Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Перед данной работой ставятся следующие цели:
— определить понятие инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;
— проанализировать инвестиционный климат сложившийся в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Investizii.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

7 Торговая политика.

Торговая политика оказывает влияние на стоимость  экспортно-импортных операций в  стране-получателе, а также на сам процесс осуществления таких операций.

8 Государственное  регулирование.

Существующее  в стране законодательство значительно  влияет на эффективность бизнеса, объем  издержек и, в конечном счете, на рентабельность производства и конкурентоспособность фирмы. Благоприятный климат регулирования — важный фактор при принятии решения об инвестиционной программе. Для защиты интересов производителей и потребителей, а также для нормального функционирования рынка государственное регулирование в определенной степени необходимо. Однако чрезмерное регулирование может вызвать увеличение издержек и снижение эффективности как рынков, так и производителей.

В частности, в  качестве неэффективного государственного регулирования можно отметить наличие в трудовом законодательстве положения о защите рабочих мест, что ограничивает  права компаний на увольнение рабочих. Закон может требовать также установления определенного уровня заработной платы для работников или предоставления целого ряда льгот, что означает рост издержек для иностранных инвесторов. А ведь решая, куда  вкладывать свой капитал, инвесторы делают выбор в пользу страны с наименьшими затратами на рабочую силу. В итоге законы, которые должны были помочь рабочим, на самом деле могут нанести им ущерб, поскольку не способствуют привлечению инвестиций и созданию рабочих мест.

Государственное регулирование в других областях также может отбить охоту  у потенциальных инвесторов. Например, если правительство устанавливает определенные нормы процента или указывает, в какие именно отрасли должен вкладывать капитал, а также разрабатывает запутанные правила и процедуры для получения разрешения на иностранные инвестиции либо другие бюрократические требования и ограничения, снижающие возможности инвесторов в оперативном управлении экспортом и импортом капитала. И снова очевидно, что инвесторы стремятся к максимальной гибкости и свободе действий, которые бы позволили им быстро реагировать на изменение условий рынка. Этому обстоятельству в условиях конкурентной экономики придается все большее значение.

9 Налоговые  ставки и стимулы.

Помешать ТНК  инвестировать в ту или иную страну может и чрезмерное налоговое бремя на капиталовложения и прибыль (ставки налогообложения, налоговый режим в отношении дивидендов и других банковских операций). Для привлечения больших инвестиций многие страны даже предлагают стимулирующие программы, которые включают целый комплекс налоговых и других привилегий для иностранных инвесторов.

10 Политическая  стабильность.

Это условие  имеет фундаментальное значение при принятии решения об инвестициях: инвесторы просто не станут рисковать своим капиталом вкладывая его в политически нестабильные страны, поскольку риск потерять капитал слишком велик. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что “правила игры”, то есть законы и нормативные акты, регулирующие инвестиции и рынки там, где они собираются действовать, останутся неизменными в течении продолжительного времени, что дает возможность долгосрочного прогнозирования.

Помимо особенностей политического режима, существенную роль при оценке стабильности потенциальной страны-получателя и ее привлекательности для иностранных капиталовложений играет  позиция государственных чиновников, руководителей профсоюзных организаций и управляющих ведущих компаний частного сектора. Зарубежные инвесторы должны быть уверены, что  никакой из эшелонов государственных чиновников не будет мешать инвестированию с помощью бюрократических процедур и ухищрений, что крупные общественные лидеры (например, профсоюзные) ради временных политических выигрышей не будут дестабилизировать обстановку. Ведущие частные компании могут опасаться конкуренции. Эти группы могут использовать в своих целях слабость политической системы и изменять правила ведения бизнеса таким образом, что иностранные инвесторы окажутся в неблагоприятном положении.

11 Макроэкономическая  политика.

Экономическая политика правительства — это  важный фактор, определяющий экономическую стабильность и, соответственно, уверенность инвесторов.

Как показывает практика, этот фактор определяет и позицию местных инвесторов, которые реагируют на экономическую нестабильность в своей стране переводом средств на счета иностранных банков или осуществляя инвестиции за рубежом. Это явление известно под названием “бегство капитала”.

Важнейшим условием стабильной макроэкономической политики выступает низкая и предсказуемая инфляция. Гиперинфляция усложняет фирмам управление — и в банковских расчетах, и в операциях с наличностью.

12 Инфраструктура  и услуги.

Физические  ресурсы страны-получателя, т.е. ее дороги, порты, аэропорты, телекоммуникационные сети, наличие и стоимость энергоносителей и средств сообщения, имеют также огромное значение для стоимости и эффективности производства и транспортировки.  Страны должны стремиться к поддержанию своих физических ресурсов на уровне современных стандартов и в рабочем состоянии, чтобы наилучшим способом использовать их для привлечения иностранных инвестиций. Независимо от соответствия страны-получателя другим высоким критериям при неразвитой инфраструктуре стране будет трудно привлечь значительные зарубежные инвестиции.

Инфраструктура  также включает и другие необходимые  услуги, которые оказывают юридические, страховые и бухгалтерские фирмы, коммерческие и инвестиционные банки. 

Таким образом  для западных менеджеров на первом месте стоит расширение своих заграничных операций на новых рынках, на  втором — сохранение и расширение завоеванного рынка, и только на последующих — политическая стабильность принимающей страны, ожидание высоких доходов от инвестиций, преодоление торговых и экспортных барьеров, низкая заработная плата, сохранение снабжения в гостевой стране, создание рабочих мест, экспортный базис. Короче говоря именно рыночные мотивы преобладают в оценках западных бизнесменов.

 

Еще одна методика анализа инвестиционного климата использует понятие инвестиционного спроса.

По своему натурально-вещественному  воплощению инвестиционный спрос —  это спрос на физический капитал.  По   форме предъявления спрос  на капитал выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов. Спрос на инвестиции в стране определяется исходя из оценки условий инвестиционной деятельности путем анализа влияющих на нее основных факторов. Следовательно величину инвестиционного спроса можно использовать в качестве критерия благоприятности инвестиционного климата.

Уровень совокупного  спроса на инвестиции определяют два  основных фактора:

1) ожидаемая  норма чистой прибыли, которую  предприниматели рассчитывают получить от расходов  на инвестиции;

2) ставка процента.

Кроме этого  на инвестиционный спрос влияют и  другие факторы, связанные с изменением чистой доходности инвестиций. Действительное состояние и характер воздействия всех факторов и формируют инвестиционный климат.

Определение инвестиционного климата показывает, что в конечном счете — это совокупность условий функционирования капитала, которые предопределяют, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. Поэтому большинство инвесторов благоприятность инвестиционного климата определяют для себя именно уровнем рисков, который сложился в стране. Прежде чем  реально инвестировать средства  в экономику той или иной страны, любая компания, естественно, взвешивает все “за” и “против”. К “за” относятся возможности получения прибыли — одна из основных целей любого бизнеса. К “против” — всевозможные риски, в том числе и политический, и экономический, и финансовый, и бизнес-риск, оценка которых и служит основанием для того, чтобы принимать решение об инвестировании.

Естественно, при  оценке этих рисков могут быть разные подходы. Решения могут основываться исключительно на оценках международных  организаций, которые проводят такие  исследования  и выставляют соответствующий рейтинг стран. Можно также проводить собственные исследования, которые очень дорого стоят и обычно используются в тех случаях, когда речь идет об очень крупных проектах. Когда, например, есть смысл истратить миллионы долларов на исследования, чтобы потом получить сотни миллионов прибыли от инвестиционных вложений.

При анализе  привлекательности рынков  Восточной  Европы и стран СНГ иностранные  инвесторы обращают внимание на степень  политического и экономического риска, вызываемого несовершенной законодательной базой. Однако для крупных компаний данный фактор не всегда является решающим. Так транснациональные корпорации, занятые деловой экономической активностью на территории многих государств, могут пойти на риск на одном из зарубежных рынков. Их стратегическая задача — закрепиться на новом рынке даже в ущерб прибыльности. Временные убытки от деловой активности на данном рынке будут компенсироваться доходами от деятельности филиалов  в других странах. Что же касается менее диверсифицированных компаний, то они не располагают такими возможностями  по минимизации своего риска. Поэтому они будут активно искать местных партнеров, которые могут совместно с ними разделить риск.

