Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.
Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск, связанный с принятием того или иного решения и так далее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1 Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь…………………………………………………….……………………
3 Инвестиционная привлекательность Белорусской экономики………………........................................................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Инвестицинная политика в РБ.docx

— 52.75 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1 Общая характеристика  инвестиционной деятельности в  Республике 

Беларусь…………………………………………………………………………

2 Объективные предпосылки  и проблемы развития инвестиционной  деятельности Республики Беларусь…………………………………………………….……………………

3 Инвестиционная привлекательность  Белорусской экономики………………........................................................................................

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.

Принятие инвестиционного  решения невозможно без учета  следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск, связанный с принятием того или иного решения и так  далее. И всё же ключевую роль в  этом процессе играет оценка инвестиционной привлекательности. Чем сложнее  ситуация в стране, тем в большей  степени опыт и интуиция инвестора  должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата  и выявления инвестиционной политики государства.

История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности, или  инвестиционного климата, насчитывает  более 30 лет. Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В  отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала  «Euromoney» за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. В настоящее время Республика Беларусь находится за пределами первой сотни стран, привлекательных с точки зрения вложения инвестиций. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы. Поэтому вопрос об улучшении инвестиционного климата по всем его составляющим является очень актуальным для Республики Беларусь.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Инвестиционная  политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.

С помощью мер государственной  поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования  основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.

Наиболее высокие темпы  среднегодового прироста инвестиций (7— 12%) предусматривались в 2001-2005 гг. с  последующей стабилизацией инвестиционно-воспроизводственных  процессов до уровня 6,2-8,0% в следующем  пятилетии. В первом пятилетии общий  объем инвестиций увеличился в 1,5-1,7 раза, а за 2006-2007 гг. - в 1,4 -1,5 раза. Удельный вес их в ВВП в 2005 г. составил 23-23,2%, а в 2007 г. - 23,3-24,9%.

      Основным  источником финансирования капитальных  вложений остаются

собственные средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые формируются за счет прибыли  и амортизационных отчислений.

Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования будет эффективность инвестиций и срок окупаемости (1 -3 года).

Основная часть капитальных  вложений из республиканского и местных  бюджетов сосредотачивается на решении  наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство  жилья. Ресурсы концентрируются  в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения  своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.

Основными мерами по повышению  инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:

-мобилизация средств  населения в сферу инвестирования  за счет создания нового вида  сбережений - долгосрочных инвестиционных  вкладов под гарантии государства;

-активизация инвестиционной  деятельности коммерческих банков  через систему гарантий правительства  под заемные средства, предоставляемые  банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов;

-усиление роли государственных  инвестиций на основе поддержки  высокоэффективных инвестиционных  проектов:

-усиление роли амортизационных  отчислений в инвестиционном  процессе:

-расширение системы лизинговых  операций для решения проблемы  модернизации и технического  перевооружения производств без  значительного стартового капитала (особенно в сфере малого предпринимательства);

-развитие инвестиционного  сотрудничества со странами СНГ.

Решение социально-экономических  задач развития требует принятия ряд мер по активизации инвестиционной деятельности в республике.

Прежде всего, следует  обеспечить стабильность законодательной  и норма-тивной базы в инвестиционной сфере. Принятие Инвестиционного кодекса будет способствовать созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Необходимо также сделать активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь экономического прогресса в последние десятилетия, стимулировали и использовали приток иностранного капитала. Для активизации его привлечения в Республику Беларусь необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и установление более полного взаимопонимания с Международным валютным фондом и Мировым банком.

 

 

2. ОБЪЕКТИВНЫЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 

ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

Положительное влияние на процессы реформирования отечественных предприятий могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп (ФПГ) и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может стабилизировать их работу за счет устойчивого обеспечения сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации.

Рассматривая  проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:

1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь;

2. эффективные инвестиционные проекты;

3. поиск и привлечение инвестиций;

Современные условия  требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.

В соответствии с принятыми решениями и программами  развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е.определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2008 -2010 гг.и на последующие годы.

К важнейшим инвестиционным проектам относятся:

-в промышленности - модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и адаптацию к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

-в строительном комплексе - модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, строительного стекла, конструкций из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

-в агропромышленном комплексе - углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2008—2010 гг.;

-в системах производственной и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура).

Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными  проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики.

Информация о работе Инвестиционная политика в РБ