Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29

Файлы: 1 файл

RABOTA.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

• степень износа основных производственных фондов не должна превышать критического значения - 60% , за пределом которого происходит неуправляемое разрушение производственного потенциала;

• доля валового накопления в ВВП должна составлять 30-40 %;

• в составе валового накопления рациональное соотношение основного и оборотного капитала должно быть в пределах 2/3 к 1/3.

Инвестиционная  политика Республики Беларусь в современных  условиях направлена прежде всего на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Использование инвестированных ресурсов должно быть связано с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость.

Основным разработчиком  и координатором государственной  инвестиционной политики, а также  ответственным за ее реализацию является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика - на базе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2013 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009-2013 гг.

Главной целью  инвестиционной политики на ближайшие  годы является преодоление инвестиционного  кризиса, стимулирование инвестиций в  реальный сектор и активизация на этой основе инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.

Необходимым условием успешной реализации государственной  инвестиционной политики является наличие  полноценной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране. B Республике Беларусь приняты Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановлений правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов.

Основными задачами инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочную перспективу являются повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности как главной предпосылки стабилизации экономики и перехода к устойчивому развитию и обеспечение ежегодного прироста инвестиций на уровне 3-5%. Долгосрочная инвестиционная стратегия республики разработана с учетом необходимости и возможности закрепления сложившихся в последнее время положительных тенденций роста объемов капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) и выхода в ближайшие 10-15 лет из кризиса воспроизводства основных фондов, обусловившего необходимость смены физически и морально устаревших технологий и оборудования.

B настоящее  время инвестиционная политика  республики тесно связана со  структурной перестройкой экономики  и направлена на повышение  ее эффективности за счет первоочередного  развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках. Это требует перераспределения инвестиционных потоков в пользу реального сектора экономики, образования целевого фонда финансовой поддержки инвестиционных проектов в сферы материального производства с концентрацией данных средств в бюджете.

Общий объем  инвестиций за период с 2009 по 2013 г. увеличится в 1,4-1,5 раза. При этом будет пересмотрено участие государств в прямом инвестировании и льготном кредитовании перспективных проектов.

Основные параметры  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, определенные с учетом ситуации в области инвестиций и целевых показателей, отражающих социально-экономическое развитие республики, нашли отражение в прогнозных и программных документах:

• Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;

• Концепции и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2015 года;

• Концепции социально-экономического развития публики Беларусь до 2015 года;

• Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2013 года;

• Национальной программе привлечения инвестиций в экономику страны;

• годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.

Основная цель инвестиционной политики республики на ближайшую перспективу - улучшение технологической и воспроизводственной структур инвестиций в основной капитал, преодоление негативной тенденции сокращения инвестиций в реальный сектор экономики и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Важнейшими  направлениями государственной  инвестиционной политики являются следующие.

Обеспечение высоких  и устойчивых темпов роста инвестиций в реальный сектор, необходимых для  рациональных преобразований в экономике  и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.

По оценкам  Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях  на 2005-2013 гг. составляет 39 млрд. дол. США.

Предусмотрен  опережающий рост инвестиций в основной капитал. При прогнозируемом увеличении валового внутреннего продукта в 2005-2013 гг. в 1,7-1,8 раза инвестиции в основной капитал должны возрасти в 2,2-2,5 раза. Долю инвестиций в ВВП намечено довести в 2012 г. до 26-28 % (в 2005 г. она составляла 19,8 %).

Решению задачи ускоренного наращивания инвестиций в реальный сектор в определенной мере будет способствовать использование концессий и инвестиционных договоров.

Сторонами инвестиционного  договора выступают, с одной стороны, Республика Беларусь в лице правительства  или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, а с другой -национальные или (и) иностранные инвесторы. Договор заключается в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики республики. Кроме общепринятых обязательных условий инвестиционный договор может также содержать: право на вывоз из страны произведенной продукции и полученной прибыли; дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту в части налогового и таможенного режима, экологических норм и иных существенных для инвестора условий; обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта; обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа граждан Беларуси; взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона и другие моменты.

Создание  благоприятных экономических условий для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности Национальных валовых накоплений, являющихся основным источником инвестиций. Особое внимание должно быть уделено привлечению частного капитала.

Формирование  рынка инвестиционных ресурсов, в частности, путем размещения государственных централизованных инвестиционных ресурсов на производственные цели на условиях конкурса инвестиционных проектов, в котором могут участвовать и частные инвесторы. Бюджетные ресурсы победителям конкурса предоставляются на основе платности, срочности и возвратности. Такой порядок направлен на Повышение эффективности государственных централизованных инвестиций и усиление инвестиционной активности частных инвесторов. На условиях конкурса размещается не менее 10% общего объёма государственных централизованных капитальных вложений, предусмотренных в законе о бюджете на очередной финансовый год.

Сохранение  ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих  объектов, не привлекательных для частных инвесторов.

Оказание  государственной поддержки в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых программах.

Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов, в первую очередь, в сфере новых и высоких технологий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Предприятиям, внедряющим такие технологии, государство предоставляет льготы по налоговыми таможенным платежам, а также оказывает иные виды поддержки.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Согласно принятой Концепции развития малого предпринимательства на 2002-2005 гг., важнейшим приоритетом, па котором основывается государственная поддержка, является активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Расширение  самофинансирования предприятий за счет прибыли, амортизационных отчислений и других собственных средств. Оно достигнется при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий и повышению их рентабельности, снижении налоговых нагрузок, введении новых условий начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

Развитие  рынка ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования инвестиций.

Усиление  инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономики. Достичь этого невозможно без наращивания ресурсной базы коммерческих банков. Для решения данной задачи необходимо создание эффективных финансово-промышленных групп, расширение участия банков в уставных фондах других юридических лиц, придание системообразующим банкам, обслуживающим государственные инвестиционные программы (Белинвест6анк, Белпромстройбанк, Белагропромбанк), статуса инвестиционных банков, активизация деятельности коммерческих банков по привлечению долгосрочных сбережений населения и свободных средств институциональных инвесторов и использованию их на производственные инвестиции.

Развитие  инвестиционного кредитования на неинфляционной основе.

Расширение  лизинга как эффективного метода инвестирования. Его использование особенно целесообразно в условиях дефицита инвестиционных ресурсов. Лизинг также способствует привлечению в республику иностранных инвестиций и увеличению экспорта продукции отечественных предприятий.

Привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых и портфельных инвестиций. Без иностранных инвестиций технологическое отставание республики может усугубиться.

Целесообразно расширять инвестиционное сотрудничество со странами СНГ, в первую очередь  с Российской Федерацией, как на правительственном уровне, так и на уровне прямых связей между предприятиями.

Привлечение иностранного и отечественного капитала в свободные экономические зоны для развития приоритетных отраслей и производств, увеличения экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов.

Возврат вывезенных из республики капиталов, которые могут стать важным источником инвестиционных ресурсов.

Активизация технического перевооружения и реконструкции  действующих предприятий. Это позволит обновить изношенные основные производственные фонды и улучшить обеспеченность предприятий современным технологическим

оборудованием.

Повышение эффективности инвестиций.

Таким образом, в основе государственной инвестиционной политики правительства Республики Беларусь лежат меры по усилению инвестиционной активности и более эффективному использованию инвестируемых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выход из сложившейся  системной кризисной ситуации в  сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

 Инвестиционная политика  является составной частью государственной  экономической политики и формируется на каждый этап экономического развития исходя из особенностей, состояния и тенденций развития национальной экономики с учётом целевых установок социально-экономического развития страны. Поэтому прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

Изучая опыт стран, где  различные формы коллективного  инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике. На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