Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-5
1.Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ .....5-10
2. Необходимость и этапы реформирования пенсионной системы РФ..10-16
3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионного
фонда РФ…………………………………………………………………17-20
4. Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ…………………………..18-20
5. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения…………...20-24
Заключение ……………………………………………………………….. 25-27
Список литературы ………………………………………………………….28
пенсионный фонд финансовый

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ устанавливает  круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения. Существуют две категории  страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы).

Тарифы  страховых взносов в ПФР установлены  в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и накопительной частей пенсии. Размер процентной доли тарифа на какую-либо из указанных частей зависит от возраста лиц, за которых страхователь уплачивает страховые взносы (чем старше гражданин, тем выше тариф на страховую часть и ниже на накопительную). Максимальный тариф страховых взносов с годового дохода работника до 100 000 рублей (в настоящее время до 280 000 рублей) составляет 14 % вот фонда оплаты труда. Страховые взносы, как и единый социальный налог, при соблюдении определенных условий начисляются с применением регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей .

C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный  закон Российской Федерации от 24 июля 2009г. №213-ФЗ «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации и  признании утратившими силу отдельных  законодательных актов (положений  законодательных актов) Российской  Федерации в связи с принятием  Федерального закона «О страховых  взносах в Пенсионный фонд  Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации,  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования»». Согласно которому  базовая и страховая части  пенсии объединяются. При их объединении  будет применяться единый порядок  индексации.

В заключение следует отметить, что есть определенные основания ожидать существенного  роста продолжительности жизни  в России. В середине 60-х годов  продолжительность жизни в СССР, равно как и в других европейских  странах социалистического лагеря, была на уровне продолжительности жизни  граждан развитых капиталистических  стран. Вполне вероятно, что в не столь уж далеком будущем продолжительность  жизни в России вновь достигнет  уровня, характерного для развитых стран.

 

 

2.Деятельность пенсионных фондов в системе пенсионного страхования.

 

Идея  страхования в целом основана на принципе распределения негативных последствий при наступлении  определенного случая для одного из участников страхования между  всеми остальными участниками. В  этой связи формирование финансовой основы страхования базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001 году обязательные платежи  во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Федеральный  закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично финансируется выплата трудовых пенсий.

В соответствии с Программой пенсионной реформы  в России создана комбинированная  пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование.

Социальное  обеспечение по обязательному пенсионному  страхованию представлено трудовыми  пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного  населения путем обеспечения  минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности  к производительному труду. Эти  две составляющие обязательного  пенсионного страхования имеют  разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и  тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа  обязательного пенсионного страхования  приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции  социальной защиты пенсионеров и  одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.

Основы  государственного регулирования обязательного  пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон  от 15декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования.

Основным  страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Пенсионный  фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:

- регистрацию  страхователей; 

- индивидуальный (персонифицированный) учет;

- сбор  страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование; 

- деятельность  по инвестированию пенсионных  накоплений;

- назначение, расчет, перерасчет и выплату  трудовых пенсий.

Государство несет перед застрахованными  лицами субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного фонда  РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений.

С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции  страховщика по обязательному страхованию  могут выполнять негосударственные  пенсионные фонды в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ от формирования накопительной  части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств  пенсионных накоплений в негосударственный  пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страхователи  по обязательному пенсионному страхованию  делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в  пользу лиц, с которыми заключены  трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся  индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные  детективы и занимающиеся частной  практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также  лица, уплачивающие взносы в фиксированном  размере.

Застрахованные  лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование  в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.

Основанием  для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию  является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного  возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому  страховому случаю Федеральный закон  №167-ФЗ устанавливает виды обязательного  страхового обеспечения, из которых  первые три – страховая и накопительная  часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть  трудовой пенсии по инвалидности, страховая  часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного  страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным  законом от 12 января 1996года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В целях  финансового обеспечения страховых  выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует бюджет денежных средств.

К составлению  бюджета Пенсионного фонда России предъявляются следующие требования:

- бюджет  должен составляться страховщиком  на финансовый год с учетом  обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета,  то есть объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

- при  формировании бюджета на очередной  финансовый год устанавливается  норматив оборотных денежных  средств, не включаемых в состав  временно свободных средств резерва  бюджета Пенсионного фонда России.

Бюджет  Пенсионного фонда РФ состоит  из бюджетов его территориальных  органов. Он формируется за счет страховых  взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования, добровольных взносов  физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных 

Пенсионный  фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых  взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за каждое застрахованное лицо с 01.01.2012г. составляет 22%. Страховой взнос в 16% - для лиц 1967 года рождения и моложе формирует страховую часть трудовой пенсии, 6% формирует накопительный персонифицированный резерв, и может направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию данного застрахованного лица.

Законом о государственном пенсионном обеспечении  установлены условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей , порядок и условия признания граждан инвалидами, порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Президентом Российской Федерации , перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации.

Таким образом, организация пенсионными фондами  дополнительного пенсионного обеспечения  является целью оказания социальной поддержки граждан Российской Федерации  за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, а также  граждан, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации  в особых условиях труда, главным  критерием для установления дополнительного  пенсионного обеспечения пенсионными  фондами является наличие званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране.

Информация о работе Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