Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-5
1.Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ .....5-10
2. Необходимость и этапы реформирования пенсионной системы РФ..10-16
3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионного
фонда РФ…………………………………………………………………17-20
4. Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ…………………………..18-20
5. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения…………...20-24
Заключение ……………………………………………………………….. 25-27
Список литературы ………………………………………………………….28
пенсионный фонд финансовый

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………………….3-5

1.Теоретические аспекты реформирования  пенсионной системы РФ .....5-10   

2. Необходимость и этапы реформирования пенсионной системы РФ..10-16

3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионного

 фонда  РФ…………………………………………………………………17-20

4. Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ…………………………..18-20

5.  Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения…………...20-24

Заключение  ……………………………………………………………….. 25-27                                                                                          

Список литературы   ………………………………………………………….28                                                                                          

пенсионный  фонд финансовый страхование бюджет

 

Введение

 

Пенсионная  реформа является в настоящее  время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое  намечено и реализуется Правительством РФ.

Если  посмотреть на весь список реформ: здравоохранение, медико-социальное страхование, трудовые взаимоотношения, то пенсионная реформа  стала задумываться и первые ее контуры  стали проясняться еще 17 лет назад. В это время еще не было опыта принятия Трудового Кодекса, очень мало говорили о серьезных изменениях в финансировании здравоохранения, почти ничего не говорили о проблемах образования в том ракурсе, в котором они ставятся сегодня. Однако уже тогда пенсионная реформа впервые стала всерьез обсуждаться на правительственном уровне с включением обязательных накопительных элементов, и делалось это в рамках Комиссии по экономической реформе Правительства России.

За эти  10 лет пенсионная реформа разрабатывалась, как минимум, в четырех вариантах. Три из них официально рассматривались правительством страны на протяжении 1997, 1998, 2000 годов. Модель пенсионной реформы, которая начала внедряться с 1 января 2002 года отличается от всех этих вариантов. Ее праобразом стала концепция, которая появилась в феврале 2001 года и заметно отличалась от всех предыдущих предложений. Таким образом, и сама программа реформы, и семь основных законопроектов, были разработаны в течение примерно десяти месяцев. Это очень ярко характеризует темпы реализации модели и тот объем работы, которую пришлось проделать разработчикам.

Одним из главных нововведений в пенсионное законодательство стала базовая  пенсия, которая в этой форме ни в одном из предыдущих вариантов  не предлагалась. Согласно этому пункту каждый гражданин, независимо от того, на протяжении какого периода за него выплачивались взносы в фонд, имеет  право на гарантированную пенсию. Прообразом этого базиса является гражданская пенсия в Нидерландах.

Так как  российская система будет смешанной, будущие пенсионеры будут получать пенсии из двух источников: распределительной  и накопительной составляющих. Такой  подход почти полностью повторяет  модель шведской пенсионной системы. Как  и в Швеции, распределительная  составляющая основывается на системе  условно-накопительных счетов, а  накопительная составляющая в период до 2004 года будет формироваться за счет накопительных взносов, уплачиваемых работодателем за работников в Пенсионный фонд Российской Федерации. Последний  инвестирует средства от имени застрахованных посредством негосударственных  управляющих компаний. При этом его  клиенты, будущие пенсионеры, имеют  право самостоятельно выбирать управляющую  компанию. И это почти полностью  повторяет успешно работающую схему, реализованную в Швеции в конце 80-х - в начале 90-х.

Накопительная составляющая новой пенсионной системы  включает и дополнительные досрочные  пенсии для работников, занятых в  особых условиях труда. Закон о досрочных  накопительных пенсиях для этой категории работников, находящийся  на завершающейся стадии рассмотрения в Правительстве РФ, был написан  фактически еще в 1997 году. Несмотря на ряд модификаций, он принят на рассмотрение без кардинальных изменений в  схеме организации профессиональных пенсионных систем.

Сегодня в российском фонде действует  учетная система, создававшаяся  последние 4 года и отвечающая потребностям старой модели, когда требования к  персонифицированному учету были проще. Однако теперь система становится многоуровневой, в ней возникают, минимум четыре составные части персонального  счета. Так, индивидуальный счет должен отражать страховые взносы, на распределительную  составляющую пенсии, объемы взносов  и пенсионных накоплений по всеобщей обязательной накопительной пенсии. Для граждан, имеющих право на досрочную накопительную пенсию, должна появиться дополнительная составляющая пенсионного счета, которая регистрирует его права в этой профессиональной пенсионной системе. Кроме этого учету подлежат негосударственные составляющие пенсии.

