Теории рыночного поведения потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Человеческие потребности растут по мере развития общества, а вместе с ними возрастает и количество объектов, которые вызывают у людей желание обладать ими. Что касается производителей, то, с одной стороны, они стараются расширить ассортимент предлагаемых товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, а с другой - стимулируют появление новых потребностей и нужд у потребителя.

Содержание работы

Введение
1. Теории рыночного поведения потребителя
1.1. Сущность теории рыночного поведения потребителя
1.2. Постулаты теории потребительского поведения

2. 1.3. Кардиналистская теория потребительского поведения
1.4 Ординалистская теория потребительского поведения
Эволюция теории поведения потребителей
2.1. Эволюция теории поведения потребителей
2.2 Эволюция моделей экономического поведения
2.3. Эволюция экономического анализа поведения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 110.94 Кб (Скачать файл)

Вот логика правила невидимой руки рынка.

Анализ  потребителя базируется на концепции «7-S»1 (по начальным и конечным буквам английских терминов) и складывается из изучения следующих элементов:

  • участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?);
  • предметов рынка (какие продукты и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?);
  • целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?);
  • организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);
  • операционных процессов рынка (как осуществляются покупки?);
  • возможностей приобретения (когда осуществляются покупки?);
  • каналов сбыта (где осуществляются покупки?).
  • Данные вопросы, подчеркивают В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева, -- служат лишь основой для получения первичной информации о поведении потребителя. А ответ на ключевую проблему: что влияет на его итоговый выбор -- требует глубокого анализа внутренних побудительных мотивов.
  • При прогнозировании поведения потребителей перед маркетологами встает проблема изучения систем ценностей целевых групп потребителей. Наиболее часто в маркетинговых исследованиях используется методика изучения ценностных ориентации М. Рокича. Ценности -- это явление, содержащее представление субъекта об идеальной совокупности свойств и качеств объекта, где в качестве субъекта выступает социальная общность, а в качестве объекта -- предметы и условия удовлетворения потребностей индивида.
  • Ценности содержат представления о совокупности идеальных свойств и качеств предмета, который является желаемым в данной социальной общности.
  • Ценности выполняют следующие функции на уровне социальной общности:
  • определяют цель деятельности социальной общности и средства ее достижения;
  • адаптируют к изменениям;
  • интегрируют социальную общность;
  • активизируют чувства самосохранения и воспроизводства.
  • Ценности выполняют следующие функции на индивидуальном уровне:
  • регулятивную (определяют, что является допустимым, а что - нет);
  • идентификации (определенное восприятие мира позволяет отнести самого себя к определенной социальной группе);
  • целеполагания и целедостижения (определяют цели деятельности индивида и средства их достижения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе написания данной работы я сделал следующие выводы:

Теория потребительского поведения  возникла благодаря работам маржиналистов, потому что одним из главных положений  маржинализма выступает принцип  экономического человека.

Теория потребительского поведения  исследует принципы и закономерности, руководствуясь которыми человек формирует  и реализует свой набор потребления  различных благ.

В теории потребительского поведения  присутствуют ограничения, одним из которых является бюджетное сдерживание, которое не позволяет потребителю  приобретать все то, что он желает.  Механизм потребительского поведения  опирается на основные постулаты, такие  как множественность, суверенитет  и рациональность.

 

Для анализа полезности использовались Кардиналистская и Ординалистская теории. Кардиналистская теория предпологает сопоставление различных благ на основе их полезностей, измеренных в  конкретных единицах. Ординалистская подразумевает относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.

Система предпочтений потребителя  изображается графически при помощи кривых безразличия.

 

Традиционная теория потребительского поведения всячески изменялась и  дополнялась. Первые попытки ее разработки осуществлялись еще  с XIX века. Дисциплина «поведение потребителя» возникла из одного из разделов маркетинга, который, в последствии, превратился в самостоятельную дисциплину. Развитие этой дисциплины началось в 1950 г. в США. Яркую роли в ее развитии сыграл Герман Госсен, который сформулировал принцип убывания предельной полезности. Так же не малый вклад внес С. Джевонс, который предложил косвенный метод измерения полезности в виде количества денег, который позже был доработан А. Маршаллом.

