Управление доходами и расходами АКБ БТА-Казань (ОАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Банковская система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которая включает Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру и банковское законодательство. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая сущность доходов и расходов коммерческого банка.
1.1. Значение доходов и расходов деятельности коммерческого банка.
1.2. Классификация доходов и расходов коммерческого банка.
1.3. Оценка уровня прибыльности коммерческого банка
Глава 2. Управление доходами и расходами коммерческого банка на примере АКБ БТА-Казань (ОАО).
2.1. Организационно-экономическая характеристика АКБ БТА-Казань (ОАО).
2.2. Анализ доходов и расходов коммерческого банка АКБ БТА-Казань (ОАО).
2.3. Оценка эффективности управления доходами и расходами коммерческого банка АКБ БТА-Казань (ОАО).
Глава 3. Разработка системы мероприятий по совершенствованию управления доходами и расходами АКБ БТА-Казань (ОАО).
3.1. Основные мероприятия по совершенствованию управления доходами и расходами АКБ БТА-Казань (ОАО).
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий.
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 264.84 Кб (Скачать файл)

Процентные расходы играют решающую роль в кредитной и инвестиционной деятельности банка. Деятельность банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера сопряжена, главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических организаций (центрального банка, банков-корреспондентов, бирж, процессинговых центров, клиринговых палат). Обычно плата за их услуги взимается в форме комиссии от суммы совершаемой операции, поэтому данная группа расходов получила название комиссионных. Хотя комиссионные расходы обычно составляют незначительную долю в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень доходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные, гарантийные, брокерские, депозитарные.10

В отдельную группу обычно выделяют расходы по операциям на финансовых рынках. На этих рынках банк получает доходы от реализации определенных ценностей (ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов). К расходам же относятся затраты на приобретение этих ценностей. Так, при покупке купонных облигаций, банку приходится уплачивать накопленный купонный доход. Бескупонные ценные бумаги обычно приобретаются с дисконтом, который также относится на расходы.

В случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков банк может нести значительные расходы в результате переоценки ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества. Существуют и другие расходы, также непосредственно связанные с конкретными банковскими операциями. Это такие расходы, как различные налоги с оборота (налог на покупку иностранной валюты), почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов. Эти затраты называют прочими операционными расходами.11

К расходам по обеспечению деятельности банка относят расходы, которые связаны с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо отнесены на конкретную операцию. В экономической теории их называют косвенными, или условно-постоянными, издержками.

В небольших и средних по размеру активов банках сумма этих расходов бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы по обеспечению деятельности банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10 - 12% общей суммы расходов.

Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации классифицирует эти расходы в зависимости от выбранной системы бюджетирования.

В условиях экономического кризиса и инфляции обычно происходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом заработной платы, при недостаточном росте прибыли. Банку необходимо следить, чтобы производимые расходы, обусловленные банковской деятельностью, окупались в установленные сроки, а расходы непроизводительного характера обеспечивались соответствующим приростом доходов.

На рисунке 1.3 представлены группы, на которые можно подразделить расходы по обеспечению деятельности банка.12

Рис.1.3. Классификация расходов по обеспечению деятельности коммерческого банка

 

По аналогии с доходами к категории прочих расходов относят случайные затраты, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельности банка. Эти расходы либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие периоды. Прочие расходы являются нежелательным элементом расходов, их возникновение чаще всего связано с ошибками или преднамеренными нарушениями сотрудниками банка договоров и законодательства, просчетами в кредитной политике банка, недостатками в управлении кредитной организацией.

К прочим расходам относятся:

- штрафы, пени, неустойки уплаченные;

- расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;

- расходы по реализации (выбытию) имущества банка;

- расходы по списанию недостач, хищений денежной наличности, материальных ценностей, сумм по фальшивым денежным билетам, монетам;

- расходы по списанию дебиторской задолженности;

- расходы, связанные со списанием не полностью амортизированных основных средств;

- расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам, при отсутствии (недостаточности) средств резервов и резервного фонда;

- расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов;

- судебные издержки и расходы по арбитражным делам, связанным с деятельностью банка.

