Содержание лизингового кредита, его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в Республике Беларусь, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
1 Лизинговый кредит: понятие, сущность, разновидности ……..…….…........6
1.1 Сущность лизингового кредита и его функции……………………...…....6
1.2 История развития лизинга…………………………...…..……………...10
1.3 Особенности и виды лизинговых операций ………………………..……13
2 Механизм реализации лизинговых сделок….…………………………..….18
2.1 Этапы лизинговой сделки……………………………………………...…........18
2.2 Лизинговый платёж: содержание и методы расчётов……………...………22
2.3 Эффективность лизинговых сделок……………………………………..25
3 Роль лизингового кредита в национальной экономике………………………..31
3.1 Преимущества использования лизингового кредита………………………...31
3.2 Значение лизингового кредита для национальной экономики……………...34
Заключение………………………….…………...….…………………….37
Список использованных источников....

Файлы: 1 файл

Понятие лизинга, его значение.docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

С каждым годом усугубляется ситуация на рынке лизингополучателей. Если еще 2-3 года назад в разряд неплатежеспособных отраслей можно было отнести только сельское хозяйство, то в 2012 году крайне несвоевременно стали рассчитываться строительные организации. Бюджет не рассчитался со строителями, строители не рассчитались с поставщиками материалов, оборудования, транспортниками и лизингодателями. Низкая платежная дисциплина бюджетов всех уровней по отношению к строителям привела к шлейфу неплатежей предприятий разных отраслей. В 2013 году лизингодателям пришлось прибегнуть к изъятию предметов лизинга из-за хронических неплатежей строительных организаций и с большой осторожностью относиться к заключению новых договоров с предприятиями данной отрасли. Строители занимали значительную долю лизингового рынка и снижение платежеспособности предприятий строительной отрасли не могло не сказаться на результатах работы лизингодателей [8, с. 4].

К сожалению, не получил должного развития негосударственный сектор экономики, а это основная клиентская база лизинговых компаний. Предприятия же государственного сектора, особенно крупные, считают ниже своего достоинства прибегать к услугам лизинговых компаний. Они считают, что государство обязано им помочь через программы господдержки, льготного кредитования, лизинга и т.д. [8, c. 4].

С появлением официальной статистики, предоставленной Белстатом, можно подвести окончательные итоги 2013 года. Объем нового бизнеса или стоимость заключенных за год договоров лизинга составил 10 652 864 млн. рублей или по средневзвешенному курсу евро за 2013 год – 904,1 млн. евро. В рублевом эквиваленте прирост к 2012 году составил 0,5%, в валютном – падение на 8%. Если проанализировать объем нового бизнеса за последние пять лет, выраженный в свободно конвертируемой валюте, то динамика развития напоминает больше топтание на месте, чем поступательное движение вперед. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась еще на 1,7% и составила 5,3%. По отношению к объему средств, направленных в 2013 году на приобретение машин, оборудования и транспортных средств доля лизинга составила 14.3%, что на 1,0% ниже чем было в 2012 году. В валовом внутреннем продукте доля лизинга снизилась по отношению к 2012 году на 0,3% и составила 1,7% (таблица 1). Средняя цена договора лизинга снизилась с 1,8 млрд. рублей в 2012 году, до 1,4 млрд. рублей в 2013 году. Снижение средней стоимости договора лизинга вероятней всего связано с уменьшением количества крупных договоров лизинга железнодорожного подвижного состава [8, с.5].

 

Таблица 1— Объем нового бизнеса в 2009-2013 гг.

 

Показатели

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Объем нового бизнеса (млрд. руб.)

(млн. евро)

 

 

2033,6

 

 

4061,2

1014

 

 

6877,5

854

 

 

10600,0

983,5

 

 

10653,0

904,1

Процент роста к предыдущему году (%)

-34%

+100%

+69%

+54%

+0,5%

Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал (%)

4,7%

7,5%

7,6%

7,0%

5,3%

Доля в ВВП (%)

1,5%

2,5%

2,5%

2,0%

1,7%


 

Примечание – Источник: [8, c. 5].

 

Существенное падение объема нового бизнеса отмечено у банков-лизингодателей. Если в 2012 году, банки-лизингодатели контролировали 25,5% рынка нового бизнеса, то в 2013 году доля банков снизилась до 8,9%. Профессиональные игроки рынка на протяжении последних лет демонстрируют стабильный рост, а банки, контролировавшие до 75% рынка в 90-е годы, уменьшили свою долю до 4,8% к 2011 году, затем рост в 11 раз в 2012 и падение в 2,8 раза в 2013 году. Это говорит об эпизодическом, не системном характере лизинговой деятельности банков-лизингодателей [8, c. 5].

