Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Перед данной работой ставятся следующие цели:
— определить понятие инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;
— проанализировать инвестиционный климат сложившийся в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Investizii.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

 

Вопросам привлечения  в экономику инвестиционных ресурсов в настоящее время уделяется огромное внимание. Инвестиции рассматриваются как необходимый источник для осуществления расширенного воспроизводства и развития экономики. В Беларуси, как и в других странах, осуществляющих процесс реформирования хозяйственной системы, проблема привлечения инвестиционных ресурсов стоит особенно остро, так как будущий рост и развитие экономики в значительной степени зависят от того, насколько удастся решить проблему ее перестройки и репозиционирования (изменения выпускаемой продукции и применяемой технологии в ответ на новые условия на рынке) производственной программы. А это еще больше приводит к необходимости привлечения значительных финансовых средств. Так, например, по расчетам специалистов ежегодная потенциальная потребность Республики Беларусь в инвестициях оценивается в 15 миллиардов долларов США.

Проблема еще  больше усложняется  тем, что в  последнее время в мире резко обострилась конкуренция за привлекаемые инвестиционные ресурсы. В  2006 году мировой объем прямых иностранных инвестиций составлял 414,9 млрд. долларов  США* . На  долю промышленно развитых стран приходилось 65% общего объема инвестиций, на долю развивающихся стран — 32% и на долю стран Центральной и Восточной Европы — 3,8% (по сравнению с 2003 годом этот объем снизился на 45%). Поэтому нет оснований раcсчитывать на привлечение в республику  значительных объемов иностранных инвестиций. Однако мировой опыт показывает, что внешние инвестиции уже не рассматриваются как один из основных источников финансирования экономики. Иностранный капитал — фактор, необходимый, для ускорения национального развития, но в качестве дополняющего внутренние возможности государства.

Существование сильной конкуренции на рынке инвестиционных ресурсов показывает, что успех в привлечении инвестиций будет в большой степени зависеть от инвестиционной политики государства. е. Проблеме определения и формирования инвестиционной политики и посвящена данная работа. Предприниматель, прежде чем вкладывать средства в экономику той или иной страны, в первую очередь оценивает  ее инвестиционный климат, и если государство заинтересовано в привлечении инвестиций, оно должно позаботиться о предоставлении потенциальному инвестору всех необходимых условий.

Проблема формирования политики и инвестиционного климата  является достаточно актуальной как на международном уровне, так и в условиях нашей республики. Однако обширность  темы часто не позволяет раскрыть все  затрагиваемые вопросы и многие исследования посвящены лишь отдельным факторам, определяющим инвестиционный климат (правовые условия, привлечение иностранных инвестиций, государственное регулирование, приоритетные направления развития экономики,  инвестиционная инфраструктура и т.п.)

Перед данной работой ставятся следующие цели:

— определить понятие  инвестиционной политики государства, а также условия ее формирования;

— проанализировать инвестиционный климат сложившийся  в Республике Беларусь, оценить влияющие на него факторы и разработать предложения по его совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ: Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка.

 

§1: Инвестиции: понятие, виды и проблемы привлечения.

 

Под инвестициями  понимают вложения капитала в различные сферы экономики с целью получения прибыли. В условиях рыночной экономики привлечение инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и характер развития государства. В большинстве стран инвестиции рассматривают как необходимое средство для:

—ускорения  экономического и технического прогресса;

—обновления и  модернизации производственного аппарата;

—внедрения  современной технологии и современного менеджмента;

—овладения передовыми методами организации производства;

—подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;

— увеличения занятости;

— развития большей эффективности  посредством конкуренции и интеграции в мировое хозяйство.

Инвестирование может  протекать в различных формах, при этом каждая форма требует для функционирования капитала определенные условия. Поэтому, прежде чем рассматривать инвестиционную политику, следует остановиться на существующих видах инвестиций.

Существуют две основных формы привлечения инвестиций:

—ссудная (инвестиции в виде займов и кредитов);

—предпринимательская, в  которой в свою очередь можно  выделить прямые и портфельные инвестиции.

Формой ссудного капитала выступают краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 5 лет, по ряду классификаций — до 3 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) займы и кредиты.

Прямые (реальные) инвестиции представляют собой вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и  обычно связаны с приобретением реальных активов, то есть инвестиции в производство. Такие вложения предполагают не только инвестиции в виде капитала, но и в виде нематериальных активов (интеллектуальные — новые технологии, новый опыт управления, новая стратегия маркетинга на рынке, торговая марка и т.д.) Прямые инвестиции предполагают собственность и контроль инвестора над предприятием.

Портфельными (непрямыми) инвестициями называются вложения капитала  в  ценные бумаги (акции, облигации). В  случае портфельных инвестиций вкладчик ориентируется исключительно на надежность и уровень доходности ценных бумаг, их ликвидность. Основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, как правило, осуществляемое посредством операций покупки и продажи ценных бумаг. При портфельных инвестициях вкладчик не стремиться к непосредственному участию в делах фирмы. Хотя иногда инвестор может осуществлять контроль над предприятием, например, когда налицо дополнительные соглашения (лицензионные, управленческие, сбытовые и пр.), ставящие это предприятие в зависимость от инвестора, или же когда основная доля акций (не принадлежащая данному вкладчику) распылена среди многих владельцев.

На основе классификации  инвестиций по форме их привлечения  выделяют активных и пассивных инвесторов.

Активные (прямые) инвесторы представляют наибольший интерес, поскольку они являются компаниями, производящими продукцию или оказывающими услуги, предоставляющими необходимое современное оборудование, ноу-хау и специалистов, создавая свой филиал или  в обмен на долю участия (паи, акции) в совместном предприятии или акционерном обществе.

Пассивные (портфельные) инвесторы осуществляют небольшие  вложения с целью формирования диверсифицированного портфеля акций. Они приобретают  небольшие доли участия в предприятиях либо объектах инфраструктуры, часто  совместно с активными инвесторами.

Приведенные выше классификации инвестиционного капитала отражают инвестиционную деятельность прежде всего со стороны инвестора, хотя реально не меньшее значение играет и вторая сторона —  получатель инвестиций —  и те условия и гарантии, которые он предоставляет. Обобщающим показателем таких условий в том или ином государстве может служить инвестиционная политика и инвестиционный климат, от благоприятности которого во многом  будет зависеть  вложит инвестор в экономику свой капитал или нет.  Второй параграф этой главы и будет посвящен определеню параметров, влияющих на характер инвестиционной политики в стране.

 

§2  Определение и оценка  инвестиционной политики государства.

 

Принимая решение  об инвестировании, предприниматель  в первую очередь оценивает инвестиционную политику, которая существует в экономике страны, в рамках которой планируется осуществить инвестиционный проект. Иными словами происходит оценка инвестиционного климата.

 Под инвестиционным  климатом  понимают  совокупность  политических, социально-экономических, юридических, организационных, бытовых и других условий  страны для функционирования инвестиционного капитала, которые предопределяют, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. При этом возникает вопрос — каким образом определить инвестиционный климат в стране, какие факторы влияют на его формирование.

Достаточно  распространенным методом оценки инвестиционной политики является эмпирический  метод, который основан на оценке мотивов отечественных и зарубежных менеджеров (уже работающих на рынке и только планирующих свою деятельность). При этом информация собирается при помощи анкетирования или телефонных опросов, в том числе через Торгово-промышленные палаты. Менеджеры оценивают мотивы осуществления инвестиционной деятельности, выставляя баллы по степени важности. Сами же мотивы   классифицируются на основании разных подходов и критериев. Во многих эмпирических исследованиях мотивы подразделены на 4 крупные группы рыночно-сбытовые, производственно-ориентированные, ресурсо-обеспечивающие, политико-предпринимательские. Встречаются и классификации  через различные рыночные показатели, где выделяются оценка сбытового и валютного риска, возможности создания новых рынков, диверсификации места вложения капитала.