Кроме этого, иностранные  инвесторы также уменьшают свой риск путем привлечения внешних источников финансирования со стороны, например, международных организаций. Иностранный инвестор в гостевой стране также попытается найти инвестиционные структуры, которые позволят ему, не упуская из вида свои стратегические цели, существенно уменьшить непосредственный финансовый риск. В данном случае речь идет о создании совместных предприятий, могут заключаться договоры на осуществление управления с возможностью последующего выкупа акций.

Перечисленные способы оценки инвестиционной политики анализируют привлекательность осуществления инвестиций в экономику страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ: Проблемы формирования инвестиционная политики в Республики Беларусь.

 

§1: Общая  оценка инвестиционной политики и инвестиционного климата в Беларуси.

 

Перед республикой  со всей остротой встал вопрос о  нехватке инвестиционных ресурсов для структурной перестройки экономики и развития социальной сферы. А если говорить откровенно, прежде всего инвестиции нужны для того, чтобы остановить разрушительные процессы в производственных отраслях народного хозяйства. Средств не хватает даже для простого воспроизводства.

Структура источников инвестиций в Республике Беларусь в 2005 и 2006 годах складывалась  следующим образом:

—консолидированный  бюджет — 28%  и 25,5% соответственно;

—инвестиционные фонды министерств — 10% и 14% соответственно;

—собственные  средства предприятий — 55% и 52,5% соответственно;

—иностранные  инвестиции — 1% и 4% соответственно.

Самыми большими ресурсами для капиталовложений располагают предприятия, но направляют они их в основном на иные цели: в  оборотные средства, оплату энергоносителей, социальные выплаты и т.д. Бюджетные источники в основной своей массе сориентированы на развитие материальной базы социальной сферы, ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. Объем иностранных инвестиций в настоящее время сокращается. Такая тенденция наметилась еще  в 2004 году. В 2005-2006 гг. ситуация стала поистине критической. В течении года правительству удалось привлечь из-за рубежа лишь 247 млн.долларов США. В рамках экспортных кредитных линий было освоено 15 млн.долларов. Впрочем, понятно, что даже привлеченные кредиты чистыми инвестициями назвать можно разве что условно, т.к. в данном случае инвестор просто дает их в долг. Что касается прямых инвестиций, то с ними дела обстоят еще хуже.

Значительно затруднила привлечение инвесторов и кампания перерегистрации. Из примерно 3000 совместных и иностранных предприятий сквозь сито перерегистрации “просочилось” только около 1000. Общий объем уставного фонда “выживших” предприятий составляет 283 млн.долларов США. Из них 25 млн.долларов США — уставный капитал иностранных предприятий.

Позволить себе роскошь вкладывать средства в белорусскую  экономику могут лишь гиганты, “Кока-Коле”. Для всех прочих потенциальная прибыль несоизмерима с величиной риска.

Безусловно, сказывается крайне негативный внешнеполитический имидж страны. Для западных инвесторов свидетельством инвестиционной надежности государства является его отношение с международными финансовыми организациями. Отказы выделить Беларуси кредиты становятся опасным сигналом для потенциальных кредиторов.

Другим, не менее  значимым ориентиром для иностранного инвестора являются внутренние инвестиции. Если сами отечественные предприятия  не решаются вкладывать средства в  развитие своей экономики (и более  того, финансовые активы уходят  за пределы государства), то понятно, что никакой иностранный инвестор в эту страну свои капиталы не направит. Так что государство должно позаботиться не только о создании благоприятных условий для иностранных, но и для национальных инвесторов, тем более, что по оценкам Национального банка Беларуси, капиталы отечественных предпринимателей сегодня составляют  3 млрд.долларов США и могут выступать хорошим источником инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка