Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
─ исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
─ изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
─ рассмотреть специфику инвестиционной деятельности в Калининградской области;
─ предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности в Калининградской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ,
ТИПОЛОГИЯ………………………………………………………………..4
1.1. Понятие инвестиций. Классификация инвестиций………………………4
1.2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности…………………….9
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………12
2.1. Формы и методы государственного регулирование инвестиционной
деятельности………………………………………………………………12
2.2. Законодательная база как основа государственного регулирование
инвестиционной деятельности…………………………………………..17
3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ…………………………………………………………………24
3.1. Характеристика экономического потенциала в Калининградской
области…………………………………………………………………….24
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности на уровне
Калининградской области………………………………………………...30
3.3. Рекомендации и предложения по улучшению регулирования
инвестиционной деятельности в Калининградской области…………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование.doc

— 851.00 Кб (Скачать файл)

     5. Инвестиционная деятельность формирует особый самостоятельный вид денежных потоков предприятия, которые существенно различаются в отдельные периоды по своей направленности.

     6. Инвестиционной деятельности предприятия присущи специфические виды рисков, объединяемые понятием «инвестиционный риск». Уровень инвестиционного риска обычно значительно превышает уровень  (коммерческого) риска. Это связано с тем. Что в процессе инвестиционной деятельности риск потери капитала (т.е. «катастрофический риск») имеет большую вероятность возникновения, чем в процессе операционной деятельности. Механизм формирования уровня инвестиционной прибыли строится в тесной связи с уровнем инвестиционного риска.

      7. Важнейшим измерителем объема инвестиционной деятельности, характеризующим темпы экономического развития предприятия выступает показатель его чистых инвестиций. Чистые инвестиции представляют собой сумму валовых инвестиций, уменьшенную на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.

 

1.2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  

      Объектами  капитальных вложений в Российской  Федерации являются находящиеся  в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности  различные виды вновь создаваемого  и (или) модернизируе-мого имущества,  за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

       В  условиях рыночной экономики  основными участниками инвестицион-ных  правоотношений являются субъекты  предпринимательской деятельнос-ти, круг которых достаточно широк.  Предпринимательскую деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленном законом пределах предпринимательской деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии со ст.50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы.

     Субъект  инвестиционного права – лицо, осуществляющее инвестицион-ную  деятельность и являющееся носителем  определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством.

     Субъектами  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики,  подрядчики, пользователи объектов  капитальных вложений и другие лица.

      Инвесторы  осуществляют капитальные вложения  на территории Российской Федерации  с использованием собственных  и (или) привлеченных средств  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Инвесторами  могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее – иностранные инвесторы).

      Заказчики  – уполномоченные на то инвесторами  физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию  инвестиционных проектов. При этом  они не вмешиваются в предпринимательскую  и (или) иную деятельность других  субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

     Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется  правами владения, пользования и  распоряжения капитальными вложениями  на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Подрядчики  – физические и юридические  лица, которые выполняют работу  по договору подряда и (или)  государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

     Пользователи  объектов капитальных вложений  – физические и юридические  лица, в том числе иностранные,  а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные  объединения и организации, для  которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

     Субъект  инвестиционной деятельности может кооперировать функции нескольких субъектов. Следует иметь ввиду, что это только условное деление субъектов инвестиционной деятельности, дела, возникающие между субъектами, регулируются другими нормативно-правовыми актами, в том числе Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами, ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Субъекты наделяются правами, обязанностями в согласовании с работающим законодательством. Инвесторы без помощи других определяют объемы и направления капитальных вложений, осуществляют контроль целевого использования средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 Под государственном  регулированием инвестиционной  деятельности понимаются определённые  в законодательном порядке форме  (Рисунок 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности) и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

  Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.

                                       

 


 

 




 



 

             

 

 

 

 

Рис. 1 – Основные формы государственного регулирования     инвестиционной деятельности.

 

     Сущность  форм и методов государственного  регулирования инвестицион-ной деятельности, заключается в следующем: 

    1. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности, осу-ществляемой в форме капитальных  вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    2. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности  может осуществляться с использованием  форм и методов в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

     Для регулирования  деятельности инвесторов на территории  РФ государство использует следующие  методы:

    ─  контроль  за соблюдением государственных  норм и стандартов, а также  за соблюдением правил обязательной  сертификации, т.е. согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

     ─ экспертиза  инвестиционных проектов, т.е. оценка  экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

     Федеральным  законом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь-ных вложений» установлены также следующие формы и методы регули-рования инвестиционной деятельности:

    •  установления  субъектами инвестиционной деятельности  льгот по уплате местных налогов;

    •  защиты  интересов инвесторов;

    • предоставление  субъектам инвестиционной деятельности не противо-речащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

    • расширения  использования средств населения  и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения;

    • прямое  участие органов местного самоуправления  в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений, путем:

   ─ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

   ─ размещения  на конкурсной основе средств  местных бюджетов для финансирования  инвестиционных проектов;

   ─ выпуска муниципальных  займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

   ─ вовлечения  в инвестиционный процесс временно  приостановленных и законсервированных  строек и объектов, находящихся  в муниципальной собственности;

   ─ предоставлением  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

    ─ проведение  финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том  числе выпуском в обращение  ценных бумаг), амортизационной политики.

     Механизм  государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

     Осуществляя  регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

  1. установочную (целеполагающую);
  2. мобилизующую;
  3. стимулирующую;
  4. контролирующую.

     Установочная  функция государства заключается  в определении стратегических  целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

     Мобилизирующая  функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

     Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

        Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

        В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

       Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности