Учет приходных и расходных кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день кассовые операции в коммерческих банках находятся примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.
Я считаю что, тема данной курсовой работы является на сегодняшний день актуальной, т.к. в рассматриваемой области существует не мало проблем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I: Теоретические основы учёта приходных и расходных кассовых операций в коммерческих банках………………………………………………..4
1.1. Организация кассовых операций в коммерческих банках…………….…..4
1.2. Рекомендации НБКР по кассовым операциям в коммерческих банках…..7

1.3. Инструкция о кассовом обслуживании в НБКР коммерческих банков….15

Глава II: Введение учета приходных и расходных кассовых операций на примере ОАО «Халык Банк»………………………………………..………......17
2.1. Общая характеристика ОАО «Халык Банк»………………………………17
2.2. Организация учёта приходных и расходных кассовых операций в ОАО «Халык Банк»……………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………..……30
Приложения……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………….…….38

Файлы: 1 файл

Курсовая КБ.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

В аналогичном порядке производится прием денег кассиром утром следующего дня под расписку в книге заведующего кассой.  

Выдачу мешков с денежной наличностью клиентам кассир производит в соответствии с п. 5.5. Пломбы с выдаваемых мешков не снимаются.  

Вскрытие мешков клиентами производится в отведенном для этого помещении под наблюдением работника банка, который срезает пломбы с мешков.   

5.9. При недостаточности наличия денег в операционной кассе, республиканские головные банки представляют в Управление денежной наличности НБКР заявки на подкрепление денежной наличностью операционных касс головного банка и его филиалов накануне дня подкрепления до 16 часов с одновременным представлением платежного поручения на списание суммы с корреспондентского счета банка. При получении наличных денег непосредственно в Оборотной кассе НБКР отделениями банка, находящимися в г.Бишкек, заявка по этим отделениям представляется без платежного поручения, так как списание с корреспондентского счета банка производится по чеку, подписанному должностными лицами головного банка. 

 

1.3. Инструкция о кассовом обслуживании в НБКР коммерческих банков.

 

       Настоящая Инструкция разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и устанавливает правила выдачи, приема национальной валюты от коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений (именуемых в дальнейшем «банки») и определяет порядок упаковки и экспертизы банкнот и монет. 

Обслуживание  банков осуществляется оборотными кассами  НБКР на основании договора о корреспондентских  отношениях. Выдача и прием денежной наличности производятся до 12.00 часов. В исключительных случаях, по согласованию с Управлением бухгалтерского учета и отчетности и Управлением денежной наличности, разрешается производить выдачу или прием денежной наличности до 15.00.  

Раздел 1. Обработка и упаковка национальной валюты.  

1.1. Во всех банках принимается единый, установленный настоящим положением, порядок упаковки банкнот и монет национальной валюты.  

Кассиры обязаны  сортировать принятые ими в кассу  банкноты и монеты по достоинствам, а затем - на годные к обращению, ветхие и дефектные.  

Рассортированные  по достоинствам годные и ветхие банкноты, а также годные и дефектные  монеты, кассир формирует и упаковывает  отдельно.  

1.2. Каждые 100 листов банкнот одного и того же достоинства формируются в корешки оборотной стороной с серией и номером вверх, чтобы белое поле было с правой стороны, и обандероливаются в зависимости от способа упаковки пачки (шпагатом или в полиэтиленовый пакет) крестообразно стандартной бандеролью или кольцевой поперечной бандеролью, соответственно.  

1.3. Стандартные бандероли для упаковки банкнот должны иметь следующие реквизиты:  

- наименование  учреждения банка;  

- именной штамп  (код) кассира, производившего  пересчет, сортировку и упаковку банкнот.  

Раздел 2. Прием денег оборотными кассами  Национального банка  

2.1. При взносе денег в оборотные кассы Национального банка банк (клиент) заполняет бланк объявления на взнос наличными (комплект: объявление, квитанция, ордер) (приложение 1), в соответсвии с «Инструкцией о порядке заполнения платежных документов». 

2.2. Кассир, получив приходные документы, обязан:  

- проверить  наличие и тождественность подписей  работников бухгалтерии, по имеющимся  у него образцам;  

- сличить соответствие  указанных в них сумм цифрами и прописью;  

- вызвать вносителя денег и  принять от него деньги

Раздел 3. Выдача денег из оборотных касс учреждений Национального банка.  

3.1. Выдача денег из оборотных касс Национального банка производится:  

- банкам (клиентам) - по денежным чекам установленной формы;  

- инкассаторам - при представлении доверенности  банка или управления инкассации  по установленной форме, в случае  наличия договора между банком  и инкассацией, предусматривающего  такой порядок доставки денег, - на основании расходного ордера с составлением описи (приложение 3).

3.2. Денежные чеки на получение наличных денег клиенты предъявляют бухгалтеру, который после соответствующей их проверки срезает марку, отдает ее клиенту, а чек передает в кассу. Клиент для получения денег предъявляет в кассу контрольную марку от денежного чека.  

Раздел 4. Обмен  и экспертиза банкнот и монет.  

4.1. При приеме и обработке национальной валюты, кассиры банков обязаны следить  

за их подлинностью, руководствуясь постановлениями Правления Национального 

банка по выпуску банкнот  и монет в обращение и их описанием.  

Банки обязаны  иметь специальные приборы для  определения подлинности банкнот.  

4.2. Признаки и порядок определения платежности денежных знаков следующие:  

Платежными  являются банкноты и монеты, имеющие статус законного средства платежа на территории Кыргызской Республики (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки. 

4.12. Экспертиза банкнот/монет в НБКР проводится в срок, не превышающий 5-ти рабочих дней. Плата за проведение экспертизы денежных знаков не взимается.  

4.13. По окончании определения платежности банкноты/монеты, заявителю предъявляются банкноты и монеты для ознакомления с результатами экспертизы. После ознакомления с результатами экспертизы заявитель должен возвратить квитанцию о приеме денег на экспертизу и расписаться на заявлении. Банкноты с проставленным на них соответствующим штампом и поврежденные монеты клиенту не возвращаются. 

4.14. После проведения экспертизы сумма банкнот/монет, подлежащих обмену, зачисляется на счет банка, приславшего банкноты. О зачислении сообщается банку или его филиалу, непосредственно приславшему банкноты, а также частному лицу, в случае поступления банкнот по заявлению частного лица6 (приложение 6).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Введение учета приходных и расходных кассовых операций на примере ОАО «Халык Банк»

2.1. Общая характеристика ОАО «Халык Банк»

ОАО «Халык Банк Кыргызстан»7 является дочерним банком АО «Народный Банк Казахстана». В 2004 году АО «Народный Банк Казахстана» приобрел 100% акций АООТ «Кайрат Банк», единственным акционером которого являлось Правительство Кыргызской Республики. После покупки акций была произведена перерегистрация официального названия АООТ «Кайрат Банк» на ОАО «Халык Банк Кыргызстан» (далее – Банк).

Банк имеет статус универсального банка и осуществляет свою деятельность на основе банковских лицензий Национального банка Кыргызской Республики № 044 (осуществление операций в национальной валюте) и № 044/1 (осуществление операций в иностранной валюте). Банк оказывает широкий спектр услуг частным и корпоративным клиентам, как резидентам, так и нерезидентам Кыргызской Республики.

Банк является участником системы  защиты депозитов в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)».

В настоящее время ОАО «Халык Банк Кыргызстан» имеет головной офис и три филиала в г. Бишкек, по одному в областных центрах - г. Ош, г. Жалал-Абад, в райцентрах - г. Кара-Балта, г. Чолпон-Ата и сберегательные кассы в г.г. Бишкек, Ош, Кара-Cуу, Узген и с. Базар-Коргон.

ОАО «Халык Банк Кыргызстан» имеет  лицензию на предоставление услуг по приему депозитов, кредитованию, проведению валютных операций и является успешным Банком в сфере предоставления банков ских (финансовых) услуг населению, организациям и предприятиям, неправительственным учреждениям.

ОАО «Халык Банк Кыргызстан» является членом следующих организаций и  ассоциаций:

Halyk Group;

Союз  Банков Кыргызстана;

Кыргызская фондовая биржа.

 

АО «Народный Банк Казахстана» – единственный акционер Банка – представляет крупную региональную финансовую группу. История развития и становления, нынешнее лидирующее положение на рынке предоставляемых услуг, многолетний опыт работы АО «Народный Банк Казахстана» подтверждают его надежность и стабильность. Успешно работающий на благо своих клиентов, Народный Банк Казахстана является лидером розничного бизнеса в Республике Казахстан, обладая наибольшим числом клиентов и самой крупной филиальной сетью. Народный Банк Казахстана предлагает широкий спектр банковских услуг, услуг пенсионного фонда, страхования, лизинга, брокерских услуг, услуг по управлению активами в розничном, корпоративном секторах и секторе малого и среднего бизнеса.

         Активы АО «Народный Банк Казахстана» на 01.01.2012 г. составили 2 273,9 млрд. тенге (более 15 млрд. долларов США), собственный капитал – 310,3 млрд. тенге (свыше 2 млрд. долларов США).

Глобальный финансовый кризис, события  апреля и июня 2010 года оказали отрицательное  влияние на развитие макроэкономической ситуации в республике. Возникло много факторов, которые негативно отра- зились на экономике страны. В банковском секторе влияние событий последних лет выразилось в замедлении темпов роста кредит- ного портфеля и снижении его качества. Банки начали испытывать затруднения с привлечением внешних ресурсов при ограниченности внутренних сбережений населения. Усилились риски банков, а также про- изошло сокращение спроса на кредитные ресурсы со стороны заемщиков. С 2011 года наблюдается улучшение ситуации, происходит постепенное восстановление экономики Кыргызстана. По данным Национального статистического комитета по итогам 2011 года ВВП составил 273,1 млрд. сомов, реальный прирост - 5,7%. Объем промышленной продукции составил 161,8 млрд. сомов (прирост 11,9%). Уровень инфляции снизился до 5,7% (2011 год - 19,2%). Предполагается, что продолжится постепенный рост экономики, по крайней мере, для этого есть необходимые предпосылки: стабилизация социально-экономической ситуации в республике, рост промышленного производства, а также торговли и в секторе предоставления услуг, снижение процентных ставок по кредитам, снижение инфляции и прочее.

Учитывая сложившуюся  ситуацию в республике, основными  целями деятельности Банка на предстоящий период в части развития кредитных операций является преодоление негативной тенденции сокращения кредитования, сложившейся в 2009-2010 гг., восстановление и умеренный рост кредитного портфеля.

Банк продолжит расширение каналов продаж, оптимизацию тарифов  на услуги, привлечение новых клиентов, создание и поддержание положительного имиджа Банка, деятельность которого направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных целевых групп клиентов.

Основными направлениями  для дальнейшего развития Банка  являются:

поддержание высокой  деловой репутации и финансовой устойчивости;

минимизация рисков банковской деятельности, в первую очередь кредитной, сохранение высокого качества кредитного портфеля;

расширение  спектра и совершенствование  предоставляемых услуг в условиях роста конкуренции на финансовом рынке, расширение клиентской базы в части населения и предприятий малого и среднего бизнеса;

применение  эффективной и конкурентоспособной  системы продвижения продуктов  и услуг Банка;

проведение  гибкой процентной и тарифной политик с учетом изменения ситуации и запросов различных категорий клиентов;

регулярный  мониторинг востребованности банковских продуктов; использование эффективных 

процедур внутреннего  контроля и управления рисками банковской деятельности; оптимизация издержек внутрибанковской деятельности; минимизация стоимости привлекаемых ресурсов;

• дальнейшее развитие технологической платформы Банка;

• формирование коллектива профессиональных и высококвалифицированных  сотрудников, совершенствование системы мотивации персонала.

 

Основные  показатели

На протяжении 2011 года Банк продолжал работать в  том же интенсивном режиме, предлагая  полный спектр банковских услуг и  смог достичь поставленных целей.

Взвешенная  политика и эффективная работа Банка  позволили по итогам 2011 года получить чистую прибыль в размере 65,3 млн. сом. Активы составили 2,1 млрд. сом. Собственный капитал ОАО «Халык Банк Кыргызстан» составил 871,6 млн. сом. В 2011 году Банк осуществил выплату акционеру дивидендов в размере прибыли, полученной по итогам деятельности за 2010 год.

В целях регулирования  деятельности коммерческих банков Национальным банком Кыргызской Республики установлены  обязательные для выполнения экономические  нормативы. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала банка, его ликвидности и платежеспособности, а также регулирования риска при совершении тех или иных банковских операций.

В отчетном периоде  Банком выполнялись все экономические нормативы и требования действующего законодательства Кыргызской Республики.

В 2011 году ОАО  «Халык Банк Кыргызстан» осуществлял  свою деятельность в рамках стратегии, определенной акционерами Банка. Работа Банка, как и прежде, была направлена на повышение качества об служивания клиентов, расширение спектра оказываемых услуг, а также на снижение рисков и подержание качества кредитного портфеля на высоком уровне.

Информация о работе Учет приходных и расходных кассовых операций