Ссудный процент: понятие, роль, функция и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать сущность, виды, функции и экономическую роль ссудного процента, а также государственное регулирование процентных ставок Центральным банком в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотрение теоретических аспектов экономической категории ссудный процент;
- исследовать понятие, функции и виды ссудного процента;
- охарактеризовать роль ссудного процента в развитии экономики страны;
- рассмотреть инструменты процентной политики государства;
- раскрыть роль и функции Центрального банка в регулировании процентной политики России;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1………………………………..……………………………….4-18
1 Экономическая природа ссудного процента……………..……..4-8
2 Функции ссудного процента…………………….……...………..9-12
3 Движение ссужаемой стоимости……………….………....……13-15
4 Экономическая основа формирования уровня ссудного процента …………………………………………………………..……….….16-18
Глава 2…………………………………………………………………………..19-31
5 Центральный банк как регулятор процентной политики государства и методы регулирования ссудного процента.… …19-24
6 Классификация видов ссудного процента……………….…...25-26
7 График плановых инвестиций…………...……………….……27-29
8 Методы расчета ссудного процента………………………...…30-31
Заключение…………………………………………………...…….32-33
Приложения………………………………………………………...34-40
Библиография………………………………………………………41-42

Файлы: 1 файл

деньги кредит банки испр doc.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотренный механизм формирования уровня ссудного процента базируется на разработках  ряда направлений, которые внесли весомый вклад в развитие теории данной проблемы. Основными из них выступают: реальная, или классическая, теория ссудного процента, теория ссудных фондов и кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Классическая, реальная, теория предполагает, что единственными переменными, которые воздействуют на норму процента даже в краткосрочном аспекте, являются инвестиции и сбережения.  
Простая реальная модель рынка облигаций включает функцию спроса и предложения облигаций и равновесную норму процента, которая устанавливается в точке их равенства. Предполагается, что спрос и предложение облигаций равны сбережениям и инвестициям, т.е. норма процента определяется равновесием планируемых сбережений и инвестиций. 

 
 Рассмотренная классическая теория процента абстрагируется от влияния ряда факторов. Прежде всего теория не учитывает воздействие других рынков на спрос и предложение облигаций, предполагается, что облигации - единственный вид активов, которыми располагает потребитель, делается ряд прочих допущений. В теории, разработанной Дж.М. Кейнсом, норма процента определяется в качестве вознаграждения за расставание с ликвидностью. Дж.М. Кейнс отмечал, что процент - это «цена, которая уравновешивает желание держать богатство в форме наличных денег с имеющимся количеством наличных денег», т.е. количество денег в обращении - еще один фактор, который наряду с предпочтением ликвидности при данных обстоятельствах определяет действительную норму процента. Таким образом, уровень процента с учетом заданного дохода изменяется, по словам автора, в прямом отношении к степени предпочтения ликвидности и в обратном - к количеству денег в обращении: 

 
М' = L' (у, i), (5)  
где М' - количество денег;  
L' - функция предпочтения ликвидности.  

Следует отметить, что предпочтение ликвидности Дж. М. Кейнс ставит в зависимость от следующих основных причин: соображения обращения, предосторожности и спекулятивных соображений. Дж.М. Кейнс определил,

 

 

что график предпочтения ликвидности L = L'(у0, i), отражающий связь количества денег с нормой процента, представляет плавную кривую, которая падает по мере роста объема денежной массы. В точке пересечения функции с заданным предложением денежных средств (M) будет получена равновесная для настоящего момента норма процента (i0). Таким образом, особенность кейнсианской теории состоит в предположении, что норма процента складывается в результате взаимодействия спроса и предложения денежных средств. Причем процент рассматривается как «в высшей степени психологический феномен». Между тем уровень ссудного процента в условиях свободных рыночных отношений складывается не только на основе соотношения между совокупным спросом и предложением денежных средств, но и является результатом сложного взаимодействия ряда факторов не только финансовой сферы, но и производственной. К их числу относятся цикличность производства, достигнутый в стране уровень накопления денежного капитала и сбережений, общий уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг, международная миграция капиталов, состояние национальных валют.  
Большое значение для участников кредитных отношений имеет также сочетание двух начал формирования процентных ставок: рыночных сил и государственного регулирования, которое проводится с целью: поддержания развития отдельных отраслей экономики; создания единообразных условий функционирования для элементов национальной кредитной системы; проведения антиинфляционной политики. В последние годы во многих странах процесс «дерегулирования» затронул и сферу процентных ставок, когда политика государственного регулирования, широко используемая в предыдущие годы, постепенно потеряла свое значение: все большую роль в нормировании цены кредита принимают рыночные силы, хотя данный процесс не всегда однозначен. Западными экономистами признается положение о том, что на макроуровне рыночная норма процента испытывает непосредственное влияние инфляционных процессов. Причем данный подход поддерживается сторонниками различных теорий ссудного процента. Это положение впервые было выдвинуто И. Фишером, который определял номинальную ставку процента как функцию реальной нормы процента и ожидаемого темпа инфляции (9)

_________________________________________________________________

9-Лаврушин О.И.. Деньги, кредит, банки, 2010 Глава 13.2 http://uchebnik-besplatno.com/ekonomika-uchebnik/ekonomicheskaya-osnova-formirovaniya.html

5. Центральный банк как регулятор процентной политики государства и методы регулирования ссудного процента. 

Процентная  политика является частью денежно-кредитной политики государства.  
Органом, реализующим процентную политику государства, является Центральный Банк России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются: 

 1.Регулирование процентных ставок по операциям Банка России и официальной учетной ставки ЦБ. Классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, то есть установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Если вексель предусматривает обязательство уплаты в 1000 долл., то ЦБ покупает его, например, за 950 долл. Тогда учетная ставка составит 5%. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.  
Таким образом, учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года).  
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, то есть политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития. Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. 

 2. Рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей). Рефинансирование коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: 

 
-формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);  
- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);  
- сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);  
- целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).  

 3. Установление ориентиров роста денежной массы.  

 4. Прямые количественные ограничения, то есть установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Последняя представляют собой минимальную ставку, по которой Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.  
5. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов. ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. 

 6. Операции на открытом рынке, то есть купля-продажа по заранее установленному курсу Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной[1] политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса. 

 7. Валютное регулирование, купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях, является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Регулируя международную и внешнеэкономическую деятельность, Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Он также выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации. Для осуществления своей внешнеэкономической деятельности Банк России может открывать представительства в иностранных государствах. 

8.Регулирование деятельности кредитных институтов. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.  
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 9. Функция финансового агента правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами. Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме. Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства. Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств. Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.  Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.Годовой отчет Банка России

Информация о работе Ссудный процент: понятие, роль, функция и динамика