Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, курсовая работа
Перед данной работой ставятся следующие цели:
— определить понятие инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;
— проанализировать инвестиционный климат сложившийся в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.
Целью Программы является разработка комплекса мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности, как главного макроэкономического условия преодоления кризиса и осуществления структурной перестройки народного хозяйства.
Реализовать эту потребность должна государственная политика, определенная в программе в следующих направлениях:
— стабилизация законодательства, создание четкой правовой базы для инвесторов в финансовом, валютном, налоговом, тарифном регулировании; приведение законодательной и нормативной базы в соответствие с международными стандартами;
— формирования конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот;
— обеспечение
однозначности подходов государственных
и местных органов
— создание гибкого механизма по отраслевым направлениям, способствующего достижению приоритетных целей в народном хозяйстве;
— создание нормативно-правовых и экономических условий для стимулирования сбережений населения и последующей трансформации аккумулируемых средств в инвестиции;
— проведение инвестиционной политики на основе конкурсного размещения централизованных инвестиций на производственные цели для проектов, отвечающих критериям эффективности;
— подавление инфляции;
— расширение лизинговой деятельности;
— расширение практики использования залоговых форм в виде ликвидных основных фондов, акций, золотовалютных резервов и даже природных ресурсов;
— проведение институциональных преобразований посредством развития вторичного рынка ценных бумаг, создания сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и т.д.);
— решение проблем страхования инвестиционных рисков;
— разработка мер, стимулирующих инвестирование;
— унификация условий деятельности отечественных и иностранных инвесторов, установление для всех “национального режима”;
— возвращение вывезенных из республики инвестиционных ресурсов и недопущение их расхищения;
— особое место в программе отводится развитию производств высоких технологий;
— осуществление
тесного инвестиционного
Программа определяет три наиболее важных источника привлечения инвестиций:
— развитие самофинансирования предприятий — т.е. увеличение доли собственных источников предприятий в финансировании инвестиционных программ. Предлагается повысить норматив амортизационных отчислений до уровня технически развитых стран (до 20-30%), а норм обновления основных фондов — до 5-15%;
—приватизация государственной собственности;
— сохранение роли бюджетного финансирования.
В целом, выполнение
программы должно обеспечить максимально
возможную мобилизацию
Отдельные моменты осуществления инвестиционной политики отражены и в программе определяющей Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.
Создание условий для активизации инвестиционной деятельности указывается в данной программе в качестве главной предпосылки преодоления кризиса и осуществления структурной перестройки экономики. Для активизации инвестиционной деятельности предусматривается реализация следующих мер:
— развитие системы самофинансирования в целях увеличения доли собственных источников предприятия в финансировании инвестиционных проектов и программ;
— приватизация объектов государственной собственности на возмездной основе как перспективный источник привлечения дополнительных инвестиций;
— сохранение роли бюджетного финансирования в целях обеспечения финансирования неотложных потребностей социальной сферы;
— предоставление долгосрочных кредитов, в том числе и льготных, для развития приоритетных отраслей экономики;
— развитие лизинга как основного средства для решения задач модернизации производственной базы и реализации продукции отечественных товаропроизводителей;
— выпуск государственного инвестиционного займа, инвестиционных промышленных облигаций и муниципальных займов.
Для привлечения прямых иностранных инвестиций предусматривается:
— формирование
свободных экономических и
— совершенствование правового обеспечения по защите и гарантиям иностранных инвестиций;
— организация системы отбора и мониторинга инвестиционных проектов;
— разработка механизма
поддержки иностранных
— координация программ сотрудничества с международными финансовыми организациями.
В целом данная программа разработана с учетом Национальной программы привлечения инвестиций в Республику Беларусь и полностью ей соответствует.
Одной из принципиальных
задач в осуществлении
Кабинетом Министров
определены следующие приоритетные
отрасли привлечения
§3: Предложения по формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь
Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь ситуацию в области привлечения инвестиций, а также учитывая мировой опыт в области осуществления инвестиционной деятельности, помимо направлений, указанных в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь и программе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, можно сделать следующие предложения по совершенствованию в республике инвестиционного климата.
В области государственного
регулирования и правового
— Целесообразно введение льготных режимов налоговой и таможенной политики в первую очередь для приоритетных отраслей народного хозяйства. При этом льготный режим для иностранных инвесторов не должен осуществляться в ущерб национальным, иначе не избежать стремления последних вкладывать свои средства в экономику других стран.
— Необходимо проводить разумную денежно-кредитную политику, оказывая селективную, ограниченную поддержку предприятиям из бюджета к тому же на платной и возвратной основе, мы побуждаем их к поиску других источников финансирования, что уже приносит свои плоды.
Основным принципом государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам должно стать невмешательство в их деятельность, максимальное содействие созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств.
— Говоря о привлечении дополнительных инвестиций для нужд экономического развития, имеется в виду не только и не столько иностранные инвестиции, а такой важный источник, как внутренние накопления объектов хозяйствования.
— Необходимо дальше совершенствовать инвестиционное законодательство — ликвидировать существующие противоречия и привести нормативно-правовые акты в соответствие между собой и с международным законодательством.
— Необходимо проводить последовательную экономическую политику, в том числе в области приватизации, а также создать максимально благоприятные условия для выхода белорусских товаров на рынки соседних стран, т.е. России, Украины, Польши и прибалтийских стран.
В области организационного обеспечения инвестиционной деятельности:
— Очевидно, что потенциальным инвесторам необходимо постоянно получать информацию об осуществлении инвестиционной деятельности, о предоставляемых возможностях в инвестировании в экономику, быть в курсе всех позитивных аспектов, а также иметь быстрый и легкий доступ к надежной информации.
— Возможно создание Взаимного фонда гарантий, который позволит решить задачи в области инвестиционной деятельности.
— Особое внимание необходимо уделить подготовке предложений по созданию системы страхования инвестиций, как иностранных, так и отечественных, с учетом международной практики.
— Необходимо активизировать работу по созданию Белорусского банк развития. Ему должен быть придан статус уполномоченного инвестиционного банка, являющегося представителем государства на финансовом рынке, проводящего его инвестиционную политику, аккумулирующего инвестиционные ресурсы государства и обслуживающего кредитные линии иностранных инвесторов. Он должен заниматься долгосрочным вложением капитала.
— Рассматривая проблему привлечения иностранных инвестиций надо учитывать еще один очень важный, скорее психологический, фактор. Это — подозрительность и тревога населения в связи с проникновением иностранного капитала в экономику государства. Несмотря на возможный приток капитала, новых технологий и оборудования, создание дополнительных рабочих мест, настороженность по отношению к иностранным инвестициям является реальностью и должна учитываться при формировании инвестиционной политики республики. Причем такие вещи могут отмечаться не только среди населения, но и среди руководящих кадров.
Реализация перечисленных выше предложений должна способствовать повышению привлекательности экономики республики в глазах потенциальных инвесторов, и следовательно приведет к увеличению объема привлекаемых инвестиций и позволит наиболее оперативно решать неотложные задачи экономического развития государства, его социальных проблем и структурной перестройки.
Заключение
Одним из важнейших вопросов осуществления инвестиционной политики является проблема формирования благоприятного инвестиционного климата.
У нас в республике
в области привлечения
Не способствуют привлечению инвестиций в хозяйство республики экономические условия формирования инвестиционного климата. В Беларуси существует высокая степень износа основных производственных фондов, привлекательность местного рынка недостаточна, происходит снижение рентабельности производства и обесценивание капитала, а высокий интеллектуальный потенциал местного персонала, сочетается с низким уровнем рыночного образования и профессиональной этики.
Для обеспечения устойчивых условий осуществления инвестиционной деятельности республике необходима развитая институциональная инфраструктура. Однако, не смотря на проведение определенной работы в этой области, организационные условия по привлечению инвестиций сформированы недостаточно. В Беларуси отсутствует полноценный фондовый рынок, уровень развития банковской сферы и системы страхования не высок, технические средства коммуникаций развиты слабо, нет комплексной системы информационного обеспечения инвесторов, а также отсутствует достаточное количество фирм, осуществляющих консультирование и обучение в области инвестиционной деятельности.
Регулирование инвестиционной деятельности в республике осуществляется как национальным, так и международным законодательством. В Беларуси принято большое количество правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу, однако законодательство зачастую не предусматривает надежного правового механизма их реализации. Существуют и определенные противоречия как в самих законодательных актах, так и между ними. Положительной стороной в области правовых условий формирования инвестиционного климата является разработанная для инвесторов система гарантий и льгот при осуществлении ими инвестиционной деятельности.
Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка