Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
─ исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
─ изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
─ рассмотреть специфику инвестиционной деятельности в Калининградской области;
─ предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности в Калининградской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ,
ТИПОЛОГИЯ………………………………………………………………..4
1.1. Понятие инвестиций. Классификация инвестиций………………………4
1.2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности…………………….9
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………12
2.1. Формы и методы государственного регулирование инвестиционной
деятельности………………………………………………………………12
2.2. Законодательная база как основа государственного регулирование
инвестиционной деятельности…………………………………………..17
3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ…………………………………………………………………24
3.1. Характеристика экономического потенциала в Калининградской
области…………………………………………………………………….24
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности на уровне
Калининградской области………………………………………………...30
3.3. Рекомендации и предложения по улучшению регулирования
инвестиционной деятельности в Калининградской области…………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование.doc

— 851.00 Кб (Скачать файл)

─ производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

─ производство пищевых продуктов, включая напитки и табак;

─ производство транспортных средств и оборудования;

─ целлюлозно-бумажное производство;

─ издательская и полиграфическая  деятельность;

─ производство строительных материалов;

─ производство готовых  металлических изделий.

Главными промышленными  центрами являются Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый.

Важнейшим составляющим потенциала социально-экономическим  развитием является природно-ресурсные  запасы Калининградской области.

Выгодное географическое положение региона обусловлено его территориальной близостью к европейским рынкам, деловым центрами Европы (в радиусе 700 километров от Калининграда находится восемь столиц европейских государств), возможностью развития приграничной кооперации и расширения участия в территориальном разделении труда внутри Балтийского региона. Кроме того, оно позволяет войти в европейские транспортные и энергетические системы, сформировать региональную логистическую транспортно-распределительную систему продвижения товаров в Россию и из нее.

При оценке ресурсно-сырьевого  потенциала области нельзя недо-оценивать  качественные характеристики имеющихся  в регионе полезных ископаемых: нефть (более двенадцати месторождений), янтарь (запасы которого оцениваются  более  чем в 63 тыс. тонн), торф (общая площадь составляет около 1 млн. га), сапропель (запасы одного только месторождения составляют 1,3 млн. тонн), строительные материалы (глина, суглинка, супеси, песок, гравий, песчано-гравийный материал), каменная и калийная соли, бурый уголь, абразивный материал, фосфориты, глауконит, газ.

Калининградская область  относится к наиболее освоенным  в сельскохозяйственном отношении  российским регионам – почти 60% ее суши занимают сельскохозяйственные угодья (рис. 2); более 90% земель мелиорированы. Достаточно хорошо развита кормовая база животноводства; имеются многолетние культурные пастбища.

 А приоритетными отраслями агропромышленного комплекса являются производства рапса, зерновых, молочного животноводства и производство молокопродуктов, производство и переработка мяса, звероводство.

По своему географическому  положению  наличие незамерзающего морского побережья делает возможным  развитие морехозяйственного комплекса. По стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специа-лизации Калининградской области на российском Северо-Западе и в макрорайоне Балтика. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры – Виа Ганзеатика  и Виа Балтика. Значение желез-нодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.

Функционирует паромное сообщение: пассажирская линия Калининград – Санкт-Петербург, грузопассажирская Санкт-Петербург – Балтийск  – порты Германии, железнодорожная паромная переправа Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Морской транспорт в Калининградской области непосредственно связан с железной дорогой. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территорию иностранных государств.

Приводя положительные  и отрицательные факторы области  можно оце-нить конкурентные преимущества и недостатки Калининградской области.

Положительные факторы:

• выход к незамерзающему Балтийскому морю, что позволяет  осуществлять непрерывное круглогодичное судоходство, способствует развитию торгового  портового хозяйства, а также  определенных отраслей промышленности (кораблестроению, рыболовная, рыбоконсервная отрасли, добыча нефти, янтаря, водный туризм);

• мягкий, умеренно –  морской климат, наличие живописных рекреационных зон, песчаное побережье  формирует основу для туристической  отрасли бизнеса;

• расположение в центре Европы подразумевает близость к развитым ев-ропейским странам. Это способствует становлению экспортных производств, росту объемов импорта, сотрудничеству в области высоких технологий.

Отрицательные факторы:

• нехватка сырьевых и  энергетических ресурсов, как следствие – зависимость от поставщиков топлива из других регионов;

• оторванность от основной территории России, необходимость пересечения  несколько границ;

• расширение Евросоюза. Издержки на товарообмен между областью и основной частью РФ. Помимо этого в странах Евросоюза действуют требования стандарта Евро-2 и Евро-3 к двигателям автотранспорта.

 

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки Калининградской области.

Факторы влияния

Сильные стороны и  возможности развития

Слабые стороны и угрозы

развития

Выгодное территориальное расположение

Близость к потенциальным

рынкам сбыта продукции и

«полюсам роста междуна-родного  уровня» (Санкт-

Петербург,  Копенгаген,

Стокгольм), что открывает

возможности для развития

экономики региона.

Неурегулированность статуса Кали-нинградской области во взаимоотно-шениях РФ и ЕС (тарифные и нета-рифные барьеры; сложности, связан-ные с техническими параметрами всей транспортной системы и Кали-нинградских портов, в частности, и т.д.), энергодефицитность региона (все энергетические ресурсы, в пер-вую очередь топливо электричество, область получает через территорию Литвы и Белоруссии).

