Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Перед данной работой ставятся следующие цели:
— определить понятие инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;
— проанализировать инвестиционный климат сложившийся в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Investizii.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

В сложившейся  в республике ситуации есть только две возможности активизировать инвестиционную деятельность: мобилизовать национальные ресурсы и привлекать иностранный капитал. И в первом и во втором случае нужен благоприятный инвестиционный климат, при котором национальный и иностранный капитал будут эффективно вложены в экономику.

Каково же состояние  инвестиционного климата в Республике Беларусь. Как свидетельствуют оценки независимых экспертов, по степени благоприятности инвестиционного климата Беларусь занимает лишь 142-е (по другим данным —  147-е) место в мире. По величине финансовых рисков республика находится примерно между 140 и 160 местами. Среди стран СНГ Беларусь опережает лишь Узбекистан и воевавшие Азербайджан, Армению и Молдову.

Институт исследования рыночной экономики Польши в 2005 году проводил  анализ инвестиционных рисков для тринадцати стран Центральной и Восточной Европы. Беларусь входит в группу с высоким риском и занимает среди них (см. табл.) только 11-е место.

Приведенные выше данные говорят о неблагоприятном  инвестиционном климате, сложившемся в республике.

О чрезвычайно выгодном географическом и геополитическом положении Беларуси, которое выступает одним из мотивов интернационализации и прямого зарубежного инвестирования у нас говорят очень много. Однако, если и допустить влияние географической составляющей на выбор местовложения капитала, то все равно на первый план при выборе государства для осуществления инвестиций выходят размеры рынка, а также степень развития

Размер рынка  Беларуси невелик. Десять миллионов  населения тратят сумму, сопоставимую с соответствующими расходами жителей среднего немецкого города. Такое сравнение не в пользу Беларуси.

рыночной инфраструктуры и  качество сервиса, которые по западным меркам в республике невысоки.

Размер рынка  определяется в первую очередь количеством  субъектов, получающих доход, и размером этого дохода. Кроме того, при принятии решения о  размещении инвестиций важен не только текущий размер рынка данной страны, но и ожидаемые инвестором долгосрочные тенденции его развития. При принятии решения об инвестировании в ту или иную страну важнейшим фактором являются ожидания инвестора, связанные с ее

Общий риск для  стран Центральной и Восточной  Европы

(по данным  на февраль 2005 года).

 

№ п/п

 

Страна

Индекс инвестиционного риска

                         Группа с наименьшим риском

1

бывшая Восточная  Германия

1,7

2

Венгрия

2,5

3

Чешская Республика

2,5

                          Группа с умеренным риском

4

Польша

2,8

5

Словакия

3,2

6

Словения

3,2

                           Группа с высоким риском

7

Эстония

3,6

8

Литва

3,7

9

Латвия

3,8

10

Болгария

4,0

11

Беларусь

4,0

12

Украина

4,1

13

Молдова

4,1


долгосрочным развитием. С этой точки зрения Беларусь тоже является непривлекательной для инвесторов. Их в первую очередь настораживает даже не отсутствие реформ, а полная неопределенность с будущим страны. Отсутствие определенности в долгосрочном развитии заставляет инвестора отказаться от рассмотрения Беларуси как возможного региона для инвестиций, тем более, что существует множество альтернатив для инвесторов в других странах  Центральной и Восточной Европы.

Распространенное  мнение о высокой привлекательности  Беларуси в связи с ее выгодным географическим положением, часто опирается  на представление о важности снижения транспортных издержек при продвижении  на рынок продукции. К сожалению, транспортные издержки не являются определяющими при выборе инвесторами направления инвестиций. Выгодность географического положения с точки зрения привлечения инвестиций является реальностью только в том смысле, что инвестор будет заинтересован в инвестировании в транспортную инфраструктуру, обслуживающую транзит товарных грузов Россия — Европа. Но Беларуси придется конкурировать с Украиной и Прибалтикой, и успех в привлечении инвестиций в эту сферу будет связан с тем, насколько политика правительства сделает транзит через нашу республику более выгодным, чем через другие регионы.

Республика  Беларусь пока еще располагает очень  высоким интеллектуальным потенциалом, включающим более 300 организаций, ведущих научные исследования и новые разработки: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, исследовательские и конструкторские подразделения предприятий и ВУЗов, — с общей численностью 90 тысяч работников интеллектуального труда. Из них 65% заняты прикладными разработками и новыми технологическими процессами, реализация которых может принести республике более 10 млрд. долларов США. В интеллектуальном потенциале заключается главное и наиболее доступное средство экономического подъема страны, бедной на материально-сырьевые и энергетические ресурсы.

Однако сами инвесторы придерживаются довольно невысокого мнения о профессионализме местного персонала. Правда, по мере приобретения опыта работы в бывших социалистических странах оценка профессионализма персонала растет, и в первую очередь это касается инженерного персонала. Устойчивым сохраняется невысокое мнение о профессиональных возможностях местных менеджеров, а также об уровне рыночного образования и профессиональной этики.

Беларусь, как  и другие страны Центральной и Восточной Европы, не может в ближайшее время рассчитывать на приток прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в целях снижения издержек, в частности за счет низкой стоимости рабочей силы. Поскольку обычно прямые инвестиции окупаются в течении нескольких лет, то инвестиционная стратегия, нацеленная на снижение издержек, осуществляется в тех странах, где не только не высока заработная плата у рабочей силы соответствующей квалификации, но и существуют экономические условия, обеспечивающие в долгосрочной перспективе невысокие темпы роста заработной платы. Таким регионом на сегодняшний день является Юго-Восточная Азия. Страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Беларусь, на сегодняшний день не рассматриваются инвесторами как регион, подходящий для минимизации затрат на рабочую силу. В этих странах требования к росту заработной платы со стороны занятых будут оставаться завышенными. Люди стремятся сохранить сложившуюся структуру потребления, и это будет приводить к постоянной борьбе наемных работников за доходы. В то же время доля сельского населения в странах Центральной и Восточной Европы невелика. Серьезного давления на рынок рабочей силы за счет притока в город из деревни новых рабочих рук не будет, а следовательно, давление со стороны предложения рабочей силы на рост заработной платы будет невелико. Все это позволяет прогнозировать более высокий темп роста заработной платы в странах Центральной и Восточной Европы по сравнению со странами Юго-Восточной Азии, так как в азиатских странах гораздо ниже социальные ожидания населения и гораздо больше доля сельского населения, приток которого в города создает постоянное давление на рынок рабочей силы.

В условиях нестабильной экономики активность инвесторов предопределяется степенью защиты их интересов от рисков. В мировой практике существуют два варианта такой защиты — государственные гарантии и частное страхование инвестиций. Но национальная система страхования Беларуси в состоянии обеспечить лишь минимальную защиту физических рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

Намного сложнее  обстоит дело с рисками политическими. Они могут быть минимизированы лишь внешними по отношению к стране-акцептору  финансовыми институтами. Это значит, что Беларуси необходимо подключиться к международной системе страхования политических рисков в рамках международного агентства по гарантированию инвестиций при Всемирном банке (МИГА).

В республике нет  комплексной системы информационного  обеспечения, которая позволяла бы инвесторам быть в курсе всех аспектов осуществления инвестиционной деятельности и иметь быстрый и легкий доступ к надежной информации о предоставляемых возможностях в инвестировании, о вопросах законодательства, отраслевых и региональных программах и проектах.

При убыточности  производства и торговли владелец денег (инвестор) может попытаться заработать на финансовых спекуляциях. Но фондовый рынок и банковская сфера Беларуси сами находятся на низком уровне развития. Исходя из этих соображений, инвестиционный климат в нашей стране по параметрам доходности вложений можно смело назвать крайне неблагоприятным.

 

§2:Роль государства в формировании привлекательной  инвестиционной политики в Республики Беларусь

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической, социальной, природоохранной политики. Оно осуществляется республиканскими и местными государственными органами через разработку и  утверждение программ развития как республики в целом, так и отдельных регионов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий и контроль инвестиционной деятельности. Управление государственными инвестициями должно осуществляться преимущественно экономическими методами и включает планирование, определение условий и осуществление конкретных действий по инвестированию из средств бюджета и внебюджетных фондов, других средств, привлеченных на договорной основе.

Государственное регулирование и контроль за инвестиционной деятельностью осуществляется при помощи:

-систем налогов  с дифференцированием субъектов  и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот;

-проведение  амортизационной политики, в том числе путем ускоренной амортизации основных фондов;

-предоставление  финансовой помощи на развитие  отдельных регионов, отраслей и производств;

-кредитов и  цен;

-государственных  норм и стандартов;

-антимонопольных  мер;

-определения  условий пользования землей и другими природными ресурсами;

-разгосударствления  и приватизации республиканской  и коммунальной собственности;

-проведения  экспертизы инвестиционных проектов  и программ, осуществляемых за счет средств государства.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности затрагивает и определение для иностранных инвесторов инвестиционного режима. В мировой практике выделяют несколько их видов:

—  режим  взаимности — инвестор получает те же права и льготы в принимающем  государстве, какими пользуются компании и граждане этого государства на родине инвестора;

— национальный режим — отсутствие различий в  условиях деятельности национальных и иностранных инвесторов;

— режим наибольшего  благоприятствования — равенство  прав и обязанностей без дискриминации между инвесторами;

— преференциальный режим — предоставление различных  льгот определенным инвесторам;

— справедливый и равноправный режим — предполагает наличие трех элементов:

- недискриминация  по отношению к иностранным  инвесторам,

- соблюдение  к режиму для иностранного инвестора минимальных международных требований,

- обязанность  государства защищать иностранную  собственность на своей территории.

В Беларуси инвестиционный режим определен в части 1 статьи 34    Закона “Об иностранных  инвестициях на территории Республики Беларусь” —  “Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности белорусских юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, действующим на территории Республики Беларусь”. Кроме того тот же Закон предоставляет иностранным инвесторам по сравнению с национальными и ряд льгот.

Государственное  регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляет ряд органов: Управление по иностранным инвестициям при Министерстве внешних экономических связей (координация привлечения иностранных инвестиций), Министерство по предпринимательству и инвестициям (привлечение инвестиционных средств предпринимательскими структурами), Министерство финансов и Национальный банк (в области финансово-кредитной политики) и др. Однако во многом эти органы дублируют друг друга. Роль органа, рассматривающего вопросы инвестиций в комплексе, призван выполнять Комитет по инвестициям при Министерстве экономики. Именно здесь разрабатываются экономические программы и пакеты законопроектов республики. Комитет по инвестициям должен координировать разрозненные усилия министерств  и других органов управления и рассматривать все вопросы разработки инвестиционной политики в комплексе.

 

Говоря об участии  государства в управлении потоками иностранных инвестиций, можно выделить два основных подхода. Первый заключается  в установлении рамочных условий привлечения и деятельности иностранных инвесторов независимо от сфер приложения капитала. Второй подход связан с установлением такого режима, при котором требуется согласование и одобрение иностранных инвестиций уполномоченными правительственными органами. Он характерен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой и может быть принят на вооружение нашим государством.

Нельзя отдать предпочтение какому-то одному варианту. Каждая страна в силу специфики своего развития выбирает свой способ привлечения и регулирования иностранных инвестиций, наиболее точно отражающий поставленные перед собой цели реформирования экономики. Выбор конкретного направления предопределяет и структуру регулирующего и координирующего органа.

Облегчить процедуру привлечения инвестиционных ресурсов в Беларуси призвано Агентство по привлечению иностранных инвестиций, которое на рынке должно выступать в роли посредника. Агентство призвано создавать привлекательный инвестиционный имидж страны, проводить консультирование и осуществлять экспертизу инвестиционных проектов, организовывать выставки и ярмарки. Оно должно снабжать потенциальных инвесторов информацией о возможностях инвестиций, оказывать им всевозможную поддержку и отлеживать процесс заключения сделки с момента обращения инвестора до завершения переговоров. Агентство по привлечению иностранных инвестиций должно непосредственно работать с международными инвестиционными организациями и фондами, а также осуществлять патронаж деятельности негосударственных организаций, специализирующихся на привлечении внешних инвестиций. Задача Агентства в современных условиях — выработать реальную концепцию привлечения иностранных инвестиций. Эта концепция должна исходить из создания соответствующей международным стандартам инвестиционного анализа системы выявления и координации инвестиционных ресурсов Беларуси и определения их инвестиционной достоверности в структуре мировой экономики.

Программные документы  в области привлечения инвестиций и формирования инвестиционного климата Беларуси.

Наибольшее  внимание проблеме формирования благоприятного инвестиционного климата в республике уделено в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, одобренную постановлением Кабинета Министров в июле 1996 года.

Данный программный  документ определяет основные принципы и механизмы привлечения отечественных  и иностранных инвестиций в экономику республики, приоритетные сферы инвестиционного сотрудничества и его эффективные формы.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка