Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:43, реферат

Описание работы

Отработанное и четкое государственное регулирование инвестиций ведет к благоприятным условиям для всех субъектов хозяйствования и оживлением их деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Поэтому актуальность данной темы в настоящее время стоит довольно остро.

Содержание работы

Введение. 3
1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 4
2.Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами. 7
2.1 Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций. 9
2.2 Денежно-кредитная политика государства 9
2.3 Денежные сбережения населения как источник инвестиций. 10
3.Правовые аспекты государственного регулирования. 11
4.Иностранный опыт государственного регулирования в сфере инвестиций. 14
Заключение. 17
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным

методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных

компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших

направления налоговой политики государства, влияющих на развитие

промышленности.

Во-первых, воздействуя посредством налогов  на уровень сбережений населения,

амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину

потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм,

государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на

распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также

законодательство, государство воздействует на соотношение  между инвестициями

фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость

воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует

инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства,

направления, влияет на региональное размещение инвестиций.

К инструментам налоговой политики представляется возможным отнести следующие:

прямое снижение ставки налога на прибыль, предоставление налоговых каникул

для новых предприятий, отсрочка уплаты налога, скидка с налога в случае

приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства

(так называемая инвестиционная  налоговая скидка) и т.д.

    

2.2 Денежно-кредитная политика государства

Важнейшей функцией государства в переходной экономике, наряду с прямым

инвестиционным финансированием за счет бюджетных ресурсов, является создание

мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования

финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

Мировой опыт свидетельствует, что в условиях переходной экономики кредитно-

денежные инструменты выполняют двоякую функцию: регулирования деятельности

кредитных институтов, денежного рынка и экономики в целом с целью достижения

финансовой стабилизации, с одной стороны, и стимулирования инвестиционной

деятельности в приоритетных сферах экономики, отраслях и регионах - с другой.

Избежать такой двойственности, даже противоречивости, на переломных этапах

экономического развития не удавалось ни одной стране. А потому проблема

сводится к нахождению разумного соотношения между этими началами (или

приоритетами антикризисной политики) с учетом складывающихся в данный момент

социально-экономических реалий.

Возможно, расширению масштабов и совершенствованию механизма кредитного

финансирования инвестиций в условиях кризиса российской экономики

способствовало бы также создание государственного банка, функцией которого

должно стать исключительно льготное кредитование инвестиций в приоритетные

направления.

Наиболее сложным является формирование финансовых ресурсов подобного банка.

Возможно использование инвестиционных статей бюджета для рефинансирования

учреждений (банков) развития будет более перспективно, чем отечественная

практика долевой поддержки проектов, отобранных по критерию коммерческого

эффекта.

    

2.3 Денежные сбережения населения как источник инвестиций.

 Сбережения населения  во всем мире считаются одним  из основных источников для

инвестирования. В последние годы предпринимаются многочисленные и

разносторонние попытки привлечь сбережения российских граждан для целей

инвестирования реального сектора экономики. При этом некоторые иллюзорно

полагают, что достаточно заинтересовать население в хранении денег в банке,

который вложит их в производство, и все изменится - начнется экономический

рост.

На практике все сложнее. Возьмем, например, сбережения населения, которые

аккумулируются Сбербанком, - в значительной мере они расходуются на

финансирование дефицита государственного бюджета, меньшая часть поступает в

банковскую систему для краткосрочных вложений, т.е. не используется на цели

накопления.

Данная форма стимулирования частных инвестиций достаточно привлекательна, она

нацеливает на отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Между государством и частными инвестициями может установиться положительная и

отрицательная связь. При отрицательной связи, государственные инвестиции

просто подменяют собой частные, то есть увеличение государственных

капитальных расходов на один доллар ведет к снижению частных расходов на

доллар (эффект вытеснения).

В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь

сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах,

достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Вместе с тем

объективно существует ряд значимых в макроэкономическом плане обстоятельств,

способных позитивно повлиять на ситуацию. Не прямые государственные

инвестиции, а меры по поднятию благосостояния населения и привлечению его

средств для нужд экономического роста могли бы позволить добиться желаемого

эффекта, т.е. начала устойчивого экономического роста, поскольку это повысило

бы ответственность предприятий за эффективное ведение производства, их

активность и конкуренцию по привлечению инвестиций.

Другой, не менее действенной мерой, должна стать организация реальной системы

страхования частных вкладов, возможно, под государственным контролем.

Государственная поддержка позволила бы восстановить доверие населения к

финансовым учреждениям, аккумулировать свободные средства и направить их на

инвестиции в реальный сектор.

Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности кредитно-

финансовых учреждений, работающих со средствами населения, должен быть более

жестким, чем используемый к другим финансовым институтам, так как их

банкротство приводит к острейшим социальным последствиям и подрыву доверия ко

всей кредитно-финансовой системы страны.

 

3.Правовые аспекты государственного регулирования.

Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции и осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
  • контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в редакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ);
  • антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • экспертизой инвестиционных проектов.

 

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложных процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования. 
Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

  • Функции государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.
  • Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.
  • Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.
  • Функции фискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой политики и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля.
  • Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имущества.

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционных климат любой страны, является существенная система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. 
По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно:

    • акты Федерального Собрания;
    • акты Президента РФ;  
      акты Банка России;
    • акты Российского фонда федерального имущества;
    • акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

 

По форме и юридической силе:

  • законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
  • акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
  • правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

 

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы. 
 
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относят:

  • Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
  • указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
  • постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензи-рования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

 

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. И Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти. 
 
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности