Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Перед данной работой ставятся следующие цели:
— определить понятие инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;
— проанализировать инвестиционный климат сложившийся в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Investizii.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Целью Программы  является разработка комплекса мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности, как главного макроэкономического условия преодоления кризиса и осуществления структурной перестройки народного хозяйства.

Реализовать эту  потребность должна государственная  политика, определенная в программе в следующих  направлениях:

— стабилизация законодательства, создание четкой правовой базы для инвесторов в финансовом, валютном, налоговом, тарифном регулировании; приведение законодательной и нормативной базы в соответствие с международными стандартами;

— формирования конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот;

— обеспечение  однозначности подходов государственных  и местных органов исполнительной власти при решении вопросов инвестиционной деятельности, устранение дублирования со стороны различных ведомств;

— создание гибкого  механизма по отраслевым направлениям, способствующего достижению приоритетных целей в народном хозяйстве;

— создание нормативно-правовых и экономических условий для  стимулирования сбережений населения и последующей трансформации аккумулируемых средств в инвестиции;

— проведение инвестиционной политики на основе конкурсного размещения централизованных инвестиций на производственные цели для проектов, отвечающих критериям эффективности;

— подавление инфляции;

— расширение лизинговой деятельности;

— расширение практики использования залоговых форм в  виде ликвидных основных фондов, акций, золотовалютных резервов и даже природных ресурсов;

— проведение институциональных  преобразований посредством развития вторичного рынка ценных бумаг, создания сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и т.д.);

— решение проблем  страхования инвестиционных рисков;

— разработка мер, стимулирующих инвестирование;

— унификация условий  деятельности отечественных и иностранных  инвесторов, установление для всех “национального режима”;

— возвращение  вывезенных из республики инвестиционных ресурсов и недопущение их расхищения;

— особое место  в программе отводится развитию производств высоких технологий;

— осуществление  тесного инвестиционного сотрудничества  со странами СНГ, и прежде всего с Россией, Казахстаном и Киргизией через формирование совместных предприятий, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций.

Программа определяет три наиболее важных источника привлечения  инвестиций:

— развитие самофинансирования предприятий — т.е. увеличение доли собственных источников предприятий в финансировании инвестиционных программ. Предлагается повысить норматив амортизационных отчислений до уровня технически развитых стран (до 20-30%), а норм обновления основных фондов — до 5-15%;

—приватизация государственной собственности;

— сохранение роли бюджетного финансирования.

В целом, выполнение программы должно обеспечить максимально  возможную мобилизацию внутренних и внешних инвестиций, в том  числе из стран ближнего зарубежья, для решения неотложных задач  экономического развития республики, ее социальных проблем, структурной перестройки.

Отдельные моменты  осуществления инвестиционной политики отражены и в программе определяющей Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

Создание условий  для активизации инвестиционной деятельности указывается в данной программе в качестве главной предпосылки преодоления кризиса и осуществления структурной перестройки экономики. Для активизации инвестиционной деятельности предусматривается реализация следующих мер:

— развитие системы самофинансирования в целях увеличения доли собственных источников предприятия в финансировании инвестиционных проектов и программ;

— приватизация объектов государственной собственности  на возмездной основе как перспективный источник привлечения дополнительных инвестиций;

— сохранение роли бюджетного финансирования в целях  обеспечения финансирования неотложных потребностей социальной сферы;

— предоставление долгосрочных кредитов, в том числе  и льготных, для развития приоритетных отраслей экономики;

— развитие лизинга как основного средства для решения задач модернизации производственной базы и реализации продукции отечественных товаропроизводителей;

— выпуск государственного инвестиционного займа, инвестиционных промышленных облигаций и муниципальных займов.

Для привлечения  прямых иностранных инвестиций предусматривается:

— формирование свободных экономических и оффшорных  зон, технопарков;

— совершенствование  правового обеспечения по защите и гарантиям иностранных инвестиций;

— организация  системы отбора и мониторинга инвестиционных проектов;

— разработка механизма  поддержки иностранных инвесторов;

— координация  программ сотрудничества с международными финансовыми организациями.

В целом данная программа разработана с учетом Национальной программы привлечения инвестиций в Республику Беларусь и полностью ей соответствует.

Одной из принципиальных задач в осуществлении государством инвестиционной политики является выявление небольшого числа производств-флагманов, которые легче всего вывести и закрепить на длительную перспективу на мировом рынке, и концентрация капвложений на таких инвестиционных проектах.

Кабинетом Министров  определены следующие приоритетные отрасли привлечения инвестиций: с точки зрения высоких технологий — приборостроение, электроника, точное машиностроение, биотехнологии, энергетика; исходя из экспортных возможностей — лесная, деревообрабатывающая, автомобильная, химическая и нефтехимическая промышленность; как отрасли, завязанные на конечный спрос внутри страны, выделяются легкая и пищевая промышленность; а с точки зрения социальной значимости — жилищное строительство и объекты инфраструктуры. Особое место в списке приоритетных занимают проекты, связанные с реализацией государственной программы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В каждой группе целесообразно выделить локомотивные предприятия, которым должен быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования: налоговые и таможенные льготы, государственные гарантии, условия для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. Эти меры позволят развивать экономику республики с наибольшей эффективностью.