По территориальному признаку наибольший объем заключенных договоров лизинга у предприятий города Минска – 81,1%, Брестской области - 10,0% и Гомельской области - 5,4%. Максимальный рост объема нового бизнеса у предприятий Витебской области – 67,5%, Брестской области – 65,5% и Гомельской области – 45,6% [8, с. 6].

Окончательных данных по объему нового бизнеса у наших ближайших соседей нет. По предварительным данным, и в России и в Украине в прошедшем году сохранились объемы в 2012 года. Рынки Беларуси, России, Украины в 2012-2013 годах не выявили тенденций к росту, в прочем, как и рынок Европы в целом [8, c. 6].

Поскольку итоги 2013 года по Европе появятся еще не скоро, проанализируем результаты 2012 по данным Leaseurope, в которую входят лизинговые ассоциации 33 стран. Объем нового бизнеса в лизинге весьма точно отображает состояние экономики и инвестиционного климата. В 2012 году общий объем нового бизнеса европейских лизинговых ассоциаций сократился по отношению к 2011 году на 2,6% и составил 252,6 млрд. евро. Если брать результаты 2012 года по отношению к 2011 году в разрезе отдельных стран, то максимального прироста добились: Эстония (+27,4%), Нидерланды (+26,9%), Латвия (+15,0%), Турция (+14,1%), Литва (+14,0%). Аутсайдерами рынка предсказуемо стали: Греция (-61,2%), Португалия (-38,7%), Италия (-32,4%), Испания (-22,7%) и непонятно как попавшая в эту компанию Австрия (-21,4%). По рейтингу лизинговых компаний в разрезе нового бизнеса по итогам 2012 года в лидеры вышли Société Générale Leasing Solutions (incl. ALD Automotive) – 12,679 млрд. Евро (Франция), BNP Paribas Leasing Solutions (incl. Arval) – 12,338 млрд. Евро (Франция), Volkswagen Leasing GmbH – 10,184 млрд. евро (Германия), De Lage Landen International B.V. – 9,055 млрд. евро (Нидерланды) и замкнул пятерку лидеров OJSC VEB Leasing с объемом нового бизнеса 7,371 млрд. евро (Россия). Характерно, что в шестьдесят лучших компаний Европы 2012 года по объему нового бизнеса вошли 10 российских компаний, 9 немецких, 6 французских и 5 нидерландских компаний. Можно смело заявить, что Россия с объемом нового бизнеса в 19,6 млрд. евро стала ведущей европейской державой в области лизинга, наряду с такими странами как Германия (45,0 млрд. евро), Великобритания (44,7 млрд. евро), Франция (39,0 млрд. евро) [8, с. 7].

Возвращаясь к отечественному лизингу, стоит отметить, что сохранилась тенденция предыдущих лет и 99,7% всех договоров, заключенных в 2012 году составили договора финансового лизинга, из них [8, с. 7]:

˗ договора сублизинга – 0,1%;

˗ договора возвратного лизинга – 17,0%;

˗ договора международного лизинга – 8.4%.

Двукратный рост доли договоров возвратного лизинга говорит о том, что в 2013 году у предприятий ощущалась острая нехватка оборотных средств и, для их пополнения, они вынуждены были чаще прибегать к договорам возвратного лизинга. Рост объемов международного лизинга в 3,7 раза, говорит о напряженной работе двух национальных лизинговых операторов ОАО «Промагролизинг» и ООО «АСБ Лизинг». В 2013 году 97,6% договоров международного лизинга заключено с резидентами СНГ, и лишь 2,4% с резидентами других стран [8, с. 7].

Вторым важным показателем рынка является объем лизингового портфеля отражающий суммарный объём обязательств лизингополучателей на конец отчетного года. На 31 декабря 2013 года суммарный объём лизингового портфеля составил 17 908 000 млн. рублей. Рост к 31 декабря 2012 года составил 11%. Отношение величины лизингового портфеля на конец 2013 года к объёму нового бизнеса за год, характеризующее динамику роста рынка лизинга, составило 1,68. (таблица 2) [8, c. 7].

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Объем лизингового портфеля в 2009-2013 гг.

 

Показатели

На 31.12.2009

На 31.12.2010

На 31.12.2011

На 31.12.2012

На 31.12.2013

Объем лизингового портфеля (млрд. руб.)

4143

5640

10974

16137

17908

Рост к предыдущему году (%)

13 %

36 %

95 %

47 %

11%

Отношение величины лизингового портфеля к объему нового бизнеса

2,04

1,39

1,60

1,52

1,68


 

Примечание – Источник: [8, c.8].

 

В 2013 году прервалась тенденция к снижению уровня просроченной задолженности, наметившаяся в предыдущие годы. Суммарная просроченная задолженность выросла до 6,0% напротив 4,8% в 2012 году. Это говорит об ухудшении финансового состояния основной массы лизингополучателей и снижении платежной дисциплины. Как и прежде, основная масса задолженности приходится на лизинг сельскохозяйственной техники по госпрограммам [8, с. 8].

В связи со снижением объема лизинга железнодорожного подвижного состава несколько изменилась структура предметов лизинга. Доля лизинга транспортных средств составила 47,8% рынка, машины и оборудование – 41,7%, здания и сооружения – 9,7% и прочее – 0,8% (таблица 3) [8, с. 8].

 

Таблица 3 – Распределение по видам предметов лизинга

 

Виды предметов лизинга

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Здания и сооружения (%)

17,9

10,3

6,4

6,6

9,7

Машины и оборудование (%)

55,6

48,6

31,4

33,7

41,7

Транспортные средства (%)

25,9

40,9

62,1

59,0

47,8

Остальное (%)

0,5

0,6

0,3

0,7

0,8


 

Примечание – Источник: [8, с. 8].

 

 

Структура источников финансирования лизинговых операций сложившаяся в 2012 году, осталась неизменной и в прошедшем году: 60% составили заемные средства и 40% – собственные.

За последние три года наметилась тенденция снижения численности лизингодателей, предоставлявших официальную отчетность. Если по итогам 2011 года отчет предоставили 174 компании, то по итогам 2012 – 166, а по итогам 2013 года - 154 компании, продолжили свою деятельность до конца года 137 компаний. Тенденция снижения численности компаний продолжится и в последующие годы, особенно после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности», по которому компании, заключившие в год не более трех договоров и (или) на сумму, не превышающую 10 000 базовых величин, не будут считаться лизинговыми [8, с. 9]. 

В Республике Беларусь рынок лизинга нешироко развит, что связано с существованием следующих проблем:

1) лизинг как экспортная услуга не имеет льгот по НДС (не  дает  возможность  конкурировать  с  западными  лизинговыми  инвесторами на международном рынке, что снижает спрос на лизинговые услуги);

2)  из-за  сложностей  на  валютном  рынке  заключать  договоры  из-за  отсутствия нормального механизма конвертации валют стало трудно, так как еще в 2008 г. Национальный бант Республики Беларусь фактически запретил лизинг внутри страны за иностранную валюту;

3) несовершенство законодательной  базы, слаборазвитая банковская система (банки Республики Беларусь не финансируют крупные лизинговые проекты, проводят политику не кредитования лизингодателей).

Пути решения данных проблем на мой взгляд состоят в следующем:

  1. совершенствование  законодательной  базы; 
  2. введение  лизинговых (налоговых)  льгот,  увеличение  степени  информированности  об  услуге  лизинга, возможно  создание  электронного  лизингового  центра  по  предоставлению данных о лизингополучателях и лизингодателях;
  3. заключение договоров лизинга  между  крупными  предприятиями  и  организациями  малого  бизнеса, так как у последних не всегда имеется необходимая сумма денежных средств для осуществления лизинговых операций.

Изучив главу «Эффективность лизинговых сделок», я пришла к следующим выводам. Лизинговую сделку условно можно разделить на шесть этапов: выбор лизинга, предоставление пакета документов, принятия решения, заключение договора, исполнение сделки и завершение сделки. Лизинговый платеж – это общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом – предметом договора. По методу исчисления лизинговые платежи подразделяются на платежи  с фиксированной денежной суммой, платежи с авансом (депозитом),  минимальные (совокупные) платежи, неопределённые платежи, прогрессивные (возрастающие), дигрессивные (убывающие), сезонные и т. д. Также мы можем сделать вывод, что за годы деятельности структура лизинга претерпела существенные изменения, наблюдается положительная динамика в развитии лизинга, но все же существуют ряд факторов, сдерживающих его развитие.

   

 

 

3 Роль лизингового кредита в национальной экономике

3.1 Преимущества использования лизингового кредита

 

В процессе развития лизинговых отношений отчётливо проявился целый ряд преимуществ финансирования основных средств производства в форме лизинга. Все главные преимущества лизинга для каждой из его сторон - участниц вытекает из экономической логики лизинговых операций, согласно которой для повышения конечных результатов деятельности предприятий важно не само право собственности на средства производства, а право их использования. Рассмотрим эти преимущества лизинг для каждой из сторон [7, с. 232].

Информация о работе Содержание лизингового кредита, его значение