Шпаргалка по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине «Деньги, кредит, банки».

Файлы: 1 файл

госы деньги банки и кредит.docx

— 68.96 Кб (Скачать файл)

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная валютная политика

Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика

Девизная валютная политика заключается в регулировании валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Валютная интервенция

Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Девальвация и ревальвация

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.

Различают национальную и мировую валютную системы.

Мировая валютная система (МВС) представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Национальная валютная система – форма организации валютных отношений в стране, определяемая национальным законодательством. Основная задача национальной валютной системы - опосредование международных платежей.

МВС включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие:

- мировой денежный товар;

- международная ликвидность;

- валютный курс;

- валютные рынки;

- международные валютно-финансовые организации;

- межгосударственные договоренности;

В аспекте национальной экономики международная валютная ликвидность употребляется как показатель платежеспособности государства. В этом контексте ее структура выглядит следующим образом:

1.   Основные элементы - официальные золотые и валютные резервы стран (ЗВР)

2.   Резервная позиция в МВФ – право страны-члена МВФ автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ

3.   Счета в СДР

Деньги выполняют функции меры стоимости и средства обращения только в пределах соответствующего государства. Вне этих функций покупательная способность определяется сопоставлением с иностранными валютами, и внешняя стоимость денег выражается в единицах иностранных валют. При определении внешней стоимости денег возникают следующие проблемы: определение валютного паритета государственными органами; формирование курсов на валютных рынках.

Валютный паритет — это законодательно устанавливаемое соотношение между двумя валютами, являющееся основой валютного курса. В современных условиях валютный паритет устанавливается на основе специальных прав заимствования СДР. СДР — это международная расчетная коллективная валюта, используемая странами — членами МВФ.

5.Международные  финансово- кредитные организации, их деятельность в

современных условиях.

Необходимость и основы создания международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Международный валютный фонд (МВФ) – цели и порядок его создания, задачи и основные направления деятельности. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) как основное подразделение Всемирного Банка - его цели и задачи. Основные направления деятельности банка. Отбор проектов для финансирования и кредитования. Банк международных расчетов. Особенности его организации и деятельности. Основные функции и операции банка. Региональные организации, их функции, цели и задачи. Европейские валютные и финансовые институты, их деятельность. Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций.

Ответ: Международные финансово-кредитные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Система международных финансовых организаций на 01.01.2012 г. насчитывает свыше 4 000 наименований., из которых более 300 – межправительственные.

Все международные финансово-кредитные организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Под международными правительственными финансово-кредитными организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т. д.).

. Межгосударственные универсальные  организации, цель и предмет деятельности  которых представляют интерес  для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации - Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также ВТО и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

. Межгосударственные организации  регионального и межрегионального  характера, которые создаются государствами  для решения различных вопросов, в том числе экономических  и финансовых. Примером организаций  первого типа служит ЕБРР. Данные  организации также могут создаваться  на основе критериев экономического  развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является  Организация экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно  развитые страны различных регионов  мира (второй тип организаций).

. Международные экономические  организации, функционирующие в  отдельных сегментах мирового  рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме соглашений) объединяющих широкий или узкий круг стран. Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания.

. Международные финансово-кредитные  организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки».

Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, сократить бедность в странах со средними доходами, а также в более бедных кредитоспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и оказания услуг, не связанных с кредитованием, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к максимизации прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и обеспечивается финансовая стабильность МБРР, что позволяет мобилизовать средства на рынках капитала под низкий процент и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях. Поскольку МБРР принадлежит государствам-членам, количество голосов, на которые имеет право каждое из государств-членов, определяется размером их подписки на акционерный капитал, что, в свою очередь, связано с относительным уровнем экономического развития страны.

В настоящее время Всемирный Банк финансирует более 1 800 проектов практически во всех секторах и развивающихся странах. Финансируются самые различные проекты - от развития системы микрокредитования в Боснии-Герцеговине и кампаний информирования общественности о проблеме СПИДа в Гвинее до поддержки образования девочек в Бангладеш, усовершенствования системы медицинского обслуживания в Мексике и оказания помощи получившему независимость Восточному Тимору.

Европейский банк реконструкций и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - третья влиятельная кредитная организация после МВФ и МБРР. Создан в 1991 г. (приступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание - Лондон.

Предложение о создании ЕБРР было высказано в Европейском Парламенте тогдашним президентом Франции Франсуа Миттераном 25 октября 1989 года [8, с. 15].

Несколько месяцев спустя оно было поддержано Европейским Советом в Страсбурге, а в мае 1990 года в Париже подписано соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Это международное финансовое учреждение появилось для содействия переходу к рыночной экономике стран, расположенных на гигантском пространстве - от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР находится в собственности 60 государств, Европейского инвестиционного банка и Европейского Союза [11, с. 42].

Россия - один из основателей ЕБРР, на ее долю приходится 4 процента капитала (800 миллионов евро), она представлена в Совете директоров. Сейчас ЕБРР занял положение ведущего индивидуального инвестора в Восточной Европе и СНГ, где он действует через 30 своих представительств. Cотрудники ЕБРР обладают необходимой подготовкой и глубокими знаниями политических, экономических и социальных условий тех стран, где они работают. Банк отличается гибким подходом к требованиям частных инвесторов и благодаря ориентации на долгосрочные проекты готов к политическим рискам в различных государствах и секторах экономики.

В ЕБРР входит 59 стран, акционерный капитал составляет 10 млрд. евро, или 13 млрд. долл. (евро является офиц. валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью в 10 000 евро. Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров [27, с. 65].

ЕБРР - универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

ЕС по праву считается ведущим партнером этого международного учреждения. Он предоставляет безвозмездные финансовые ресурсы в форме технического содействия. Эти инвестиции способствовали проведению процесса приватизации, развитию малых и средних предприятий частного сектора.

6.Сущность, виды  и функции кредита как экономической  категории.

Ссудный капитал и кредит – сущность и особенности. Кредит и воспроизводство. Границы использования кредита. Роль кредита в экономике. Функции кредита, их проявление в современных условиях. Виды и формы кредитов, их особенности, характеристика. Ссудный процент и его экономическое содержание, факторы, влияющие на уровень процента. Роль процента в кредитной политике. Понятие и характеристика рынка ссудных капиталов и кредитов: основные элементы, участники, функции и осуществляемые операции. Роль фондовой биржи в функционировании рынка. Проблемы и перспективы развития кредитного рынка в РФ.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Деньги, кредит, банки»