.

 

Поступление иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь за 2010-2011гг. с разбивкой по странам инвесторам, млн. дол. США

Таблица 1.

Страны

Поступило в 2010г.

% к общему объёму

Поступило в 2011г.

% к 2010г.

1

2

3

4

5

Республика  Беларусь

1816,2

100,0

4036,1

222,2

В том числе:

       

из стран  СНГ – всего

542,37

29,86

418,36

77,1

Из них:

       

Армения

0,55

0,03

0,12

21,8

Казахстан

0,24

0,01

2,07

В 8,6 раза

Кыргызстан

0,4

0,02

0,83

207,5

Россия

531,53

29,27

398,7

75,0

Украина

9,36

0,52

16,40

175,2

из стран  вне СНГ – всего

1273,8

70,14

3617,7

284,0

Из них:

       

Австрия

178,44

9,82

276,69

155,1

Бельгия

10,38

0,57

3,63

35,0

Великобритания

139,18

7,7

1512,8

В 10,7 раза

Венгрия

0,08

-

0,71

В 8,9 раза

Германия

149,44

8,23

401,73

268,8

Гибралтар (брит.)

0,42

0,02

0,92

219,0

Израиль

2,02

0,11

2,16

106,9

Иран

0,09

-

0,82

В 9,1 раза

Италия

16,73

0,92

21,38

127,8

Канада

4,28

0,24

4,39

102,6

Кипр

50,33

2,77

243,7

В 4,8 раза

Китай

3,5

0,19

71,8

В 20,5 раза

Латвия

129,28

7,12

150,96

116,8

Литва

10,69

0,59

23,34

218,3

Нидерланды

71,12

3,92

49,26

69,3

ОАЭ

0,36

0,02

0,54

150,0

Польша

19,67

1,08

61,38

312,0

Словакия

1,32

0,07

5,39

408,3

Словения

5,01

0,28

4,1

81,8

США

64,33

3,54

80,08

124,4

Турция

0,17

0,01

1,32

В 7,8 раза

Франция

0,54

0,03

1,66

307,4

Хорватия

33,96

1,87

57,13

168,2

Чехия

14,13

0,78

12,20

86,3

Швейцария

319,29

17,58

529,44

165,8

Швеция

11,76

0,65

17,23

146,5

Эстония

5,84

0,32

22,55

386,1

Япония

6,67

0,37

10,47

157,0


 

Прямые иностранные  инвестиции составили 18,5% всех полученных инвестиций. Основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты, полученные от прямых инвесторов (79,6% общего объёма прямых инвестиций), прочие прямые инвестиции (10,4%), вклады в уставный фонд (9,8%).

Значительные объёмы прямых инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (66,4% общего объёма прямых инвестиций); России (6,1%); Кипра (3,8%); США (3,2%); Великобритании (3,1%).

Прочих иностранных  инвестиций (торговые кредиты, другие кредиты, включая под гарантии правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительство, ссуды, займы, финансовый лизинг) было получено 3284,2 млн. дол. США, или 81,4% общей суммы иностранных инвестиций.

Среди успешно работающих на белорусском рынке организаций  с иностранным капиталом следует  отметить СП "Бакко Бисов", СП "МАЗ-МАН", голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

СП "Бакко Бисов" — единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа СП "Бакко Бисов" включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В СП "Бакко Бисов" с 2004 года инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой объем производства на 2009 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточных пил, объем выручки от реализации продукции — $3,4 млн. В настоящее время на предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. "Бакко Групп" регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.

Совместное белорусско-германское предприятие ЗАО "МАЗ-МАН" создано в 1998 году с целью производства современных большегрузных автомобилей для региональных и международных перевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн МАN Nutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный завод РУП "МАЗ", ЗАО АКБ "Инфобанк" и др.

Руководителям СП "МАЗ-МАН" представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации  производства, применив западные концепции  в отечественных экономических  условиях. Немецкая сторона активно  участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек.

СП "МАЗ-МАN" стало  первым в Республике Беларусь отечественным  производителем седельных тягачей  европейского класса, соответствующих  требованиям европейских правил и директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шумности. В настоящее время завод производит также самосвалы МАЗ-МАN 651668 с колесной формулой 6x4, автомобили-шасси МАЗ-МАN 630368 с колесной формулой 6x4, бортовые автомобили-тягачи с колесными формулами 6x4 и 6x2. На базе указанных моделей освоен ряд модификаций — таких, как автомобили для перевозки опасных грузов, в северном и тропическом исполнениях, для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях и т.д. Разработаны также технические опции для повышения технико-эксплуатационных параметров автомобилей в зависимости от конкретных условий эксплуатации. За время своей деятельности предприятие произвело свыше 700 единиц автомобильной техники. Основными регионами сбыта являются страны СНГ. С 2002 года осуществлены первые поставки в регионы Ближнего Востока.

Автомобили МАЗ-МАN представляют на рынке качественно новый уровень  техники, производимой в Республике Беларусь, соответствующей всем действующим  и перспективным европейским требованиям. Перед СП "МАЗ-МАN" стоят задачи по освоению автомобилей МАЗ-МАN самого различного направления, увеличению производства автомобилей до 600 единиц в год, модернизации производственных мощностей, усовершенствованию контроля качества продукции, выходу на рынки дальнего зарубежья (Африка, Азия, Западная Европа).

Наиболее экономически выгодными для сотрудничества сторон являются совместные предприятия, которые  имеют следующие преимущества: доступ к новым технологиям, рынкам сбыта; возможность разделения высокой стоимости проекта между его участниками; перемещение некоторой доли риска на партнера-инвестора; сочетание опыта иностранного инвестора с накопленным местных. B свою очередь для зарубежных партнеров совместные предприятия - это рост загрузки собственных предприятий, повышение конкурентоспособности, дополнительная прибыль. Под данную форму инвестирования подпадают как непосредственное образование нового предприятия, так и полное либо частичное приобретение акций существующего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях

 

Государство, являясь  активным участником инвестиционного  процесса, регулирует, направляет и  стимулирует его. Это означает, что  состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Инвестиционная  политика, будучи составной частью экономической политики государства в свою очередь должна способствовать реализации экономической, научно-технической, региональной, социальной и природоохранной политики правительства, обеспечивать эффективное использование инвестиций, рациональную структуру экономики и национальную безопасность.

Свою главную  задачу в условиях либерализации  экономической жизни государство  видит в создании благоприятных  условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных  инвестиций при ограничении своей  деятельности в качестве непосредственного инвестора.

Однако негативная экономическая практика страны показала, что переходная экономика как  система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и обеспечения  экономического роста нуждается  в более активной роли государства. Это касается не только создания институционально-пpавовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры национального хозяйства, преодоления значительных диспропорций.

Кроме того, инвестиционная политика должна строиться с учетом ряда критериев и их пороговых  значений, выработанных мировой практикой для оценки развития национальной экономики, к которым относятся:

• удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме экспорта, который не должен быть ниже предельного значения, - 40 % ;

• доля импортных продуктов питания не должна превышать ее предельного значения - 30 % , в противном случае появляется зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия;

Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