Если, хотя бы в одном из сегментов этой информации произойдет сбой или Пенсионный фонд не сможет оперативно и достоверно отразить необходимую информацию, то система в целом не будет работать. Вместе с тем, полностью переложить часть груза ответственности  по учету на негосударственные фонды  невозможно. Без централизованной системы  контроля, который должен осуществлять единственный регистратор, невозможен эффективный сбор обязательных взносов, как в государственные, так и  частные структуры.

В законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мы уже имеем формулу, которая позволяет исчислить  размер накопительной части трудовой пенсии. Эта формула предусматривает  выплату накопительной пенсии в  виде аннуитета, т.е. пожизненного ежемесячного содержания. При этом возникает целый  комплекс проблем, требующих решения. Например, каким образом будут  управляться пенсионные активы в  период выплаты аннуитета, когда  они утрачивают характер персональных накоплений. Фактически они списываются  со счетов всех застрахованных, когда  те выходят на пенсию и объединяются в единый страховой резерв в рамках Пенсионного фонда в связи  с необходимостью страхования риска  неопределенности продолжительности  жизни каждого конкретного пенсионера.

Цель  работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;

- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;

- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

- проанализировать существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.

Объектом  исследования в данной работе является пенсионная система РФ, а предметом  – финансовые аспекты ее организации.

        1.Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ

В любом  обществе независимо от его экономического развития и политического устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономической  и социальной поддержке людей, которые  в силу разных причин не в состоянии  самостоятельно приобретать средства для своего существования. Это дети и старики, а также люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечья и т.д.

Производственное  пенсионное страхование – добровольное или обязательное дело руководителей  фирм и предприятий. Многие организации  выплачивают своим бывшим сотрудникам  при выходе на заслуженный отдых  пенсии от предприятий дополнительно  к выплатам, установленным законом.

Кроме этого  каждый работающий по найму может  дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке  соответствующий пенсионный счет. Кредитные  организации разрабатывают и  предлагают предприятиям и частным  лицам различные накопительные  программы по краткосрочным и  долгосрочным вкладам. Работник может  присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют  при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия  от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются  льготы по различным налогам.

В некоторых  странах накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной  инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.

В настоящее  время эти варианты значительно  отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам  финансирования и предоставления услуг  и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых гарантий.

Таким образом, применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов  распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике, и, несмотря на многовариантность  существующих в мире пенсионных систем, их безусловно объединяет одно – стремление со стороны общества и государства  обеспечить достойную безбедную  старость значительной части своего населения.

В России от величины пенсионных выплат зависит  уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей  стране проведено четыре реформы  пенсионного законодательства, три  раза принципиально изменяли налоговое  законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение  средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система  охватывает все население.

В системах пенсионного обеспечения используют два финансовых механизма – распределительный  и накопительный. Распределительная  система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается  из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут выплачивать из взносов  следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в  период работы.

При накопительной  системе взносы, которые отчисляет  работник, накапливается, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению  пенсионеров. По достижении пенсионного  возраста пенсию работнику будут  выплачивать из его накоплений.

В России пенсионная система, сформировавшаяся к середине 60-х годов, первоначально  состояла из государственного пенсионного  обеспечения.

Данная  система содержала одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно  всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Средства  на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное  социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся  составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от государственного бюджета.

Основным  направлением пенсионной реформы стало  изменение существующей распределительной  системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным  учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином.

Основной  задачей реформы было определено достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

Суть  реформы заключалась в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

В ходе реформы  было решено ввести новые простые  правила определения размера  трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых  пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована  и дополнена новыми элементами, чтобы  предоставить каждому возможность  «заработать» пенсию в желаемом размере  и гарантировать обязательства  по ее выплате в долгосрочной перспективе.

Итак, практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г.

Страховщиком  в сфере обязательного пенсионного  страхования в России является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который  осуществляет свои полномочия в статусе  государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов  управления средствами обязательного  пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными  лицами государство несет субсидиарную ответственность.

Информация о работе Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