Благодаря выходу в свет работ Джона  Фон Неймана и Оскара Моргенштерна «теория игр и экономическое  поведение» наблюдается прогресс в  изучении экономических субъектов. Так же внес вклад в развитие теорий и Дж. Маршак, который переформулировал математические модели Неймана-Моргенштерна из их теории игр. В 50- годах теория обогатилась  новым подходом, благодаря П. Самуэльсону  и Х. Хаутеккеру, которые выдвинули  теорию выявленных предпочтений.

 

Для характеристики моделей экономического поведения освещалась первая модель, основанная на методологии А. Смита, которая показывает главные условия  ее функционирования, определяющие баланс издержек, на которых основывается рациональный выбор потребителя. Вторая модель была основана на методологии  американского экономиста П. Хейне. Она исходит из того, что экономический  образ мышления имеет четыре особенности, которые создают баланс выгод  и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем  спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при  изменении цен и ведет к  росту потребления подешевевшего  товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного  товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении  цены) реальный доход, или покупательную  способность, потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Шумпетер Й. - История экономического  анализа. СПб., 2001. -1204с.

 

2. История экономических учений: (современный этап). Учебник. Худокормов  А.Г.,ред.

 

3. http://modern-econ.ru

 

4. Блауг М. - Экономическая мысль в ретроспективе. 1994. -623с.

 

5. Алешина И.В. - Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов: 2007

 

6. О.С. Виханский и А.Н. Наумов. - Менеджмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1. КонцепциЯ «7-S»

       Одной  из  наиболее  популярных  в  80-е   гг.  системных   концепций

менеджмента   является   теория   "7-S'',   разработанная   исследователями

консультативной фирмы "МакКинзи" Это Томас  Питерс  и  Роберт  Уотерман   -

авторы известной  книги  "В  поисках  эффективного  управления",  и  Ричард

Паскаль и Энтони Атос - авторы известного бестселлера "Искусства  японского

управления: пособие для американских управляющих".

       Исследования  данных специалистов в области  управления привели  их  к

выводу,   что   эффективная   организация   формируется   на   базе    семи

взаимосвязанных составляющих, изменение  каждой из которых с  необходимостью

требует соответствующего изменения  остальных шести.  Так  как  по-английски

название всех этих составляющих начинается на "s", эта  концепция  получила

название "7-S".

       Ключевыми составляющими  являются следующие:

- стратегия - планы и направления действий,  определяющие  распределение ресурсов,  фиксирующие  обязательства   по   осуществлению   определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

- структура -  внутренняя  композиция  организации,  отражающая  распадение организации   на   подразделения, иерархическую субординацию    этих подразделений и распределение власти между ними;

- системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

-  штат  -  ключевые  группы  персонала,  существующие  в   организации   и

  охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

- стиль -  способ,  каким  руководители  управляют  организацией;  сюда  же

  относится организационная  культура;

- квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

-  разделенные ценности  -  смысл и   содержание   основных   направлений

  деятельности, которые организация  доводит до своих членов.

 

       В соответствии  с данной  концепцией,  только  те  организации  могут

эффективно  функционировать  и  развиваться,  в  которых  менеджеры   могут

содержать  в  гармоничном  состоянии  систему,  состоящую  из  данных  семи

составляющих

 

 

 

Рецензия

на  курсовую работу по кафедре Экономической  теории

студента (Ф. И. О.)________________________________________

факультет ________________________,  ___ курса, _____ группы

номер зачетной книжки___________________________________

на  тему: «27. Теории рыночного поведения  потребителя и их эволюция.»

Рецензент:                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год.

 


Информация о работе Теории рыночного поведения потребителей