Следует учитывать, что за прошедшие годы методология  подобных исследований претерпела существенные изменения. В опросные листы стали  включаться специфические мотивы, присущие только отдельным странам на определенном этапе их экономического развития. Так, в опросе 1990 года появилась группа Восточно-европейских стран, так называемых стран с переходной экономикой. Мотивы интернационализации и прямого инвестирования в эти страны отличаются от индустриальных, новых индустриальных и развивающихся стран. С одной стороны, это определяется переходным периодом и присущими ему общими политико-экономическими закономерностями, с другой, — особенностями функционирования хозяйственного механизма отдельных стран, степенью их реформирования, политической и экономической обстановкой, социальными и культурными различиями, что учитывается инвесторами. Тем самым и внутри Восточно-европейских стран имеются принципиальные различия, обусловленные системными политико-экономическими преобразованиями, уровнем их интеграции в мировое хозяйство.

Хотя мотивы осуществления инвестиционной деятельности для различных стран будут отличаться, тем не менее их оценка позволяет выявить общие закономерности  привлечения капитала. Так Торговая палата США провела на материале входящих в ее состав компаний исследования с целью выяснить, какими критериями руководствуются американские транснациональные корпорации, когда принимают решения об инвестициях в других странах. Было выявлено 12 основных критериев.

1 Характеристики  местного рынка.

Самым главным фактором выступает привлекательность рынка товаров или услуг. Оцениваются размеры местного рынка, относительное благосостояние и  покупательная способность населения, возможности роста этих показателей, а также экономики в целом. Важными факторами также являются природные ресурсы и  географическое положение страны.

2 Доступность  рынка.

Предпочтительно, чтобы местные законы обеспечивали или хотя бы не слишком ограничивали доступ на местные рынки. Страны, где  государство серьезно контролирует экономическую деятельность и ограничивает свободу частного сектора, непривлекательны для потенциальных инвесторов.

3 Рабочая сила.

Иностранные инвесторы  анализируют качество местной рабочей  силы. Во многих отраслях промышленности, особенно тех, где для создания готовой продукции требуются значительные трудовые затраты (например текстиль, одежда), ТНК стремятся организовывать  предприятия на местах, с тем чтобы использовать преимущества более низкой стоимости рабочей силы. Однако уровень заработной платы не является единственным привлекательным фактором. Инвесторы также учитывают качество образования кадров, а также  вопросы трудовой дисциплины на предприятиях. Относительно невысокая стоимость рабочей силы и ее производительность выступают главными компонентами конкурентоспособности товара на международном рынке.

4 Валютный риск.

Стоимость местной  валюты по отношению к основным твердым  валютам напрямую связана с уровнем затрат и прибыли ТНК, которые суммарно оценивают  результаты своей экономической деятельности по отношению к основным мировым валютам.

Соответствующая политика в области валютного  обмена обеспечивает стабильность и предсказуемость курса местной валюты, что помогает поддерживать  экономику на определенном уровне и укреплять доверие инвестора. Правильная оценка стоимости национальной валюты важна как для  ТНК, которые хотят экспортировать из стран-получателей, так и для самих стран, стремящихся к получению доходов от экспорта. При завышенном курсе местной валюты (то есть когда стоимость по отношению к твердым валютам чересчур велика), подрывается и ослабляется экспорт, поскольку он обходится дороже, чем экспорт из конкурирующих стран.

5 Возвращение  капитала.

Инвесторы придают  большое значение вопросам, связанным  с уровнем налогообложения, ограничением на вывоз твердой валюты из страны, процедурами оформления такого вывоза. Как правило, местные филиалы переводят прибыль своей материнской компании в форме дивидендов, процентных выплат, гонораров и платежей за оказание технической помощи. Страны, где закон в значительной степени ограничивает подобную деятельность, менее привлекательны для инвесторов, чем страны, которые разрешают свободное движение капитала и прибыли.

6 Защита прав  интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная  собственность — это собственность компании на свою нематериальную продукцию. Сюда относят технологические процессы, программное обеспечение, способы ведения маркетинга. В развитых экономических странах права собственности компаний защищены патентами, авторскими правами, торговыми марками, законами об охране коммерческих тайн и другими законами, относящимися к правам собственности на техническую информацию.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика: сущность и оценка