Шпаргалка по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине «Деньги, кредит, банки».

Файлы: 1 файл

госы деньги банки и кредит.docx

— 68.96 Кб (Скачать файл)

7.Роль Центрального  банка в экономике и денежно- кредитном регулировании.

Формы организации центральных эмиссионных банков. Условия функционирования Центрального банка в экономике и взаимоотношения с национальной банковской системой и международными финансовыми организациями. Роль и задачи Центрального банка в экономике государства. Функции Центрального банка, их характеристика. Методы денежно-кредитного регулирования - сущность и особенности использования в практике Центрального банка. Дисконтная и залоговая политика. Политика обязательных резервов. Политика открытого рынка, депозитная политика.Валютная политика. Политика таргетирования. Границы использования этих методов.

Ответ: Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для вьщачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Формы организации центрального банка

С  точки  зрения  собственности  на  капитал  центральные банки подразделяются на:

♦          государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);

♦          акционерные (например, в США);

♦          смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически межд: банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтере совано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком  банков,   банкиром  правительства,  проводит денежно-кредитное регулирование.

Монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмис-сионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общена-циональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной Массы промыш-ленно развитых стран, поэтому значение функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижены, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ функиионирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка

Кредитные институты при необходимости имеют возможность получать кредиты центрального банка путем переучета векселей (переучета потому, что векселя были однажды учтены или куплены ранее коммерческим банком) или под залог ценных бумаг. Дисконтная и залоговая политика проводится в целях воздействия на ситуацию на рынке ссудных капиталов путем изменения условий рефинансирования коммерческих банков. Практически во всех странах Европейского Союза принятие решения о кредитах рефинансирования возложено на Европейский центральный банк.

Политика обязательных резервов

В большинстве развитых стран к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную структуру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике начисления процентов и т. п.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, гарантия центрального банка по вкладам клиентов. Эта цель использования минимальных резервов существует и сегодня, хотя уже не является приоритетной, поскольку в большинстве стран созданы иные системы гарантирования вкладов.

Как инструмент денежно-кредитного регулирования минимальные резервы выполняют двоякую роль: с их помощью осуществляется текущее регулирование ссудного рынка и одновременно они играют роль регулятора эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент жесткого регулирования, так как центральные банки предпочитают более гибкую политику открытого рынка.

Как правило, счета, на которых размещены резервы, беспроцентные. В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот: бесплатное проведение между ними безналичного платежного оборота через центральный банк, зачет избыточных наличных средств коммерческих банков в базовой сумме обязательств по минимальным резервам; право частичного использования минимальных резервов для отдельных активных операций.

Депозитная политика

Депозитная политика направлена на регулирование движения потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Такие депозиты не следует путать с обязательными минимальными резервами.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются (например, на величину b). Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. Необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов.

Валютная политика

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются от одного исторического периода к другому. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

Наиболее часто центральные банки прибегают к регулированию валютного курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большое внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках международных валютно-финансовых организаций.

Для воздействия в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только для изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но и для регулирования валютного курса и платежного баланса (назовем их внешними целями, или интересами).

Девизная политика проводится центральным банком в форме покупки или продажи иностранных валют (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос и, следовательно, ее курс. Напротив, продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение.

Политика таргетирования инфляции — это меры, которые принимает государство, чтобы предотвратить сильную инфляцию и удержать контроль над уровнем цен в стране.

8. Коммерческие  банки, их виды, операции и регулирование  деятельности.

Понятие и сущность коммерческого банка. Функции коммерческих банков, их особенности. Операции и услуги коммерческих банков – сущность и содержание. Пассивные операции коммерческого банка. Источники формирования банковских ресурсов. Собственный капитал банка - его формирование и функции. Привлеченные ресурсы и их виды. Активные операции банка – сущность, классификация, особенности осуществления. Кредитные, валютные, инвестиционно-фондовые, кассовые, расчетные, гарантийные операции банков. Активно - пассивные (комиссионно-посреднические) операции банков. Регулирование деятельности коммерческих банков.

Ответ: Банковская система является финансовой основой функционирования рыночной экономики. От ее состояния и надежности во многом зависят развитие платежной системы страны, устойчивость национальной валюты, рост экономики и жизненного уровня населения.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы Российской Федерации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады  денежных средств физических  и юридических лиц;

- размещение указанных  средств от своего имени и  за свой счет на условиях  возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение  банковских счетов физических и юридических лиц.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Законом о Центробанке, Федеральным законом ''О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

В соответствии с законодательством в Российской Федерации функционируют в основном универсальные коммерческие банки, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п. Кроме того, действуют и специализированные банки.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Деньги, кредит, банки»