Во избежание существенного роста прочих расходов банки должны направлять определенные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций, а также формировать резервный фонд. Это позволит избежать убытков в случае возникновения серьезных рисков.13

 

    1. Оценка уровня прибыльности банка

 

Прибыль коммерческого банка - это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком.

Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развития и повышения качества банковских услуг.

Разница между суммой валового дохода и сумой затрат, относимых в соответствии с действующим законодательством на расходы банка, называется балансовой, или валовой, прибылью. Если эта разница имеет отрицательное значение, ее называют убытком.

В соответствии с приведенной выше группировкой доходов и расходов валовая прибыль банка подразделяется на:

1. Операционную прибыль, равную разнице между суммой  операционных доходов и расходов:

1.1. Процентную прибыль - превышение  полученных банком процентных  доходов над процентными расходами.

1.2. Комиссионную прибыль - превышение комиссионных доходов  над комиссионными расходами.

1.3. Прибыль от операций  на финансовых рынках - разницу  между доходами и расходами  от этих операций.

1.4. Прочую операционную  прибыль - прочие операционные доходы  минус прочие операционные расходы.

2. Прибыль от побочной  деятельности - доходы от побочной  деятельности за вычетом затрат  на се осуществление.

3. Прочую прибыль - разницу  между прочими доходами и прочими  расходами.

Наибольшую долю в составе прибыли составляет операционная прибыль, а в ней - процентная прибыль.14

Балансовая прибыль отражаем лить промежуточный финансовый результат деятельности банка и отчетной периоде. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль коммерческого банка, представляющая собой остаток походов банка после покрытия всех расходов, в том числе непредвиденных, формирования резервов, уплаты налогов из прибыли.

Действующими Правилами ведения бухгалтерского отчета в кредитных организациях предусмотрен следующий порядок расчета чистой прибыли:

1. Чистые процентные и  аналогичные доходы = Проценты, полученные  и аналогичные доходы - Проценты, уплаченные и аналогичные расходы.

2. Чистый комиссионный  доход = Комиссионные доходы - Комиссионные  расходы.

3. Текущие доходы = Чистые  процентные и аналогичные доходы + Чистый комиссионный доход + Прочие операционные доходы.

4. Чистые текущие доходы  до формирования резервов и  без учета непредвиденных расходов = Текущие доходы - Прочие операционные  расходы.

5. Чистые текущие доходы  без учета непредвиденных расходов = Пункт 4 - Изменение величины резервов (резерва на возможные потери  по ссудам, резерва под обесценение  ценных бумаг, резервов по прочим  операциям).

6. Чистый доход до выплаты  налога на прибыль = Пункт 5 + Непредвиденные  доходы - Непредвиденные расходы.

7. Чистая прибыль (убыток) отчетного года = Пункт 6 - Налог на  прибыль - Отсроченный налог на  прибыль - Непредвиденные расходы  после налогообложения.

Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов, выплаченных акционерам (участникам) банка, называют капитализируемой прибылью.

Полученная банком прибыль распределяется по следующим основным направлениям:

- уплата налогов в бюджет;

- выплата дивидендов акционерам (участникам);

- капитализация прибыли (пополнение уставного и резервного фондов, фондов специального назначения, фондов накопления и других фондов).

Ставка налога на прибыль на 2014 г. составляет 20%. Доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов, может сильно колебаться в различных банках. Как правило, эта доля значительно выше у банков, созданных в форме акционерного общества открытого типа. Поскольку перед российскими банками в последние годы очень остро стоит проблема наращивания собственных средств, большинство банков стараются основную часть прибыли, остающейся в их распоряжении, направлять на капитализацию. Часть прибыли, направленная в фонды банка, может затем расходоваться на социальное и экономическое развитие, на приобретение основных фондов, на потребительские и благотворительные цели. Неизрасходованная часть, прибыли является дополнительным источником кредитных ресурсов банка.

Порядок образования фондов и использования прибыли на иные цели регулируется учредительными документами кредитной организации и нормативными документами Банка России.15

Система финансовых коэффициентов для оценки прибыльности: коэффициент процентной маржи, уровней непроцентного дохода и расхода, соотношения непроцентной и процентной маржи, стабильных расходов на рубль активов, показатели прибыльности активов и собственного капитала.

