Инвестиции и их экономическая сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.
Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала России.

Файлы: 1 файл

КУРСАК.doc

— 667.50 Кб (Скачать файл)

При планировании инвестиций формируется их воспроизводственная, технологическая, отраслевая и территориальная структуры. Для этого на макроуровне производятся укрупненные расчеты, устанавливаются лимиты централизованных государственных капвложений для инвестирования важнейших проектов.

Так же на стадии прогнозирования  и планирования важную роль играет оценка эффективности инвестиций. Эффективность инвестиций определяется сопоставлением эффекта от их осуществления с величиной вложенных средств.

Прогнозные расчеты  осуществляются с целью формирования возможных альтернатив вложения капитала, определения оптимального объема и выбора форм финансирования инвестиций, составления оптимальной инвестиционной программы.

В индустриально развитых странах разработан и широко применяется  большой арсенал методов оценки эффективности инвестиционных проектов, основанных преимущественно на сравнении  эффективности (прибыльности) инвестиций в различные проекты. При этом в качестве альтернативы вложениям средств в рассматриваемое производство выступают финансовые вложения в другие производственные объекты, помещение финансовых средств в банк под проценты или их обращение в ценные бумаги.

Оценке подвергается надежность проекта и возможность падения объема производства ниже критической точки. Рассчитываются постоянные и переменные затраты (годовые) и возможные объемы продаж и с использованием этой информации определяется точка безубыточности Т0 и запас безубыточности Зб:

 


 

 

где Зс- постоянные издержки производства; Р- цена единицы продукции; Зu- переменные издержки производства на единицу продукции; q- планируемый выпуск продукции.

Одним из важнейших компонентов  процесса принятия инвестиционного проекта является анализ риска. Любая инвестиция, финансовая или реальная, связана с неопределенностью и соответственно с риском, т.е. с вероятностью отрицательного отклонения результатов инвестиционной операции от заданной величины, вплоть до возникновения убытков. Очевидно, что каждый инвестиционный проект подвержен определенной степени риска. Из совокупности проектов, имеющих равную доходность, предпочтение будет отдано прежде всего проекту, обладающему меньшей степенью риска. Из проектов равной рискованности будут отобраны в первую очередь наиболее прибыльные.

При анализе рисков используются разные подходы. Проблему оценки степени риска производственных инвестиций можно решить при помощи комбинированного, или ступенчатого, анализа, включающего как качественные, так и количественные оценки.

Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

          Выделяются следующие виды рисков и неопределенности:

- риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

- внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия фаниц и т.д.);

- неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

- неполнота и неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

- колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;

- неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

- производственно-технический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

- неопределенность целей, интересов и поведения участников;

- неполнота и неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротства, срывов договорных обязательств).

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используется информация об условиях его реализации. При этом могут применяться следующие подходы: проверка устойчивости, коррректировка параметров проекта и экономических нормативов, формализованное описание неопределенности.

Из всей совокупности проектов следует выбирать такие, реализация которых приводит к достижению максимального эффекта при заданных ограничениях по инвестициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Государственное регулирование инвестиций в России

 

Государственное регулирование  экономики предполагает стратегическое прогнозирование и планирование развития отраслей и предприятий путем предоставления им всевозможных налоговых и таможенных льгот, а также осуществления инвестиционного процесса в реальном секторе экономики. В зависимости от формы собственности (государственной, акционерной и др.), исходя из общегосударственных интересов и задач,  государство призвано поддерживать их развитие и предоставлять различные налоговые и другие льготы, т.е. выделять дополнительные финансовые преимущества, перераспределять общегосударственные финансовые ресурсы в пользу приоритетных предприятий и отраслей. Государственное регулирование вызывается острой необходимостью сохранения созданных ранее отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, производственных коллективов и специальной защиты их от разрушения экономическими методами «либеральных реформ».

Государственные инвестиции должны способствовать решению задач социально-экономической стратегии России и направляться на реконструкцию тех предприятий, которые способны в короткие сроки стать конкурентоспособными на мировом рынке, удовлетворять внутренний спрос населения в продукции и услугах, повышать занятость населения, получать высокую прибыль и платить налоги, возрождать отечественное сельскохозяйственное производство и сокращать необходимость импорта сельскохозяйственных товаров, развивать науку, образование, наукоемкие производства.

Государственная поддержка, налоговые и другие льготы должны оказываться безвозмездно, в строго определенных обстоятельствах, когда вид деятельности не ориентирован на полную рыночную самоокупаемость и получение достаточной прибыли (космические и ядерные исследования, различные виды НИОКР, образование, здравоохранение, культура, в той части, в которой они не ориентированы на рыночную прибыль, и т.п.). В определенных организациях и на предприятиях может возникнуть частичная окупаемость (например, в вузах за счет оказания части платных образовательных услуг, в платной медицине и в других организациях), когда действующие в условиях рыночных отношений государственные и частные предприятия подвергаются в социальных интересах государственному регулированию и недополучают прибыль или даже несут убытки. Однако государственное регулирование, не позволяющее предприятиям и отраслям получать монопольную прибыль, не должно быть основанием для компенсации потерь прибыли предпринимателям из бюджета.

В целях улучшения организации инвестиционного проектирования в условиях рыночных отношений необходима разработка общероссийских и региональных прогнозов объектов инвестирования в развитии реального сектора экономики сроком на 10- 15 лет. Методологической основой такого прогноза должны быть балансовый метод, комплексный подход к разработке региональных инвестиционных программ с участием властей на местах и широким обсуждением общественностью и специалистами предлагаемых и разрабатываемых инвестиционных проектов. При этом по актуальным проблемам экономики России и ее регионов на конкурсной основе следует отбирать лучшие проекты для реализации.

Коллективам управленцев, ученым и специалистам, т.е. разработчикам проектов должно быть обеспечено достойное материальное вознаграждение в случае эффективного осуществления разработанных ими государственных инвестиционных программ.

Инвестиционные программы, включенные в стратегический план страны, могут реализовываться различными государственными структурами (частными и смешанными). Финансирование их может также быть государственным, смешанным и частным.

Государство должно проявлять  волю по мобилизации огромных финансовых ресурсов из всех финансовых источников для финансирования программ и проектов, законодательным путем мобилизовать следующие источники финансирования:

 1. Ввести полную монополию государства на производство и продажу алкогольной и табачной продукции;

2. Ввести полное изъятие в бюджет абсолютной и дифференциальной ренты с природных ресурсов страны;

3. Ввести полную монополию государства на осуществление перечислений валюты за рубеж с запрещением функционирования на территории России псевдоиностранных предприятий, выполняющих роль ширм для российских предпринимателей, особенно зарегистрированных в офшорных зонах;

4. Добиваться более эффективного использования российской собственности за рубежом (по разным оценкам, величина российской собственности колеблется от 100 до 300 млрд долл.; годовой доход может составить от 5 до 15 млрд долл.);

5. Вести решительную борьбу с преступным миром с соответствующей конфискацией награбленных им ценностей.

В условиях нынешнего  роста российской экономики актуальными  задачами становятся его повышение  и диверсификация путем создания новых конкурентноспособных компаний в различных отраслях экономики. В зависимости от стадии своего развития компания может претендовать на получение финансирования от различного типа инвесторов. На первых стадиях, когда для компании характерно соотношение «высокие риски-высокая прибыльность», в качестве инвесторов выступают фонды прямых и венчурных инвестиций (Private Equity and Venture Funds), предлагающие развивающимся компаниям средства для развития в обмен на пакет акций с целью последующей его перепродажи после роста капитализации. На более поздних стадиях развития компании уже могут получать инвестиции с фондового рынка посредством публичной продажи акций.

Таким образом, актуальной задачей является одновременное  развитие обоих инвестиционных секторов. Связующим звеном между ними становятся первичное размещение акций (Initial Public Offering, IPO), позволяющее фондам прямых инвестиций «выйти» из вложений в компанию и зафиксировать свой пакет акций. Компания, в свою очередь, выхожит на фондовый рынок и превращается в публичную, что повышает ее капитализацию и дает возможность привлечения дополнительных средств. Следовательно, становление IPO в растущей экономике и накопление опыта их проведения имеют первостепенное значение.

Важность развития IPO в России в настоящее время обусловлена и текущей конъюктурой. В ожидании дальнейшего роста фондового рынка недостаток числа эмитентов и малый объем предложения акций может привести к знасительному завышению оценки существующих ценных бумаг. Результатом может стать появление фондового «пузыря» с последующим за ним кризисом и спадом.

До 2005 года в России  было проведено небольшое количество IPO, хотя среди них были такие заметные компании, как РБК и «Иркут», а фонды прямых и венчурных инвестиций ориентировались на «выход» через продажи долей стратегическим инвесторам или выкуп менеджментом (МВО).

Главными причинами  глубокой непопуляции IPO в России было несовершенство нормативного регулирования этого процесса и его относительно высокая стоимость.

Тем не менее в последние  годы тенденция начала менятся. Впечатляющие результаты проведения IPO российскими компаниями в 2005-2006 гг. подтверждают растущую привлекательность вложения средств инвесторами в быстро растущую российскую экономику (табл. 1).

 

Таблица 1. Российские IPO 2006 года

 

Компания-эмитент

Срок размещения

Объем IPO, млн.долл.

Доля акций, %

Торговая площадка

Baltic Oil Terminals

Июнь

41,0

51,6

LSE (AIM)

Amur Minerals

Март

7,2

14,3

LSE (AIM)

ОАО «Магнит»

Апрель

368

18,9

ММВБ И РТС

Группа «Разгуляй»

Март

144

28

ММВБ

ОАО «Верофарм»

Апрель

140

49,99

ММВБ И РТС

Граппу «Черкизово»

Май

251

27,8

LSE, ММВБ И РТС

СТС- Media Inc

Июнь

346

16,4

NASDAQ


 

Таким образом, меры по развитию IPO в России должны быть частью комплексной стратегии, направленной на создание конкурентноспособных компаний и предусматривающей ускоренное развитие как прямых и венчурных инвестиций, так и «альтернативных» фондовых рынков.

Так же можно отметить, что утверждение о том, что у России нет собственных инвестиционных ресурсов для ускоренного экономического развития, не соответствует действительности. Масштабная активизация инвестиционного процесса в России должна происходить на основе внутренних источников саморазвития страны, использования наличных факторов производства и активного их комбинирования друг с другом.

Информация о работе Инвестиции и их экономическая сущность