Создание эффективной электронной платежной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является на основе изучения теории и существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, выявить складывающиеся тенденции и проблемы, определить возможные направления его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
Исходя цели, при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы безналичных расчетов;
Рассмотреть показатели безналичных расчетов на 2013 г.;
Выявить проблемы и перспективы развития безналичной системы расчетов.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 143.29 Кб (Скачать файл)

За год их количество и  объем выросли в 1,2 и 2,1 раза и составили 51 тыс. платежей на сумму 493,8 млн. рублей. Из них 52,5 и 94,5% приходилось на платежи  юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, 21,5 и 4,4% – на платежи  физических лиц, 26,0 и 1,2% – на собственные  платежи кредитных организаций.

       Средний  размер платежа с использованием  аккредитивов за 2010 год вырос  в 1,8 раза и составил 9,7 млн.  рублей. Сравнение с данными стран–членов  Комитета по платежным и расчетным  системам показывает, что в России  кредитовые переводы являются  наиболее активно используемым  безналичным инструментом. Так, в 2008 году доля кредитовых переводов от общего количества безналичных платежей в России составляла 57,3%. [3. c 156]

           

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Глава 3. Проблемы и пути совершенствования системы 

                         безналичных расчетов в России. 

             3.1   Проблема организации и развития безналичного расчета

 

             В настоящее время наиболее  сложной стала проблема налаживания  расчетно-платежной системы и  проблема неплатежей в экономике.  Неплатежи являются одной из  причин увеличения дефицита бюджета.

За последние годы, однако, темпы роста неплатежей снизились. Если в 2007 г. суммарная просроченная задолженность росла достаточно высокими темпами (6,6% в месяц при  среднемесячном темпе инфляции 1,65%), то в 2009г. темп прироста составил 3,1% (что  меньше среднемесячного темпа инфляции). Стабилизация темпов роста неплатежей обусловлена, прежде всего, резко увеличившейся  долей бартерных операций. В январе-феврале 2011 г. произошло дальнейшее снижение темпов роста неплатежей (до 1% в среднем  за месяц), прежде всего под воздействием частичного восстановления платежно-расчетной  системы и относительно меньшего «денежного голода». Экономика вошла  в «равновесный», но нездоровый режим  функционирования. В данных условиях совершенствование безналичных  расчетов, разработка их норм и способов - одна из главных задач российской экономики.

Остановимся подробнее на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность платежей; проблемы вексельного обращения [14, с. 106].

Задержки расчетов банками  и РКЦ. С введением расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих коммерческих банков.

Представив в банк платежное  поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

Проблема скорости совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Предположим, что при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, то есть были изъяты из полезного хозяйственного оборота.

Современная электронная  техника и особенно автоматизированные каналы связи придают новое качество понятию срочности платежа: создается  возможность соединить сроки  отдельных стадий платежа воедино. Например, при расчетах за товар  скорость платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения  товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств  на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается  совпадением трех перечисленных  показателей. Сокращение времени прохождения  платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации  внедрения электронного документооборота.

Очередность платежей. Регулирование очередности платежей – один из острых вопросов денежно-кредитной политики. Существуют различные мнения по проблеме очередности платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком. Некоторые авторы, например, А.М. Косой, предлагают периодическую очередность. Платежи подразделяются на три вида: периодические платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетные документы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группа представлена в основном однотипными платежами.

Аккредитивы. В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют друг другу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой - гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки.[13, c.120]

Однако для масштабного  внедрения аккредитива необходима система кредитных линий между  банками. Чтобы аккредитивные операции получили распространение в России, необходимо создание соответствующей  инфраструктуры. Ее способны создать  наиболее мощные банковские расчетные  центры (МРЦ), обладающие современными электронными технологиями обработки  финансовых документов и разветвленной  системой корсчетов.

Расчеты с помощью аккредитива  позволяют предприятиям увеличивать  скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени  защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного  типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.

 

    1.  Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях

 

       В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты  – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.

Объем требований клиента  к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских  счетах банков отражаются уже суммы  требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных  взаимоотношений предопределяет необходимость  установления единообразия посредством  регулирования. Это требует выработки  единой концепции стандартизации и  сертификации банковской деятельности.

На сегодняшний день перед  системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования  аккредитивов во внутрироссийских расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.  Рассмотрим основные из них.

Значительной проблемой  является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия [10, с.55].

 Проблема вексельного  обращения в нашей стране главным  образом связана с нерешенными  правовыми вопросами. Постоянно  расширяется правовая, нормативная  база. Кроме того проблема еще  заключается и в неэффективности  механизма взыскания денежных  средств по векселям (он не  соответствует задачам, которые  должен выполнять: оперативности  и простоте обращения денежно-кредитных  средств).

Проблема использования  аккредитива также заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема российской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не, только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем. Не секрет, что банк России зачастую отзывает лицензии у «пошатнувшихся» банков с огромным опозданием. И мошенники, связанные с руководством таких банков, за этот период могут перевести значительные денежные средства.

В завершающем десятилетии  ХХв. была выдвинута еще одна крупная проблема, которая связано с влиянием на денежно-кредитную политику страны массированного «наступления» относительно новых платежных инструментов, а именно банковских карт, и новейших платежных средств – электронных денег. В частности, прирост ежегодной эмиссии карт составляет 20-25%, что ведет к росту денежной массы и таит угрозу инфляции. Еще большие последствия в этом отношении может повлечь применение электронных денег с присущей им высокой скоростью обращения. В связи с ростом электронной коммерции количество их увеличивается невиданными темпами. Поэтому во всех странах, включая Россию, усилилось внимание к данной проблематике с разнообразных позиций: законодательного регулирования, изучения влияния на объем и структуру денежной массы, обеспечения защиты информации и другие.

 

    1.  Создание эффективной электронной платежной системы

         В последнее десятилетие ХХ века произошла кардинальная переориентация взглядов экономистов на систему расчетов: от инфраструктуры, выполняющей чисто технические (механические) функции, до базового элемента экономики. Как следствие, вопросы организации системы расчетов стали предметом оживленной дискуссии во всех странах, в том числе в России, где происходят преобразования в этой сфере в направлении приближения к мировым стандартам. Во всем мире общепризнанным стал факт, что организация системы расчетов должна возводиться в ранг государственной политики. Это вытекает из характерных (сущностных) черт данной системы, последствий ее функционирования и необходимости обеспечения эффективности организации расчетов.

В развитых странах безналичные  расчеты охватывают свыше 90% экономического оборота. Состояние расчетов во многом определяет устойчивость функционирования денежной, финансовой и кредитной  систем, а также рынков – товарного, денежного, валютного, фондового, драгоценных  металлов. Вот почему во всех странах  большое внимание уделяется таким  основным элементам системы, как: субъекты, объекты, принципы организации, формы расчетов и способы платежа, платежные инструменты, виды обработки платежной информации, коммуникации перевода денег, риски в расчетах.[9, c.274]

Главный организатор системы  расчетов – банковская система, выступающая  к тому же посредником в осуществлении  безналичных расчетов между различными хозяйствующими субъектами. Причем роль отдельных звеньев банковской системы  в этом процессе неодинакова.

Коммерческие банки, генерирующие преобладающую часть платежных  средств в народном хозяйстве, а  именно безналичные деньги и, в существенной доле, - квазиденьги (срочные и сберегательные вклады), организуют и проводят расчеты в нефинансовом секторе как самом массовом и обширном, а также расчеты по поручению друг друга. Центральный банк играет ведущую роль в организации системы расчетов.

Информация о работе Создание эффективной электронной платежной системы