Оценка уровня прибыльности банка на основе финансовых коэффициентов основывается на приемах:

1) сравнение фактического  значения финансового коэффициента  со стандартами банка;

2) оценка соответствия  уровня коэффициента мировым  стандартам:

3) анализ динамики коэффициента;

4) сопоставление значения  коэффициента с соответствующими  показателями однотипных по величине и направлениям деятельности банка.

Факторный анализ уровня прибыльности банка позволяет детализировать причины ее изменения, и конкретизировать принятие управленческих решений. Он применяется для выявления основного фактора изменения показателя прибыльности.

Методы текущего регулирования прибыли: оценка уровня прибыльности банка в целом позволяет оценить степень надежности банка и выделить основные факторы, от которых она зависит.

Регулирование процентной маржи складывается из элементов:

1) определение коэффициента  достаточной процентной маржи  на предстоящий период на основе  бизнес-плана, фиксирование его уровня  в документе о кредитной политике;

2) регулярный контроль за соответствием коэффициентов фактической и достаточной процентной маржи;

3) контроль за спредом  на основе коэффициентов спреда  и посреднической маржи;

4) контроль за долей работающих активов;

5) формирование договорного  процента с учетом коэффициента  достаточной процентной маржи.

Управление беспроцентным доходом включает: отслеживание тенденций изменения беспроцентного дохода на рубль активов, контроль за соотношением стабильных и нестабильных беспроцентных доходов, изучение рынка предоставляемых клиентам услуг и разработку стратегии банка на этом рынке с целью правильного формирования комиссионного вознаграждения и создания новых услуг, активное использование рекламы банковских услуг. Осуществляется: контроль за структурой расходов, отслеживание тенденций изменения из величины на рубль активов, сопоставление тенденций изменения расходов и доходов банка, контроль за центрами затрат.

К критическим показателям относят: сложившееся падение коэффициентов прибыли, тенденция сокращения процентной маржи, рост «бремени», формирование чистой прибыли в основном за счет нестабильных источников, отрицательная процентная маржа по ссудным операциям, являющимся традиционным направлением деятельности банка; поглощение процентной маржи «бременем» и налогами.16

 

 

Глава 2. Управление доходами и расходами коммерческого банка на примере АКБ БТА-Казань (ОАО).

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика АКБ БТА-Казань(ОАО).

 

АКБ «БТА-Казань» (ОАО) – является открытым акционерным обществом, и осуществляет свою деятельность в Российской Федерации с 1991 года. Основная деятельность Банка заключается в коммерческой банковской деятельности, осуществлении операции с ценными бумагами, иностранной валютой, предоставлении ссуд и гарантий. Централный офис располагается по адресу: Россия, 420066, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ибрагимова, д. 58.

На 1 января 2013 года на территории Российской Федерации наряду с Головным офисом Банк имеет следующие структурные подразделения:

- 2 филиала ( в г. Москва и г. Санкт-Петербург);

- 20 дополнительных офисов (в г. Казань, г. Нижнекамск, г. Набережные  Челны, г. Альметьевск, г. Зеленодольск, г. Бугульма, г. Елабуга, г. Москва);

-9 операционных офисов (в  г. Ижевск, г. Пермь, г.Ульяновск, г. Самара, г. Уфа, г.Нижний Новгород, г. Чебоксараы);

- 2 операционные кассы  вне кассового узла.

За пределами Российской Федерации Банка подразделений не имеет.

В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации АКБ «БТА-Казань» (ОАО) не возлагает, а так же не является участником банковских (консолидированных) групп.

Банк ведет свою деятельность в следующих операционных напрвлениях:

- работа с частными  клиентами – предоставление банковских  услуг частным клиентам: ведение  текущих счетов частных клиентов, прием сберегательных вкладов  и депозитов, обслуживание пластиковых  карт, предоставление потребительских  ссуд и ссуд под залог недвижимости, сдача в аренду сейфовых ячеек, опреации с моментами из драгоценных металлов;

Информация о работе Управление доходами и расходами АКБ БТА-Казань (ОАО)