Роль бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести анализ федерального бюджета за 2008 – 2011гг.
Задачи: 1) ознакомиться с основными понятиями и определениями
2) выяснить функции и особенности федерального бюджета РФ
3) проанализировать финансовые показатели федерального бюджета РФ
4) на основе проведенного анализа выявить проблемы федерального бюджета РФ
5) предложить пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие, функции и особенности федерального бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2 Задачи и функции федерального бюджета 8
1.3 Особенности бюджетной системы РФ 14
1.4 Составление, рассмотрение и утверждение федерального Бюджета 19
2 Анализ финансовых показателей федерального бюджета РФ за 2008-2011гг 26
2.1 Доходы бюджета РФ 28
2.2 Расходы бюджета РФ 29
3 современные проблемы формирования доходов и финансирования расходов федерального бюджета РФ и пути их решения. (2010-2011гг) 34
Заключение 37
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

бюджет РФ (3).doc

— 530.50 Кб (Скачать файл)

2.   Функциональная классификация расходов бюджетов РФ. Представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, которые отражают направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, определенных расходными полномочиями.

3. Экономическая  классификация расходов бюджетов  РФ. Она представляет собой группировку  расходов по экономическому содержанию.

4. Классификация  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ. Представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицита.

5.   Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Представляет собой группировку заемных средств, полученных из внешних источников.

6.       Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Представляет собой группировку долговых обязательств.

7.       Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ. Эта классификация отражает по разделам виды кредитов, полученных из отдельных источников, виды ценных бумаг и отдельные виды имущества и другие активы, принадлежащие РФ за рубежом.

8.       Ведомственная классификация расходов федерального бюджета. Эта классификация представляет собой группировку расходов по главным распорядителям бюджетных средств.

9.       Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Эта классификация устанавливается не федеральным законодательством, а законами субъектов РФ и постановлениями муниципальных образований. Первый уровень этой классификации – разделы представляют собой группировку расходов по региональным и местным главным распорядителям бюджетных средств. Второй уровень – статьи – это целевые статьи, которые предусмотрены функциональной классификацией.

1.4 Составление, рассмотрение и утверждение федерального Бюджета

 

Составление, рассмотрение и утверждение федерального Бюджета 
Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета Российской Федерации принимает Президент РФ ЗА 11 месяцев до начала соответствующего финансового (бюджетного) года. На основании решения Президента РФ Правительство организует всю последующую работу по составлению проекта федерального бюджета РФ. В своем постановлении Правительство РФ определяет порядок и сроки разработки бюджетной системы РФ в целом на соответствующий финансовый год.

Министерство  финансов РФ обеспечивает методическое руководство и координацию работы министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований по составлению проектов соответствующих бюджетов и бюджетного послания Президента РФ.

Составление проекта  федерального бюджета РФ проходит несколько этапов. На первом этапе производятся разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; составление сводного баланса финансовых ресурсов;

определение основных направлений бюджетной политики; расчет контрольных цифр проекта федерального бюджета на соответствующий период.

Министерства  и ведомства РФ, государственные  организации на основе .доведенных до них прогнозов общеэкономических  показателей представляют в Министерство финансов РФ и в Министерство экономики  РФ расчеты и обоснования проектируемых на соответствующий период расходов на содержание учреждений и организаций, финансируемых ,из федерального бюджета РФ, и на осуществление целевых комплексных программ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленные сроки 'должны представить в Министерство финансов РФ свои запросы и обоснования для получения в планируемом бюджетном периоде субвенций из федерального бюджета РФ.

Первый этап работы по составлению проекта федерального бюджета РФ занимает три месяца.

На втором этапе, который длится следующие четыре месяца, Министерство финансов РФ анализирует все представленные показатели и разрабатывает на их основе контрольные цифры проекта федерального бюджета РФ. Эти контрольные цифры вместе с показателями социально-экономического развития Российской Федерации передаются Министерством финансов РФ территориальным органам исполнительной власти для их детальной проработки и согласования. При этом территориальные органы могут вносить свои предложения по корректировке 
представленных им показателей проекта бюджета исходя из интересов своих территорий. 
На третьем этапе, занимающем последующие два месяца, Правительство Российской Федерации готовит проект бюджетного послания.

Бюджетное послание содержит:

а) основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период;

б) сводный финансовый баланс по территории РФ;

в) основные направления .бюджетной политики РФ;

г) сведения о  государственных доходах на территории РФ;

д) проект федерального бюджета РФ;

е) проект консолидированного бюджета РФ;

ж) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых (бюджетных) годов.

Сведения, необходимые  для составления проекта бюджетного послания, представляются в Министерство финансов РФ органами исполнительной власти субъектов Федерации, Государственным комитетом РФ по статистике, Министерством экономики РФ и другими федеральными министерствами и ведомствами.

Составленный  проект бюджетного послания передается Правительством РФ Президенту Российской Федерации. Президент РФ в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году, выступает с бюджетным посланием на заседании Государственной Думы, в функции которой входит принятие федеральных законов10. Одновременно принимаются меры к опубликованию бюджетного послания в печати.

Бюджетное послание может быть заслушано на совместном заседании Совета Федерации и  Государственной Думы".

После выступления  Президента РФ с бюджетным посланием  начинается рассмотрение проекта федерального бюджета РФ Государственной Думой. Согласно ст. 114 Конституции РФ проект федерального бюджета представляется Государственной Думе Правительством РФ. 
Вначале проект федерального бюджета рассматривают комитеты и комиссии, образуемые Государственной Думой, и выносят по нему свои заключения, которые представляются в Комиссию Государственной Думы по бюджету, планам, налогам и ценам. Эта Комиссия обобщает заключения других комиссий и составляет заключение по проекту федерального бюджета, которое представляется на заседании Государственной Думы.

На заседании Государственной Думы заслушивается постатейно заключение Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики. 
По результатам обсуждения Государственная Дума принимает постановление о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. Постановление Государственной Думы о санкционировании федерального бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований как на предстоящий финансовый год, так и на более длительный (двух-трехлетний) период для выполнения соответствующих программ.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до санкционирования этих расходов в следующем финансовом году. 
На основании постановления Государственной Думы о санкционировании бюджетных расходов Президент РФ организует доработку и уточнение проекта федерального бюджета. Уточненный проект вновь представляется в Государственную Думу для его рассмотрения, вначале — в ее комитетах и комиссиях с подготовкой сводного заключения комиссией по бюджету, планам, налогам и ценам, а затем на заседании Государственной Думы. В сводном заключении по проекту бюджета, составленном Комиссией по бюджету, планам, налогам и ценам, содержатся показатели как по основным его характеристикам, так и по отдельным статьям. К основным характеристикам проекта бюджета относятся: верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть) и пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов). 
На заседании Государственной Думы с докладом о бюджете выступает Президент РФ или по его поручению иное должностное лицо. С содокладом, как правило, выступает Председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам.

После обсуждения проекта бюджета на заседании  Государственной Думы начинается его  утверждение. Вначале утверждаются основные характеристики проекта бюджета, а после этого — бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. руб., должен быть выделен отдельной строкой.

В качестве самостоятельной  статьи бюджета включаются ассигнования на финансирование деятельности органов  государственной власти (законодательной  и исполнительной), судебной власти и органов прокуратуры. Решения  об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащиеся в окончательном варианте проекта федерального бюджета, представленном Правительством РФ.

Принятый Государственной  Думой федеральный бюджет оформляется  законом. Закон о федеральном  бюджете, принятый Государственной  Думой, должен быть в обязательном порядке  в течение пяти дней передан для  рассмотрения и одобрения в Совет Федерации.

В течение четырнадцати дней Совет Федерации должен рассмотреть  принятый Закон о федеральном  бюджете и либо одобрить его, либо отклонить. Данный срок имеет не только чисто процессуальное, но и юридическое  значение: Конституцией РФ предусмотрено, что закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен (ст. 105).

В случае отклонения Закона о федеральном бюджете Советом Федерации палаты могут на паритетных началах образовать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При повторном  рассмотрении Государственной Думой Закона о федеральном бюджете, независимо от ее согласия или несогласия с решением по нему Совета Федерации, закон будет считаться принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае неутверждения Государственной Думой отдельных статей федерального бюджета до первого декабря года, предшествующего финансовому, Правительство РФ имеет право 
расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по этим статьям Государственной Думой. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных Правительством РФ по неутвержденным статьям федерального бюджета, не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предшествующий финансовый год.

Принятый Государственной  Думой Закон о федеральном  бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его и передает Федеральному Собранию — парламенту РФ — для повторного рассмотрения. 
Отклоненный Президентом РФ Закон о федеральном бюджете вновь рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении Закон о федеральном бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. 

 

2 Анализ финансовых показателей федерального бюджета РФ за 2008-2011гг

 

Бюджетная политика  считается  одним из основных инструментов экономической  политики государства, ее важнейшая  задача  –   управление сальдо бюджета и государственным долгом.  Налогообложение в рамках финансовой системы страны существует  в рамках бюджетной политики государства, то есть  должно  быть ориентировано на соблюдение интересов государственных финансов7. Налоговая политика призвана обеспечивать государство финансовыми ресурсами при разумном распределении налоговой нагрузки и осуществлять пополнение государственных доходов за счет экономического роста (увеличения доходов и имущества налогоплательщиков), а не ужесточения налоговых условий8.

Проанализируем, как эти положения реализуются в России.  Все документы, разработанные Министерством финансов, основаны на параметре дефицитности бюджета,  без учета динамики фактических бюджетных поступлений в первой половине 2011 г.  Рассчитанный Минэкономразвития баланс бюджетной системы в 2011 г. имеет положительное сальдо.

Исходные расхождения

Параметры бюджетной  политики до 2014 г. по расчетам Минфина, Минэкономразвития  РФ  и официальная  статистика представлены в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1    Фактические и прогнозируемые бюджетные доходы, расходы и ВВП РФ в 2008-2014 гг., млрд руб.

Вызывает удивление, что  величины ВВП, полученные в двух министерствах, как и предполагаемые темпы роста  данного параметра неодинаковы. Откуда же взялись эти расхождения? Поскольку все данные в расчетах Минэкономразвития РФ приведены в относительном выражении, необходимо вычислить уровень ВВП, к которому доходы и расходы составят указанное процентное соотношение.

Информация о работе Роль бюджета РФ