 

 

§3: Предложения  по формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь

 

Анализируя  сложившуюся в Республике Беларусь  ситуацию в области привлечения  инвестиций, а также учитывая мировой опыт в области осуществления инвестиционной деятельности, помимо направлений, указанных в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь и программе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, можно сделать следующие  предложения по совершенствованию в республике инвестиционного климата.

В области государственного регулирования и правового обеспечения  инвестиционной деятельности:

— Целесообразно введение льготных режимов налоговой и таможенной политики в первую очередь для приоритетных отраслей народного хозяйства. При этом льготный режим для иностранных инвесторов не должен осуществляться в ущерб национальным, иначе не избежать стремления последних вкладывать свои средства в экономику других стран.

— Необходимо проводить  разумную денежно-кредитную политику, оказывая селективную, ограниченную поддержку  предприятиям из бюджета к тому же на платной и возвратной основе, мы побуждаем их к поиску других источников финансирования, что уже приносит свои плоды.

Основным принципом  государственной политики по отношению  к негосударственным инвесторам должно стать невмешательство в их деятельность, максимальное содействие созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств.

— Говоря о привлечении  дополнительных инвестиций для нужд экономического развития, имеется в виду не только и не столько иностранные инвестиции, а такой важный источник, как внутренние накопления объектов хозяйствования.

— Необходимо дальше совершенствовать инвестиционное законодательство —  ликвидировать существующие противоречия и привести нормативно-правовые акты в соответствие между собой и с международным законодательством.

— Необходимо проводить  последовательную экономическую политику, в том числе в области приватизации, а также создать максимально благоприятные условия для выхода белорусских товаров на рынки соседних стран, т.е. России, Украины, Польши и прибалтийских стран.

В области организационного обеспечения инвестиционной деятельности:

— Очевидно, что  потенциальным инвесторам необходимо постоянно получать информацию об осуществлении  инвестиционной деятельности, о предоставляемых  возможностях в инвестировании в  экономику, быть в курсе всех позитивных аспектов, а также иметь быстрый и легкий доступ к надежной информации.

— Возможно создание Взаимного фонда гарантий, который  позволит решить задачи в области  инвестиционной деятельности.

— Особое внимание необходимо уделить подготовке предложений по созданию системы страхования инвестиций, как иностранных, так и отечественных, с учетом международной практики.

— Необходимо активизировать работу по созданию Белорусского банк развития. Ему должен быть придан статус уполномоченного инвестиционного банка, являющегося представителем государства на финансовом рынке, проводящего его инвестиционную политику, аккумулирующего инвестиционные ресурсы государства и обслуживающего кредитные линии иностранных инвесторов.  Он должен заниматься долгосрочным вложением капитала.

— Рассматривая проблему привлечения иностранных  инвестиций надо учитывать еще один очень важный, скорее психологический,  фактор. Это — подозрительность и тревога населения в связи с проникновением иностранного капитала в экономику государства. Несмотря на возможный приток капитала, новых технологий и оборудования, создание дополнительных рабочих мест, настороженность по отношению к иностранным инвестициям является реальностью и должна учитываться при формировании инвестиционной политики республики. Причем такие вещи могут отмечаться не только среди населения, но и среди руководящих кадров.

Реализация  перечисленных выше предложений  должна способствовать повышению привлекательности экономики республики в глазах потенциальных инвесторов, и следовательно приведет  к увеличению объема привлекаемых инвестиций и позволит наиболее оперативно решать неотложные задачи экономического развития государства, его социальных проблем и структурной перестройки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из важнейших  вопросов осуществления инвестиционной политики является проблема формирования благоприятного инвестиционного климата.

У нас в республике в области привлечения инвестиций в последнее время сложилась  кризисная ситуация. Со всей остротой встал вопрос о нехватке инвестиционных средств для структурной перестройки экономики и развития социальной сферы. В этих условиях повышенное внимание уделяется и  вопросам  формирования благоприятного инвестиционного климата.

Не способствуют привлечению инвестиций в хозяйство республики экономические условия формирования инвестиционного климата. В Беларуси существует  высокая степень износа основных производственных фондов,  привлекательность местного рынка недостаточна, происходит снижение рентабельности производства и обесценивание капитала, а  высокий интеллектуальный потенциал местного персонала, сочетается с низким уровнем рыночного образования и профессиональной этики.

Для обеспечения  устойчивых условий осуществления  инвестиционной деятельности  республике необходима развитая институциональная инфраструктура. Однако, не смотря на проведение определенной работы  в этой области, организационные условия по привлечению инвестиций сформированы недостаточно. В Беларуси отсутствует полноценный фондовый рынок, уровень развития банковской сферы и системы страхования не высок, технические средства коммуникаций развиты слабо, нет  комплексной системы информационного обеспечения инвесторов, а также отсутствует достаточное количество фирм, осуществляющих консультирование и обучение в области инвестиционной деятельности.

Регулирование инвестиционной деятельности в республике осуществляется как национальным, так и международным законодательством. В Беларуси принято большое количество правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу, однако законодательство зачастую не предусматривает надежного правового механизма  их реализации. Существуют и определенные противоречия как  в самих законодательных актах, так и между ними. Положительной стороной в области правовых условий формирования инвестиционного климата является разработанная для инвесторов система гарантий и льгот при  осуществлении ими  инвестиционной деятельности.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка