Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:43, реферат

Описание работы

Отработанное и четкое государственное регулирование инвестиций ведет к благоприятным условиям для всех субъектов хозяйствования и оживлением их деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Поэтому актуальность данной темы в настоящее время стоит довольно остро.

Содержание работы

Введение. 3
1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 4
2.Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами. 7
2.1 Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций. 9
2.2 Денежно-кредитная политика государства 9
2.3 Денежные сбережения населения как источник инвестиций. 10
3.Правовые аспекты государственного регулирования. 11
4.Иностранный опыт государственного регулирования в сфере инвестиций. 14
Заключение. 17
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Северо-Западный институт

 

Факультет Экономики и Финансов

Кафедра мировой и национальной экономики

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Оглавление: 

Введение.

 

Отработанное и четкое государственное регулирование инвестиций ведет к благоприятным условиям для всех субъектов хозяйствования и оживлением их деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Поэтому актуальность данной темы в настоящее время стоит довольно остро.

На макроуровне инвестиции, и особенно капитальные вложения, являются фундаментом для развития национальной экономики и повышения эффективности общественного производства, то есть инвестиции предопределяют в конечном счете рост экономики В настоящее время целью нашего государства является создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных инвестиций (иностранных в том числе), при этом ограничивая свое участие в качестве непосредственного инвестора.

В данной курсовой работе мы рассмотрим:

 

  • формы и методы государства направленные на регулирование инвестиционной деятельности как внутри страны ,так и с иностранными партнерами.

 

  • правовые аспекты данного регулирования.

 

  • а так же иностранный опыт в этой сфере .

 

 

1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 
 

Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.  
Государственное регулирование инвестиционной деятельности так же есть государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. 
Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике. 
 Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную  деятельность и  экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики. 
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

  • установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противо-речащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения;
  • прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
  • размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
  • выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
  • проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.

 

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

  • целеполагающую
  • мобилизующую;
  • стимулирующую;
  • контролирующую.

 

Целеполагающая функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению. 

 Мобилизирующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.  
 
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику. 
Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

  • постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
  • определение основных источников и резервов долговременных вложений;
  • обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей). 

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

    • она предусматривает решение оперативных целей и задач в кратко-срочном периоде;
    • ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
    • использует оперативные средства (инструменты) и формы воздейст-вия на поведение инвесторов.

 

 

2.Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами.

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами

представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия

государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно

подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и

институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический

климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста

экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-

налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на

отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки,

правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные

инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных

инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики,

объединения предпринимателей, информационные системы.

Рассмотрим эти инструменты более подробно.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных

проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы -

важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или

предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым

институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих

странах мира.

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в

России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны

и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют

в полной мере осуществлять планируемое финансирование.

По масштабам государственные инвестиционные затраты в инфраструктуру намного

превышают инвестиции в отрасли социальной сферы. Страны со средним уровнем

развития в 80-е  начале 90-х годов тратили на инвестиции в инфраструктуру в -

среднем 4% ВВП (что составляло около 20% валовых внутренних инвестиций в этих

странах). Около половины средств на эти нужды - поступало прямо из

государственного бюджета, еще 40% - так или иначе, гарантировалось

государством. Инвестиции в отрасли социальной сферы составляли в среднем 1,5%

ВВП. Однако сама по себе малая величина этих затрат скрывает их существенную

экономическую значимость.

Поскольку большинство услуг в социальной сфере и ряд услуг инфраструктуры

являются общественными, то есть по своей экономической природе не имеют

рыночной оценки, возникает вопрос, как определить экономически эффективный

объем их производства. Здесь возможны три подхода.

Первый заключается в определении нормативов, основанных на мировом опыте -

сколько на душу населения расходуется средств на капитальные вложения в

разных отраслях социальной сферы. Исходя из этого можно оценить, по каким

направлениям наблюдается особо острый дефицит средств. Недостатком этого

подхода является отсутствие учета конкретных особенностей страны и целостного

критерия распределения инвестиций с целью получения наибольшего эффекта.

Второй подход основывается на составлении государственной инвестиционной

программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени

социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на

эффективность экономики в целом. Затем государственный бюджет диктует, какие

именно проект будут реализованы. Преимуществом этого подхода является

обеспечение наибольшей экономической отдачи от бюджетных средств и

предотвращение бюрократического произвола. Недостатком является необходимость

применения идентичной методологии оценки и ежегодной переоценки большого

количества самых разных проектов, многие из которых никогда не будут

реализованы. Из-за этого лишь малые страны успешно реализовали программный

подход к государственным инвестициям.

В рамках третьего подхода разработка инвестиционной бюджета ведется по каждой

отрасли народного хозяйства отдельно и исходя из контрольных цифр общих

расходов определяемых параметрами бюджета. В результате планирование

инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.

Недостатком данного подхода является отсутствие гибкости, невозможность

сопоставления и учет общеэкономической отдачи инвестиций.

Вместе с тем, применение ряда принципов позволяет существенно повысить

эффективность этого метода. Во-первых, это четкая классификация бюджетных

расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение в

бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством. Во-

вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины

правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка

специалистов отраслевых ведомств и  организаций отраслей социальной сферы,

строгая экспертиза в центральных ведомствах. В-третьих, проведении

конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и

жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.

Нарушение перечисленных условий ведет к тому, что государственное

инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации составления

инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.

Существенный канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране -

инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В

большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы

производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки

потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку

спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями,

целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются

стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные

инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в

правительственных органах и одобряются государством.

    

2.1 Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций.

Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях

недоинвестирования реального сектора экономики должно быть направлено на

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности