Понятие и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:15, реферат

Описание работы

Финансовые правоотношения. Виды бюджета. Источники финансового права. Методы финансового контроля. Банковский контроль. Бюджетные права субъектов РФ.

Файлы: 1 файл

Понятие и роль бюджета.docx

— 24.85 Кб (Скачать файл)
 
Понятие и роль бюджета

Бюджет - форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ);

Как правовой акт  бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  представительным органом государственной  власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности

 участников бюджетных  отношений5.

 Федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных

 фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных

 законов; бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных

 государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и ут­

 верждаются в форме законов субъектов РФ; местные бюдже­

 ты разрабатываются  и утверждаются в форме правовых  актов

 представительных  органов местного самоуправления  либо в по­

 рядке, установленном уставами муниципальных образований.

Роль бюджета состоит  в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления.

Бюджетные средства предназначены для:

 функционирования  органов государственного управления;

 осуществление  международной деятельности государства,  в том числе реализации международных  договоров, возврата и предоставления  кредитов, выполнения международных  обязательств по охране окружающей  природной среды, культурных и  информационных связей;

 национальной  обороны;

 правоохранительной  деятельности и обеспечения безопасности  государства; ,

 функционирования  федеральной судебной системы;

 фундаментальных  исследований и содействия научно-техническому  прогрессу;

 развития промышленности, энергетики и строительства;

 развития сельского  хозяйства, транспорта, дорожного  хозяйства, информатики, рыночной  инфраструктуры;

 предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

 развития образования,  культуры, искусства и средств  массовой информации, здравоохранения;

 осуществления  социальной политики и т. д.  

Мин финн РФ как субъект  гос контроля

Минфин России в  соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 273 (в ред. от 27.08.2003 № 529), является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и  валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти.

 В составе Минфина  России создано Контрольно-ревизионное  управление (КРУ), осуществляющее в  соответствии с законодательством  ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности соответствующих хозяйствующих  субъектов.

 В связи с  передачей Министерству финансов  РФ функций Федеральной службы  России по надзору за страховой  деятельностью сфера деятельности  министерства как субъекта государственного  финансового контроля значительно  расширилась и получила новые  черты.

 Минфин России  осуществляет нижеследующие функции: 

 проводит в  пределах своей компетенции комплексные  ревизии и тематические проверки- поступлений и расходования средств федерального бюджета;

 контролирует  в установленном порядке рациональное  и целевое использование средств  государственных внебюджетных фондов  и других федеральных средств;

 проводит документальные  ревизии и проверки финансовохозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

 организует ревизии  и финансовые проверки в организациях  по обращениям органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.  

Осуществляя государственный  контроль, Минфин России имеет право:

 ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и  прекращать в соответствии с  законодательством РФ финансирование  из федерального бюджета организаций  при выявлении фактов нецелевого  использования ими средств федерального  бюджета, а также в случае  непредставления ими в установленные  сроки отчетности о расходовании  ранее полученных средств;

 взыскивать в  установленном порядке с организаций  средства федерального бюджета,  израсходованные ими не по  целевому назначению, с наложением  штрафа в соответствии с законодательством  РФ.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении  государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами,(аналогичными правам Минфина России. 
 
 

Банковский  контроль

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта

 на получение  ссуды, проведение платежей ссудных  счетов. При оформлении кредита  банк проверяет наличие у предприятия  собственных оборотных средств  и знакомится с важнейшими  показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет  ее обеспечение, то есть наличие  у предприятия товарно-материальных  ценностей, под которые она  получается. Проверка осуществляется  по данным бухгалтерского учета,  отчетным балансам хозяйственных  органов, а также в натуре  на месте с проверкой условий  хранения кредитуемых ценностей.  Она не прекращается, на протяжении  всего срока пользования кредитом. Обеспечение кредита позволяет  контролировать также целевое  использование заемных средств.

 Банковский контроль  в процессе кредитования сочетается  с контролем, осуществляемым при  организации расчетов. Принимая  поручение хозяйствующего субъекта  на перечисление денег другому  предприятию или организации,  банк проверяет законность этой  сделки: платеж должен производиться  за поставленный товар, произведенные  работы в соответствии с договором  или на другом, указанном в  нормативном акте основании. Объектом  банковского контроля выступает  оборачиваемость платежных средств.  Банки проверяют своевременность  предъявления платежных документов  поставщиком и оплату их покупателем  в установленные сроки. Отказ  плательщика от оплаты счетов  должен быть обоснованным, иначе  причитающиеся суммы списываются  со счета заказчика1.

 Банк России  является органом валютного регулирования  и валютного контроля и осуществляет  эти функции в соответствии  с Законом Российской Федерации  "О валютном регулировании  и валютном контроле" и федеральными  законами.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью  кредитных учреждений, организует и  осуществляет валютный контроль как  непосредственно, так и через  уполномоченные банки.

 Банк России  вправе назначить и осуществить  проверку операций 

 банков. Проверки  могут осуществляться уполномоченными  Советом директоров представителями  Банка России и по его поручению  - аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом  директоров представители Банка  России имеют право получать и  проверять отчетность и другие документы  кредитных организаций, при необходимости  снимать копии с соответствующих  документов.

 Центральный банк  РФ вправе давать кредитным  организациям и их филиалам  обязательные для исполнения  предписания об устранении обнаруженных  нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъявить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководства.

За нарушение банковского  законодательства Банк России имеет  право взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для  банков, нарушающих установленные экономические  нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную  администрацию по управлению банком на период, необходимый для его  финансового оздоровления.

источники

Источниками финансового  права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

 В зависимости  от юридической силы актов,  содержащих правовые нормы, источники  финансового права можно разделить  на следующие группы.

Акты федеральных  органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные  акты.

Законы РФ: а) Конституция  РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче скую силу, прямое действие и применяется на всей террито рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

б) Акты Федерального Собрания РФ:

%/ федеральные конституционные  законы. Конституционный закон считается  принятым, если он одобрен большинством  не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета  Федерации и не менее двух  третей голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный  закон в течение 14 дней подлежит  подписанию Президентом РФ и  обнародованию;

федеральные законы. Федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом  РФ и обнародованию;

акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления  и др.).  

Подзаконные федеральные  акты:

 • указы, распоряжения  Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ;

нормативное акты министерств и других центральных органов;

 приказы, постановления,  инструкции иных федеральных  органов исполнительной власти.  

Акты субъектов  РФ подразделяются на Законы и подзаконные  акты субъектов РФ.

Законы субъектов  РФ:

 конституции,  уставы субъектов федерации;

 законы субъектов  федерации.  

Подзаконные акты субъектов  РФ:

 указы, распоряжения  Президентов (губернаторов);

 постановления,  распоряжения правительств субъектов  РФ;

 нормативные акты  министерств субъектов РФ;

 приказы, постановления  иных органов субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые  действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

 распоряжения;

 решения.,  

 Общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  РФ, ратифицированные Россией, являются  составной частью ее правовой  системы. Если международным договором  РФ установлены иные правила,  чем предусмотренные законом,  то применяются правила международного  договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

 Совокупность  нормативных актов, содержащих  нормы финансового права, принято  определять как финансовое законодательство.  

Финансовое законодательство РФ составляют:

 Конституция РФ;

 Указ Президента  РФ "О Министерстве Российской  Федерации по налогам и сборам" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  бюджета

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующей  территории (ст. 6 БК РФ).

 Консолидированный  бюджет используется для расчетов  и анализа.

 Консолидированный  бюджет РФ включает в себя  федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ. Консолидированный  бюджет республики в составе  Российской 

Федерации состоит  из республиканского бюджета республики и

 бюджетов районов,  республиканских городов республики. Консолидированный бюджет края  состоит из краевого бюджета  края и бюджетов районов, краевых  городов, расположенных на территории  края.

 Консолидированный  бюджет области включает в  себя областной бюджет области  и бюджеты районов, областных  городов, расположенных на территории  области.

 Консолидированный  бюджет района включает в себя  районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

 Составление консолидированных  бюджетов возложено на соответствующие  исполнительные органы власти. В  отличие от самостоятельных бюджетов  они утверждению не подлежат  и правовыми актами не являются.

Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.

 Бюджет субъекта  РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

 Изменения, внесенные  данным законом, вступают в  силу с 1 января 2005 года.

 Федеральный бюджет  и консолидированные бюджеты  субъектов РФ составляют консолидированный  бюджет РФ.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

 Бюджетное законодательство  вводит такие понятия, как "минимальные  государственные социальные стандарты"  и "минимальная бюджетная обеспеченность".

Минимальные государственные  социальные стандарты - государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. 
 

Финансовое  правоотношение

Финансовое правоотношение определяется как общественное от­ношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

 Финансовые правоотношения  отличаются тем, что они:  

 возникают в  сфере финансовой деятельности  государства в процессе распределения  и перераспределения национального  дохода;

 одним из субъектов  этих отношений обязательно должен  быть соответствующий орган государственной  власти (либо государственное или  муниципальное образование в  целом);

 обязательным  объектом всегда выступают деньги  или денежные обязательства, связанные  с образованием и использованием  денежных фондов2.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и  организации, не наделенные правами  юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические  факты, то есть предусмотренные в  законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение  у отдельных юридических или  физических лиц финансовых прав и  обязанностей1.

 Общественные  отношения, возникающие в процессе  осуществления финансовой деятельности  государства, многообразны и неоднородны.  Поэтому и финансовые правоотношения  характеризуются большим разнообразием.  Финансовые правовые отношения  принято классифицировать в зависимости  от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:  

 бюджетные правоотношения;

 налоговые правоотношения;

 неналоговые правоотношения;

 финансовые правоотношения  в области государственного кредита;

 финансовые правоотношения  в области страхования;

 правоотношения, возникающие при осуществлении  государственных расходов, в том  числе и при сметно-бюджетном  финансировании;

 финансовые правоотношения  в области банковской деятельности;

 финансовые правоотношения, возникающие в области денежного  обращения и расчетов;

 валютные правоотношения. 
 
 
 

Методы  финансового контроля

Под методами контроля понимают приемы и способы его  осу­ществления. Среди основных методов финансового контроля

различают'. 

Наблюдение предполагает обшее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

 Финансовый контроль  не может быть сведен только  к аналитической деятельности. Речь  может идти лишь об ограниченном  использовании специфических методов  финансово-экономического анализа1.

Основным методом  финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

 Законодательство  закрепляет обязательный и регулярный  характер ревизии. Она проводится  на месте и основывается на  проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического  наличия денежных средств.

 Как правило,  ревизии проводятся на основе  заранее составленной программы  работы ревизоров, которые наделены  широкими правами: 

 • проверять  на ревизуемых предприятиях первичные  документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие

 денег, ценных  бумаг, товарно-материальных ценностей  и основных фондов;

 проводить частичные  или сплошные инвентаризации; опечатывать  склады, кассы, кладовые;

 привлекать специалистов  и экспертов для проведения  ревизии;

 получать от  должностных и материально ответственных  лиц письменные разъяснения по  возникающим в ходе ревизии  вопросам и др.

бюджетные права субъектов  РФ

Бюджетные права - это  полномочия различных субъектов  бюджетного права. Бюджетные права  РФ и бюджетные права ее субъектов  между собою тесно связаны  и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

 Важной стороной  в характеристике бюджетно-правового  статуса субъектов РФ выступает  их равноправие. При всем своем  разнообразии субъекты федерации  согласно Конституции являются  равноправными.

 Правовой основой  компетенции субъектов РФ помимо  конституционных норм является  текущее бюджетное законодательство  РФ, а также законодательство  субъектов РФ: конституции республик  в составе РФ, в которых содержатся  основополагающие нормы о бюджетной  компетенции названных субъектов,  и их законодательство.

Бюджетные права  субъектов РФ отражают связи последних  по линии бюджета по трем направлениям с:

 федеральными  органами власти;

 другими субъектами  федерации;

 • органами  власти местного самоуправления. 2,-Совокупность следующих прав  характеризует бюджетно-правовой

 статус субъектов  РФ:

 установление  порядка составления и рассмотрения  проектов бюджетов субъектов  РФ, утверждения и исполнения  бюджетов субъектов РФ, осуществления  контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ; составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

 составление и  рассмотрение проектов бюджетов  субъектов РФ и консолидированных  бюджетов субъектов РФ, утверждение  и исполнение бюджетов субъектов  РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении * бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

 распределение  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов  РФ между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами;

 определение порядка  направления в бюджет субъекта  РФ доходов от использования  собственности субъекта РФ, доходов  от налогов и сборов субъекта  РФ, иных доходов бюджета субъекта  РФ;

 разграничение  полномочий по осуществлению  расходов между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами в  соответствии с законодательством  РФ;

 установление  совместно с органами государственной  власти РФ порядка и условий  предоставления финансовой помощи  бюджетам субъектов РФ;

 определение порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  бюджета субъекта РФ местным  бюджетам;

 предоставление  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из бюджета субъекта РФ  местным бюджетам;

 установление  порядка и условий предоставления  бюджетных кредитов;

 определение перечня  и порядка осуществления государственных  внутренних заимствований субъектов  РФ;

 осуществление  государственных внутренних и  внешних заимствований субъекта  РФ и управление государственным  долгом субъекта РФ. 



Информация о работе Понятие и роль бюджета