Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:43, реферат

Описание работы

Отработанное и четкое государственное регулирование инвестиций ведет к благоприятным условиям для всех субъектов хозяйствования и оживлением их деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Поэтому актуальность данной темы в настоящее время стоит довольно остро.

Содержание работы

Введение. 3
1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 4
2.Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами. 7
2.1 Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций. 9
2.2 Денежно-кредитная политика государства 9
2.3 Денежные сбережения населения как источник инвестиций. 10
3.Правовые аспекты государственного регулирования. 11
4.Иностранный опыт государственного регулирования в сфере инвестиций. 14
Заключение. 17
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)
  • Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;
  • Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

 

4.Иностранный опыт государственного регулирования в сфере инвестиций.

Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется наиболее эффективным в какой-то ситуации. И каждый их них не всегда срабатывает в тех или иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. 
В подобной ситуации оказался бы ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основным становится преодоление, недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. 
Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, но мы классифицируем их по основной стимулирующей мере, вокруг которой группируются остальные.

Условно назовем первую модель «американской», вторую - «японской» и третью - «тайваньской». Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.

В рамках американской модели (которая характерна для многих стран мира, а не только дня США) ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию с немощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. 
Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Государство осуществляет и инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии 
(«новый курс» Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом (см. вставку 1). 
Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.

 

Японская модель инвестиционной политики

Послевоенная экономика Японии долго не могла подняться на ноги. По истечении ряда лет правительство осознало, что только структурная перестройка промышленной базы - машиностроения - может обеспечить возрождение экономического потенциала страны.

Однако машиностроение не могло наладить конкурентоспособного производства из-за крайне высокой цены стали. Сталелитейные фирмы кивали на угольные компании: цена отечественного угля была непомерна высока; недешево стоила и транспортировка импортного угля на японские острова. 
Разорвать этот порочный треугольник можно было только скоординированным усилием всех его сторон. Роль координатора взяло на себя в конце 40-х годов японское правительство, в частности министерство торговли и промышленности. 
По инициативе этого министерства был образован совместный совет по промышленной рационализации, куда вошли представители ведущих предприятий базовых отраслей экономики и государственные служащие высшего звена. После проработки предложения на рассмотрение совета сценариев разработанных в министерстве стороны вязли на себя конкретные обязательства по улучшению ситуации.

Все инвестиционные обязательства в существенной степени (от 1/5 до 
1/3) финансировались льготными кредитами Японского банка развития. 
Источником этих средств были фонды, которые удалось мобилизовать в банковской системе, где существовал жесткий контроль со стороны центрального банка за процентными ставками, и населения через «почтовые» сбережения (во многом похожие на счета в Сберегательном банке). Все проекты жестко оценивались и контролировались банком, что обеспечило аккуратное возвращение средств.

Таким образом, японская модель демонстрирует прекрасный пример взаимодействия государства и частного сектора экономики, что в конечном итоге приводит к впечатляющим результатам.

Наконец, тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с 
«головной» компанией. Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.

Необходимо отметить, что попытки заимствования моделей без адекватной институциональной базы приводят к полному провалу. Показателен пример 
Филиппин, которые в конце 1970-х годов провозгласили цели и методы инвестиционной политики, во многом заимствованные из японской модели. Как мы знаем, Филиппины не стали экономическим «драконом» Юго-Восточной Азии. С другой стороны, опыт Восточной Германии, в которой правительство усиленно реализовывало вариант стимулирования инвестиций через невиданные налоговые льготы, показал, что сами по себе меры по созданию благоприятных предпосылок для инвестиций не ведут к успеху.

Таким образом, ключевым для реализации эффективных моделей инвестиционной политики является создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. 
Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе мы рассмотрели правовые акты регулирующие инвестиционные потоки в России, формы и методы государственного регулирования инвестиций, а так же иностранный опыт в данном вопросе. Можно сделать вывод, что в России государство играет важную роль в потоке как внутреннего инвестирования, так и иностранных вложений. Так как рыночная экономика в России моложе, чем в других странах существуют некоторые барьеры и недоработки в законодательстве, которые могут затруднить приток иностранных инвестиций. Следовательно, политическая стабильность и предсказуемые политические решения важны, как и макроэкономическая стабильность. Нужна единая и скоординированная государственная политика, которая будет направлена на увеличение инвестиционной привлекательности для зарубежных партнеров и повышение имиджа в их глазах. Таким образом, в стране необходимо провести ликвидацию избыточных административных барьеров, совершенствование налоговой и правоприменительной базы, а также активную информационную политику, направленную на улучшение освещения экономики России в отечественных и зарубежных СМИ

 

Основные задачи по улучшению российского инвестиционного климата:

  • формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;
  • снижение административных барьеров;
  • формирование механизмов налогового стимулирования инвестиций;
  • привлечение иностранного капитала не только в сырьевые отрасли. но и в наукоёмкие сферы.

 

Список литературы:

  1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента.- М: Омега-Л, 2008;
  2. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. -М.: "Волтерс Клувер", 2006 г.
  3. Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А.В.Государственная экономическая политика. М.: Дело и Сервис, 2008г.
  4. wikipedia.org
  5. fintrest.ru
  6. dic.academic.ru (словарь)
  7. investtalk.ru/

 


 



Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности