Роль бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести анализ федерального бюджета за 2008 – 2011гг.
Задачи: 1) ознакомиться с основными понятиями и определениями
2) выяснить функции и особенности федерального бюджета РФ
3) проанализировать финансовые показатели федерального бюджета РФ
4) на основе проведенного анализа выявить проблемы федерального бюджета РФ
5) предложить пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие, функции и особенности федерального бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2 Задачи и функции федерального бюджета 8
1.3 Особенности бюджетной системы РФ 14
1.4 Составление, рассмотрение и утверждение федерального Бюджета 19
2 Анализ финансовых показателей федерального бюджета РФ за 2008-2011гг 26
2.1 Доходы бюджета РФ 28
2.2 Расходы бюджета РФ 29
3 современные проблемы формирования доходов и финансирования расходов федерального бюджета РФ и пути их решения. (2010-2011гг) 34
Заключение 37
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

бюджет РФ (3).doc

— 530.50 Кб (Скачать файл)

Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном  процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. В современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно отлог сятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.

Конструкция федерального бюджета, логика и факторы его  формирования становятся все более  сложными для экспертизы и контроля за эффективностью возрастающих объемов  бюджетных ресурсов, так как бюджет 2012-2014 гг. будет реализовываться  в условиях мировой финансовой нестабильности, что порождает риски неопределенности в ценах, движении финансовых потоков, результативности финансовых и других проектов.  
В связи с этим необходима корректировка Бюджетного кодекса путем введения в него законодательной нормы, запрещающей задержки в доведении бюджетных средств и их неравномерное распределение в течение года.  
Для того чтобы снизить вероятность значительной коррекции бюджета, целесообразно уже на стадии его утверждения провести ряд мероприятий. Во-первых, консолидировать инвестиционные средства, особенно ориентированные на деградирующую инфраструктуру. Во-вторых, обеспечить необходимыми законодательно-нормативными актами повышение налогов на высокие доходы, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, а еще более эффективной расходов. В-третьих, обеспечить улучшение структуры расходной части бюджета учитывая возможность бюджетного риска поступательного роста расходов, не обеспеченных доходами. В-четвертых, принципы бюджетной системы и их применение не должны быть прямолинейными, их можно осуществлять на гибкой основе, допуская и поощряя вариантность и альтернативность. В-пятых, принципы функционирования бюджетной системы не должны препятствовать маневренности бюджетных ресурсов и не должны нарушать конституционные положения, среди них, права субъектов Федерации и местного самоуправления.  
В бюджете не проглядываются попытки обеспечения соответствия политики госзакупок приоритетам развития экономики. Современная бюджетная методология должна опираться на «контрактную индустрию», которая должна быть создана и методологически и организационно обеспечена. Контракт должен стать основной формой госзакупок, что позволит обеспечить реальный антикоррупционный подход к реальному «программному бюджету» будущих периодов развития экономики. 

Учитывая разрегулированность  бюджетного процесса, его высокую  коррумпированность, волюнтаризм разработчиков, ведущих к бессистемному использованию  расходной части бюджета, а также  слабости налоговой базой бюджета, не позволяющей обеспечить цивилизованное, оптимальное обеспечение формиро вания доходной основы бюджета, необходимо осуществление следующего ком плекса мер, базовых:  
разработка бюджета должна опираться на современную долгосрочную стратегию развития экономики, государства и общества;  
должен быть скорректирован Бюджетный кодекс и его отдельные разделы, касающиеся разработки бюджета. Он должен быть дополнен комплексом целевых стандартов: разработка идеологии; порядок подготовки исходных параметров; порядок рассмотрения ключевых параметров; схема разработки бюджета в Правительстве с участием представителей комитетов Госдумы; стандарт утверждения бюджета; стандарт контроля за реализацией бюджета; стандарт доведения бюджетных ресур сов до исполнителей; оценка эффективности использования бюджетных средств;  
целесообразно все бюджетные денежные ресурсы, направленные на развитие национальной экономики, включая инвестиции, сосредоточить в одном потоке, регулируемом расходной статьей «национальная экономика»;  
должна быть увеличена степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины.

 

Список литературы

 

1.  О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.

2.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.

3.  Бюджетный кодекс РФ

4.  Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.

5.  Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2007. - №4.

6.  Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.

7.  Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.

8.  Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/

9.  Бюджет-2009. Технические параметры бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/dossie/2008/09/19/budget09.html

 

10 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

12 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

13Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/

14 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.

15 Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.

16  О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.

17 Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/

18 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.

19. Дробозина Л.А., Константинова Ю.Н., Окунева Л.П. Общая теория финансов. -- М.: ЮНИТИ, 2007. -- 397 с.

20. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. -- Спб.: Питер, 2004. -- 293 с.

21. Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.

22. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы //Экономист. -- 2006. -- №42.

23. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006 года //Финансы. -- 2006. -- №2. -- С. 3-8.

24. Кураков Л. П. Экономическая теория: Учеб. пособие. -- 4-е изд., доп. и перераб. -- М.: Гелиос АРВ, 2004. -- 751 с.

25. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация //Вопросы экономики. -- 2004. -- № 64. -- С.35-45.

26. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики //Финансы. -- 2004. -- №26. -- С. 13-17.

27. Любимцев Ю. Приоритеты совершенствования бюджетных отношений //Экономист. -- 2006. -- №6. -- С. 21-34.

28. Мирзалиев М. Н. Составление бюджета РФ на основе социальных стандартов //Финансы. -- 2005. -- №12. -- С. 12-14.

 

1 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.

2 Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/

3 Бюджетный кодекс РФ

4 Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2007. - №4.

5 Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.

6 Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики //Финансы. -- 2004. -- №26. -- С. 13-17.

7 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ

8 Бюджет-2009. Технические параметры бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/dossie/2008/09/19/budget09.html

9 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.

10 Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.




Информация о работе Роль бюджета РФ