Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-5
1.Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ .....5-10
2. Необходимость и этапы реформирования пенсионной системы РФ..10-16
3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионного
фонда РФ…………………………………………………………………17-20
4. Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ…………………………..18-20
5. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения…………...20-24
Заключение ……………………………………………………………….. 25-27
Список литературы ………………………………………………………….28
пенсионный фонд финансовый

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

 

 

3.Источники формирования  финансовых ресурсов пенсионного фонда РФ.

 

Модель  формирования государственного пенсионного  страхования с поэтапным формированием  накопления пенсионных прав предусматривает  обеспечение сбалансированности доходов  и обязательств Пенсионного фонда  Российской Федерации в течение  переходного периода (до 2010 года).

Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально  возмездный обязательный платеж, имеющий  персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной  сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих  сумм пенсии по пенсионному страхованию  данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением пенсионных и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам.

При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться  органами Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

За счет сумм пенсионных взносов, будет осуществляться финансирование выплаты базовой  части трудовой пенсии, а также  базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будет  осуществляться финансирование выплаты  страховой части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться  за счет страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета.

Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При  этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для обеспечения  финансовой устойчивости системы обязательного  пенсионного страхования за счет части платежей в ПФР создается  накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными  лицами при изменениях демографических  и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении  профицита бюджета ПФР.

Средства  накопительного резерва могут также  формироваться за счет части доходов  от размещения временно свободных средств.

 

4. Доходы бюджета Пенсионного  Фонда РФ.

Доходная  часть бюджета Пенсионного Фонда  РФ состоит из двух основных разделов - это «Доходы» и «Безвозмездные платежи», так вот на второй раздел приходиться более половины всех финансовых поступлений в ПФР  в 2009-2010 годах, а 2008 - 43 % соответственно. Динамика данного раздела стабильная и положительная. Основные поступления  приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, который также имеет  профицитный характер, в результате поднявшихся цен на энергоносители. Если цены данной категории ресурсов упадут, то вряд ли Федеральный бюджет сможет ассигновать Пенсионный Фонд в прежнем объеме. Незначительную долю в разделе «безвозмездные поступления» занимает статья «безвозмездные поступления от негосударственных организации» - около 0,0015 % от общего объема доходов ПФР, и имеет тенденцию к снижению. За последние годы темп роста составил 27,54 %.

Что касается доходов непосредственно Пенсионного  Фонда РФ, основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и  взносы на социальные нужды» и включает следующие статья - «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8 % от общего объема доходов  ПФР; «страховые взносы на выплату накопительной  части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату страховой части  трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части  трудовой пенсии»; «дополнительный  тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации». В 2008 доля данного подраздела 45,7 %, в 2009 - 54,7 %, в 2010 - 46 %.

Дмитрий Медведев утвердил бюджет Пенсионного фонда  РФ на 2012 год

 

        Москва, 5 декабря 2011 года. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Ранее закон был принят государственной думой 22 ноября и одобрен Советом Федерации 25 ноября.

        В соответствии с законом, суммарные доходы ПФР в 2012 году составят 5,7 трлн. рублей (в 2011 году – 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП страны. Суммарные расходы составят 5,4 трлн. (в 2011 году – 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 289,6 млрд. рублей. 
       На выплату трудовых пенсий из бюджета ПФР в 2012 году будет выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства по выплате государственных пенсий, пособий, ЕДВ, материнского капитала, других социальных выплат, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений.

         Средства федерального бюджета на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в бюджете ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и составит 387,6 тыс. рублей.  
 
В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году – 5 млрд. рублей).

            Для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2012 год предусмотрены расходы на следующие мероприятия:

индексация  трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; увеличение на 6% размеров ЕДВ с 1 апреля 2012 года;

индексация  социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения  с учетом предоставляемых мер  социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у  неработающих пенсионеров будет  поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

 

 

3. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в  качестве основных задач, на которых  необходимо сосредоточиться при  формировании и реализации бюджетной  стратегии, названо определение  стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В рамках обеспечения сбалансированности бюджетной системы Президентом  отмечено, что, прежде всего, это касается выполнения «обязательств государства  в сфере пенсионного и других видов государственного социального  страхования» и что особое внимание «следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения  о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера».

Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение  при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. Решение  указанных проблем важно для  обеспечения экономического и социального  развития страны в целом и ее регионов.

1. Государство  должно четко определить уровень  гарантий и ответственности, которые  оно может взять на себя  в процессе пенсионного обеспечения  граждан, создав условия для  формирования их пенсионных накоплений  в рамках частно-государственного  партнерства, как с участием  работодателей, так и самих граждан.

Одновременно  должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед  теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в  старости – нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей  по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой  части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного на основе современных представлений о социальных стандартах качества жизни населения.

2. Полноценный  эффект от реализации пенсионной  реформы можно ожидать через  20-30 лет при условии, что достижение  этого результата будет запрограммировано  законодательством, принятым на  долгосрочный период. Однако ухудшение  ситуации в этой сфере может  произойти гораздо быстрее и  нанести невосполнимый социальный  и экономический ущерб, поэтому  государство, с одной стороны,  должно срочно предпринять ряд  внятных мер, направленных на  изменение ситуации, а население,  с другой стороны, должно осознать, что оно само ответственно  за свою спокойную старость.

3. Модернизируя  распределительную часть государственной  системы трудовых пенсий, следует,  прежде всего, преодолеть зависимость  бюджета ПФР от субсидий из  федерального бюджета. Одним из  обсуждаемых вариантов является  полная передача ответственности  за выплату базовой пенсии  федеральному бюджету и изменение  структуры тарифа пенсионных  взносов; постепенный (в течение  15-20 лет) отказ от распределительной  страховой части и полная замена  ее в долгосрочной перспективе  на накопительное обязательное  пенсионное страхование, осуществляемое  через частные финансовые институты.  В этом случае базовая часть  трудовой пенсии, уравнительная  по своей природе, будет выплачиваться  через ПФР и финансироваться  за счет пенсионного налога  с работодателей, тогда как  страховые взносы будут направляться  исключительно на формирование  пенсионных накоплений и инвестироваться  в интересах ускоренного экономического  развития страны. (Предлагаемая модель  требует широкой дискуссии.)

4. Важным направлением  решения пенсионных проблем должно  стать создание и развитие  региональных накопительных пенсионных  систем как эффективной технологии  пенсионного обеспечения граждан,  которые, учитывая региональные  особенности, должны послужить,  с одной стороны, улучшению  качества жизни пенсионеров в  ближайшей перспективе, а с  другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.

5. Государство  должно заинтересовать работодателей  участвовать в пенсионном обеспечении  своих работников. С этой целью  необходимо предоставить налоговые  льготы и иные формы стимулирования  для добровольных корпоративных  пенсионных программ, а также  упорядочить их правовое регулирование.

6. Требует перестройки  сложившаяся система инвестирования  пенсионных накоплений, предназначенных  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии. Инвестирование 94% всех пенсионных накоплений  в государственные ценные бумаги  не может считаться нормальной  ситуацией. Задачи, поставленные  при создании накопительной системы,  могут быть решены только при  условии широкого привлечения  негосударственных пенсионных фондов  и частных управляющих компаний, осуществляющих инвестирование  в реальный сектор экономики.

7. Необходимо  возродить централизованное руководство  проведением пенсионной реформы,  обеспечив координацию действий  всех участвующих в реформе  министерств и ведомств и последовательную  реализацию принципов проведения  реформы.

8. Одним из  важнейших результатов реформы  должна стать перестройка массового  сознания. Сегодня уровень информированности  людей о сущности и целях  реформы недостаточен. Необходимо  убедить граждан, что достойный  уровень жизни человека в старости  есть предмет его заботы на  протяжении всей жизни, что  достойное будущее создается  собственными руками, а задачей  государства в вопросе пенсионного  обеспечения является создание  условий для формирования соответствующих  пенсионных накоплений и некоторого  минимального уровня пенсий.

9. Следует разъяснять  населению необходимость и целесообразность  накопительных принципов финансирования  пенсии, как в обязательной, так  и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах – как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведение  пенсионной реформы в Российской Федерации и индексация государственных  пенсий связаны с преодолением нескольких ошибочных тезисов (ловушек для  общественного сознания). В частности, не подтверждаются статистикой тезисы о том, что: 1) уровень пенсионного  обеспечения в стране крайне низок, и пенсионеры в массе своей  являются бедными; 2) пенсионеры в состоянии  выйти из бедности (нуждаемости) только в том случае, если они будут  проживать в семьях, где другие члены семей имеют относительно высокие уровни доходов и 3) поскольку  уровень нуждаемости (бедности) пенсионеров  в России ниже уровня нуждаемости (бедности) населения страны в целом, постольку  мероприятия по индексации размеров государственных пенсий не должны рассматриваться  в качестве безусловного приоритета социальной политики.

Информация о работе Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