Развитая транспортная система области

Наличие железнодорожных

путей европейского стандар-

та, связывающие область с 

европейской системой желез-ных дорог. Регион пересекают два трансъевропейских тран-спортных коридора «Виа Бал-тика и Виа Ганзеатика».

Отставание развития транспортной

инфраструктуры от сопредельных

государств и неравномерное  разви-

тие транспортной инфраструктуры по территории области.

Высокий

экономический потенциал

региона

Значительную долю в про-

мышленности занимают от-

расли, производящие высоко-

технологичную продукцию.

Существование объективных огра-

ничений  по дальнейшему развитию

отраслей-лидеров, как внешних, так

и внутренних, в том числе: достигну-

тые параметры загрузки производст-

венных мощностей, обеспеченность

разведанными запасами природных

ресурсов (нефтяные месторождения),

ограниченность рынков сбыта про-

дукции (мировой рынок калийных

удобрений), общий технологический

уровень производств и другие.

Высокий интел-

лектуальный

потенциал

региона

Наличие мощной образовате-льной и научной базы – сети высших учебных заведений, богатого историко-культурно-го наследия, высокоразвитой сети культурных учреждений.

Депопуляция населения и низкая продолжительность жизни,несбалан-сированность рынка труда, выражен-ная в несоответствии структуры ра-бочих мест и специализации рабо-чей силы, наличие диспропорций в территориальном развитии по уров-ню социально-экономического развития.

Режим особой экономической зоны на террито-рии области

Стимулирование инвестиций. Иностранные  товары ввозятся и используются на территории области без уплаты таможен-ных  пошлин и налогов.

 

 

3.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Очень важную роль в целостной системе управления инвестициями играет региональная инвестиционная политика, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах региона.

Весьма эффективными инструментами управления инвестиционной сферой в регионах являются: разработка инвестиционной политики с использованием программно-целевого подхода, обоснование и совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей повышение результативности использования инвестиционных ресурсов; предоставление налоговых льгот, оптимизация тарифов и ставок, а также льготных инвестиционных кредитов при осуществлении вложения средств в основной капитал; развитие в регионах баз данных о намечаемых к реализации инвестиционных проектов (существуют в Калиниградской области); формирование механизма гарантий; создание региональных и местных бюджетов развития; обеспечение контроля и повышение ответственности за целевое использование инвестиционных ресурсов на всех уровнях хозяйствования.

        В целом рамочный характер  инвестиционного законодательства  на федеральном уровне позволяет  регионам развивать собственную правовую базу. И многие субъекты используют это право, принимая соответствующие региональные законы.

Особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Статья 2. Понятие особой экономической зоны).

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

Туристско-рекреационная  особая экономическая зона (далее  ТР ОЭЗ) создана Постановлением Правительства  РФ от 3 февраля 2007 года № 73. Обязательства  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяются Соглашением о создании на территории Зеленоградского района Калининградской области ТРТ № 2777-ГГ/Ф7. В 2007 году была принята целевая программа Калининградской области «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-20011 годы», с доработками и изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Калининградской области от 12 февраля 2009 года № 69.

28 декабря вступил  в силу закон "О внесении  изменений в Федеральный закон  "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральный закон от 25 декабря 2009 года № 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности особых экономических зон.

Федеральный закон предусматривает  введение специального статуса резидента  Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются  следующие требования:

реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;

осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;

объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов рублей;

объем капитальных вложений в сумме не менее 150 миллионов  рублей должен быть осуществлен в  срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

Для резидентов ОЭЗ применяется  особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций (первые 6 лет – по ставке 0%, с 7 по 12 годы – по ставке 50% от установленной в Российской Федерации на соответствующий период). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно НК РФ в редакции Закона N 75-ФЗ резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляется ряд дополнительных гарантий и налоговых льгот.

Так, налогоплательщики - резиденты ОЭЗ - вправе при исчислении налога на прибыль:

─ применять в отношении собственных амортизируемых объектов основных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 - ускоренную амортизацию (абз. 4 п. 7 ст. 259 НК РФ);

─ признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ);

─ переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме (для остальных налогоплательщиков установлено, что совокупная сумма переносимого убытка в 2006 г. не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ) (абз. 4 п. 2 ст. 283 НК РФ);

─ применять установленную законами субъектов РФ пониженную налоговую ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. Существующую ставку 17,5% субъект РФ может понизить до 13,5% (ст. 284 НК РФ).

Такие льготы применяются  с 09.07.2006. Кроме того, начиная с 1 января 2007 г. резидентам ОЭЗ предоставляется  льгота по налогу на имущество (освобождение от его уплаты в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет) (п. 17 ст. 381 НК РФ) в отношении имущества:

─ учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ;

─ созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ;

─ расположенного на территории ОЭЗ.

Эти условия должны выполняться  одновременно.

Также с 2007 г. резиденты  ОЭЗ будут освобождаться от уплаты земельного налога в течение 5 лет  с момента возникновения права  собственности на земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует  Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным  законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. Также этот закон призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортноориентированных производств.

Финансирование проекта  ОЭЗ:

До 2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 5,82 млрд. руб.

Потребность в бюджетных  средствах до 2016 года – 1,8 млрд. руб.

Федеральный бюджет: 1,5 млрд. руб.

Бюджет субъекта: 0,3 млрд. руб.

Местный бюджет: нет

На территории ОЭЗ  планируется строительство следующих  объектов:

- Детский оздоровительный  центр;

- Международный экологический  лагерь;

- Международный образовательный центр;

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности