Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29

Файлы: 1 файл

RABOTA.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике

Беларусь…………………………………………………………………………5

  1. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
  2. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных

условиях…………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………...27

Список используемой литературы……………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена  функциям инвестиционной политики национальной экономике. Самое общее определение указанных понятий можно выполнить следующим образом:

B экономической литературе  под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. B качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая включает: капитальное строительство - деятельность подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инновационную сферу, где создается и реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инновации); сферу обращения финансового капитала (рынки ценных бумаг); сферу реализации имущественных прав собственников - инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматериальных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан Республики Беларусь и зарубежных государств. B зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджета, внебюджетных фондов, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.

Инвестиционная  политика государства - это комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Главными признаками инвестиций являются вложения собственного или заемного капитала в определенный проект и преследуют не цели потребления, а предназначены для решения долгосрочных задач экономического и социального развития.

Следовательно, активизация  инвестиционной деятельности – ключ к развитию экономики и повышению благосостояния людей. Проблема инвестиций – это, прежде всего, поиск ресурсов. В недалеком прошлом основным источником инвестиций в нашей стране были средства из государственного бюджета. С переходом в начале 90-х гг. к основам рыночной экономики и в связи с допущенными ошибками образовался огромный бюджетный дефицит, что привело к многократному сокращению ассигнований из государственного бюджета в народное хозяйство. Во второй половине 90-х гг. роль государственного бюджета, как инвестора, значительно возросла. Используя бюджетные средства, государство решает многие задачи социально-экономического развития.

Вместе с тем изменения  в системе хозяйствования Республики Беларусь вызвали к жизни новые  источники инвестиций, и в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, развитием инфраструктуры международного бизнеса и совершенствованием законодательства.

Цель данной работы –  дать характеристику формирования и  направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь,  найти  пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

 

 

    1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике Беларусь

 

В последние годы центральной  проблемой белорусской экономики  является острая нехватка инвестиционных (финансовых) ресурсов. Наша страна находится на пути своего нового экономического курса и в его основу положена модель социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. А всё это невозможно без активного привлечения иностранных инвесторов на белорусский рынок.

В настоящее время  основным законодательным актом, регулирующими  привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь». Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии.

Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего  тем, что в развивающейся экономике  легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов  являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации. По оценкам экспертов, потребность белорусской экономики во внешних инвестициях до 2010 года эквивалентна $13 млрд.

Согласно версии правительства, в республике созданы  благоприятные  условия для деятельности иностранных инвесторов. Завершен процесс акционирования пяти крупнейших предприятий нефтехимической отрасли: ПО "Нафтан", "Полимир", "Азот", БШК "Белшина", ГПО "Химволокно". Потребность этих предприятий в инвестициях до 2007 года оценивается в 800 млн. долл. Кроме того, акционирование проходит на 14 предприятиях концерна "Белнефтехим".

И несмотря на  кажущееся  благополучие в настоящее время  около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь "тащить на себе" социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.

Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных  инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. После распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без финансовой помощи Запада (или Востока - для кого как) справиться с нарастающими экономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам - льготы, вы нам - деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того "качества", на которые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны, созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительно серьезного влияния на динамику их экономического развития.

Но наши соседи никогда не считали свою экономическую модель идеальной. Там проводились реформы, причем в сфере инвестиционного законодательства они были наиболее радикальными и западно-ориентированными. В результате к началу нового века в России и на Украине режим инвестиций для иностранных и отечественных инвесторов стал практически одинаков. Не пользуются инвесторы и какими-то особыми привилегиями. Если таковые и могут предоставляться, то лишь в индивидуальном порядке и только в случаях, когда объемы инвестиций по своим размерам способны оказать существенное влияние на какой-либо отрасли или экономике государства в целом. Зато всем инвесторам были предоставлены очень серьезные гарантии. В том, что не будет меняться законодательство. Что он сможет свободно вывозить прибыль и осуществлять конвертацию национальных денежных единиц в доллары или евро. Что власть не допустит национализации или незаконной конфискации имущества. Существенную роль в улучшении бизнес-климата в России и на Украине сыграли хозяйственные (арбитражные) суды. Например, на Украине после отмены для инвесторов налоговых льгот налоговые инспекции попытались придать закону обратную силу и взыскать в ряде случаев с СП и ИП суммы якобы недоплаченных ими налогов вкупе со штрафными санкциями. Хозяйственные суды, несмотря на оказанное на них в ряде случаев давление, не позволили это сделать. В результате значительно возросло доверие инвесторов к способности украинского государства защитить их законные интересы.

Беларусь же, объявив  о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически не реализуется  и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.

Часто любое поступление  средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции - это только долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты, так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение прибыли. Таким образом, инвестиционная привлекательность основана на экономической эффективности вложений.

Международными финансовыми  организациями Беларусь отнесена к 7 классу, группе "С", что предполагает наивысшую степень риска для иностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций в Беларуси самые высокие. Поэтому проценты по иностранным кредитам - 12% и выше, что делает их малопривлекательными для заемщика. Валютные кредиты белорусских банков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды на развитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемые кредиты, как правило, связанные. Это значит, что финансовые средства идут товаропроизводителю страны-кредитора, заемщик получает продукцию, а рассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для нас возможно в случае удовлетворения политических требований международных финансовых организаций.

По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг - 11%. В России эти показатели - соответственно были 69,5% и 137%, в Украине - 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.

Принципом современной  инвестиционной политики является выполнение требований приоритетности, означающих необходимость ориентации вложений на наиболее важных направлениях развития, обеспечивающих достижение высокого уровня устойчивости предприятия, конкурентных преимуществ, повышение доходности или иного социально – экономического эффекта. Указанный принцип предполагает разработку достаточного множества моделей, проектов. В последние годы в белорусской экономике достаточно распространён взгляд  на инвестиционный проект только как на некий план, пакет документов. При этом на второй план отходит осознание того, что инвестиционный проект представляет собой систему экономических отношений его участников, и от этих отношений, от того, как они организованы и оформлены, во многом зависит успех реализации проекта. Реализация любого инвестиционного проекта не возможна без квалифицированного управления им, без мониторинга окружающей проект социально-экономической среды.

Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