Роль бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести анализ федерального бюджета за 2008 – 2011гг.
Задачи: 1) ознакомиться с основными понятиями и определениями
2) выяснить функции и особенности федерального бюджета РФ
3) проанализировать финансовые показатели федерального бюджета РФ
4) на основе проведенного анализа выявить проблемы федерального бюджета РФ
5) предложить пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие, функции и особенности федерального бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2 Задачи и функции федерального бюджета 8
1.3 Особенности бюджетной системы РФ 14
1.4 Составление, рассмотрение и утверждение федерального Бюджета 19
2 Анализ финансовых показателей федерального бюджета РФ за 2008-2011гг 26
2.1 Доходы бюджета РФ 28
2.2 Расходы бюджета РФ 29
3 современные проблемы формирования доходов и финансирования расходов федерального бюджета РФ и пути их решения. (2010-2011гг) 34
Заключение 37
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

бюджет РФ (3).doc

— 530.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Актуальность.

В сфере бюджетной  политики направления действий государства  закрепляются законом о бюджете  очередного года путем фиксации доходов  и расходов в рамках функциональной бюджетной классификации (далее ФБК). Ее расходные показатели утверждаются статьей 124 проекта закона по “разделам и подразделам” ФБК с отсылкой к Приложению 11 к закону о бюджете, а также по “целевым статьям и видам расходов” с отсылкой к приложению 12. В то же время доходы лишь учитываются проектом закона “по основным источникам” в статье 24 без явной привязки их к Бюджетной классификации. В результате доходы представлены в законе о бюджете не в том формате, как расходы, и не в той системе, в какой они будут учитываться в ходе исполнения бюджета. Это создает почву для всевозможных неясностей, различных толкований, несопоставимости данных и других нестыковок, затрудняющих возможность контроля за исполнением закона о бюджете.

Между тем нормы  действующего бюджетного законодательства разрешают Правительству относительно свободно расходовать остатки бюджетных средств, образующиеся на начало года. Это связано с нечеткостью норм Бюджетного кодекса, в котором отсутствуют описания структуры бюджета года и структуры законов о бюджете года. В тексте самого закона о годовом бюджете (ст. 2) Правительству предоставляется дополнительная степень свободы в расходовании этого остатка без утверждения и даже без уведомления законодателей. В результате полезность отчетов об исполнении бюджета, если бы они и существовали, резко обесценивается, приобретает чисто информационный, а не контрольный характер. Кроме того, как отмечалось, подобной свободой Правительство пользуется и при расходовании сверхплановых доходов. Все это позволяет говорить об отсутствии в России должного законодательного контроля за исполнением бюджета.

Современное состояние  межбюджетных отношений также требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджета субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней социально-экономического развития регионов, но и усугубила их различия. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самодеятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании Доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

Практическая  актуальность работы заключается в  проведении анализа доходной и расходной  частей бюджета за 2008 – 2011гг. На основе данных построены диаграммы, таблицы, сделаны выводы, выявлены проблемы федерального бюджета, а также предложены пути решения выявленных проблем.

Предмет исследования: бюджетная система РФ.

Объект  исследования: федеральный бюджет РФ за 2008 – 2011гг.

Цель: провести анализ федерального бюджета за 2008 – 2011гг.

Задачи: 1) ознакомиться с основными понятиями и определениями

2) выяснить функции и особенности федерального бюджета РФ

3) проанализировать  финансовые показатели федерального  бюджета РФ

4) на основе  проведенного анализа выявить  проблемы федерального бюджета  РФ

5) предложить  пути решения выявленных проблем.

Работа состоит из трех частей. В первой части рассмотрены теоретические вопросы по теме, во второй проведен практический анализ бюджета за 2008 – 2011гг. Третья часть посвящена проблемам бюджета и возможным путям их решения.

 

1 Понятие, функции и особенности федерального бюджета

1.1  Понятие бюджета

 

Бюджет – английский термин. Означает кожаный мешок.

Бюджет как  экономическая категория представляет собой определенную совокупность денежных отношений, субъектом которых является государство. Исторически в состав бюджетных отношений включаются:

1.  Отношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу изъятия части доходов в пользу государства. И между государством как плательщиком средств, и физическими и юридическими лицами как получателями средств по поводу различных выплат из бюджета.

2.  Отношения между государственными и местными органами по поводу перераспределения меду ними доходов и расходов бюджетов1.

По мере развития финансовых отношений у государства  появляются новые виды этих отношений, которые непосредственно не связаны с бюджетом. Это:

1.                Формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий.

2.       По мере развития бюджетных отношений начинают формироваться государственные денежные фонды, которые независимы, автономны от бюджета.

Бюджетные отношения  в современных условиях отражают денежные отношения, связанные с  формированием и использованием общегосударственного и общемуниципальных  фондов денежных средств.

Бюджет государства  как экономическая категория это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования общегосударственных и общемуниципальных денежных фондов в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти.

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный  бюджет осуществляется влияние на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет– это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет– это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

В развитии искусства, средств  массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный бюджет играет основную роль.

Федеральный бюджет наделен  неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных  фондов2.

Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

  1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;
  2. государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;
  3. таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых  бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

1.2 Задачи и функции федерального  бюджета

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и  использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной  и территориальной власти проявляется  распределительная функция бюджета.

Государство с помощью  государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП  через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования  доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической  деятельности государства или при  перераспределении уже полученных государством доходов по уровням  бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета– это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

За счет расходов бюджета  происходит перераспределение средств  бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета  устанавливается в бюджетном  плане и зависит от экономической  и иной ситуации в стране.

Функции и роль бюджета.

Функция это  форма проявления в действии экономической  категории.

Функционирование  бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков  происходит распределение ВВП и  национального дохода. Т.е. распределяется общественный продукт.

Роль – это тот результат, который достигается в процессе распределения.

Бюджет выполняет  основную функцию – распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт3.

Под общественным продуктом  понимается совокупность произведенных  и реализованных в денежной форме  в течение года товаров, работ  и услуг.

Распределение общественного продукта проходит по двум стадиям. Первая стадия это первичное распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы – прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В процессе первичного распределения в бюджет поступают косвенные налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия.

После формирования первичных  доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов.

В процессе перераспределения  осуществляется также финансирование расходов по территориальному, экономическому, функциональному и ведомственному признаку. По территориальному признаку выделяются федеральные, региональные и местные бюджеты.

По функциональной классификации  расходы распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и т.д.

По экономическому назначению расходы подразделяются по отдельным  целевым направлениям использования. Оплата товаров, работ и услуг; заработная плата в бюджетных организациях; трансферты населению; дотации, субвенции и субсидии организациям и т.д.

Через бюджеты всех уровней  в РФ в настоящее время перераспределяется примерно 24% ВВП.

Бюджет выполняет также  контрольную функцию. Контрольная  функция предполагает наличие финансовой информации, поступающей от денежных потоков. Количественная оценка потока представляет собой финансовую информацию, которая является базой для проведения финансового контроля.

Роль – это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет4. Роль:

1.       При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов. Это фискальная роль.

2.       При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов (регулирующая роль).

Информация о работе Роль бюджета РФ