Центральный банк Российской Федерации: функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является – рассмотреть функции и задачи Центрального банка Российской Федерации. Основными задачами, которые определяются в процессе написания работы:
1) Изучить теоретические базы деятельности Центрального банка РФ, выделить его основные функции, рассмотреть функционирование банка в России за рубежом, определить нормативно-правовую базу, которая регулирует деятельность ЦБ РФ. 2) Рассмотреть главные цели и задачи Центробанка, основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России, органы управления банком; 3) Проанализировать проблемы и пути совершенствования банковской системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ
1.1.Характеристика Центрального банка Российской Федерации, его правовой статус
1.2.Задачи и функции Центрального банка Российской Федерации
1.3.Центральный банк РФ как орган финансового контроля
2.Анализ Деятельности ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Характеристика денежно-кредитной политики Центрального банка
2.2. Оценка регулирования деятельности коммерческих банков
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
3.1 Проблема правового обеспечения банковского регулирования
3.2 Направления совершенствования деятельности ЦБ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.06 Кб (Скачать файл)

В современных условиях, для получения на банковский аудит лицензии, помимо основных требований, необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если при  проверки деятельности банков, выявляются серьезные нарушения, связанные с неустойчивым финансовом положением банка, то по указу Президента ЦБ, может назначаться временная администрация для выявления отрицательных причин в этом учреждении. На ее основании принимаются меры защиты интересов вкладчиков, даже до реорганизации банка. В конце, стоит отметить , что выполняя регулирование деятельности коммерческих банков Банка России заставляет их соблюдать  требования, введенные в целях обеспечить законное и устойчивое функционирование. Данный механизм регулирования закреплен соответствующими правовыми актами и имеет огромное значение для самих коммерческих банков, потому что определяет требования к их законному и устойчивому функционированию. Но он важен также и для контролирующих органов, так как создает отправные критерии для организации надзорной и контрольной деятельности.

Таблица 5 – Динамика количества кредитных организаций в РФ по регионам на 2008, 2012,2013 год

Название региона

Количество кредитных организаций  в регионе на

2008 год

Количество кредитных организаций  в регионе на 2012 год

Количество кредитных организаций  в регионе на 2013 год

Всего по РФ:

1 114

958

956

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

624

564

566

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

81

70

70

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

115

46

46

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

-

52

49

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

131

106

106

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

59

44

44

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

68

53

52

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

36

23

23


                 Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. Это подтверждает заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в России останется около 500 - 600 банков. Как можно заметить из таблицы , прогнозы аналитиков по количеству банков вполне реальны. 

        В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на начало 2013 года количество коммерческих банков в России составляет – 956, из них - 285 (29,8%) можно твердо отнести к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб., и 276 (28,9 %) банков, которые балансируют на этой грани.  
Из общего количества банков на начало 2013 года - 494 банка, или 51,7 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве 
Количество банков за последние 5 лет (с 2008 по 2013 годы) сократилось уже на 158 банков (1114 - 956) что составляет 15,8 %, и необходимо отметить,что быстрыми темпами происходит сокращение по всем Федеральным округам. Следуя такой тенденции, региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть. 
Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период, а ведь основные богатства России находятся именно на этих территориях страны.

Итак, на 01.01.2013 года только 671 банк (23+154+123+95+276) имеют уставный капитал, который  соответствует требованиям ЦБ или  близок к этому, что составляет 70,19 % от общего количества банков. По словам  Алексея Улюкаева ,сегодня многие банки претерпевают трансформации:

Банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;

Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;

Банки закрываются в связи с  банкротством или в связи с  невозможностью мелких банков выполнять  требования ЦБ по работе и размеру  уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению  суда.

Процессы слияния, поглощения или  закрытия банков идут постоянно, но после  поднятия Банком России планки по минимальной  величине уставного капитала - количество таких процессов резко увеличится.

И по прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса  сокращение количества действующих  банков России продолжится, многие эксперты ожидают значительное сокращение количества действующих банков (до 500).

 

 

3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ                                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

3.1 Проблема правового обеспечения банковского            регулирования

 

          Основываясь на содержании статьи второй  ФЗ "О банках и банковской деятельности"  , можно определить, что правовое регулирование банковской  деятельности выполняется Конституцией РФ, ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Законом о банках и другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. То есть нормативные акты, которые регулируют банковские отношения, определяются законодательно.

Как уже отмечалось, Российская банковская система складывается из двух уровней, где первый представлен Центральным банком , а второй кредитными организациями, небанковскими финансово-кредитными институтами , коммерческими банками.

При управлении двумя уровнями банковской системы используются различные способы и процедуры, влияющие  на правовое регулирование  
банковской деятельности в целом. В этом процессе государство, используя силу закона, устанавливает определенные правила, а также выстраивает систему государственных органов, соответствующих по компетенции объекту управления, и определяет порядок их функционирования.

Исходя из этого, необходимо отметить, что государство  регулирует банковские отношения и, в тоже время, организует свою систему  управления банковской деятельностью. Таким образом, можно выделить две формы обеспечения регулирования банковской деятельности:

- правовое  регулирование банковской деятельности

- правовое  регулирование управления банковской  деятельностью

Важно, что  про создании программы регулирования , в ее основу включается субъективное обозрение данного вопроса Центральным банком РФ, но не всегда учитываются насущные нужды и потребности объектов второго уровня банковской системы. 
Разрабатываемые правила для применения в идентичных условиях обязаны решать не только имеющиеся проблемы, но и обеспечивать регулирование ситуаций, которые возможны в будущем. Но это лишь социологический аспект, а в институте правового регулирования выделяется практический и нормативный аспекты.

Так вот, качество нормативного аспекта имеет влияние от формирования государственными органами юридических норм.

Качество  нормативного аспекта во многом зависит  от того, как уполномоченные на то государственные  органы формулируют юридические  нормы. [9] Очень важной проблемой при определении качества этих актов , которые регулируют банковскую деятельность, является отсутствие точных закрепленных определений банковского права, что не позволяет добиться полного единообразия и ясности в документах.

Таким положение  дел пользуется Центробанк,  толкуя по своему нормы права, что позволяет ему расширять границы собственной компетенции, но это усложняет правоприменительную практику и сам процесс управления банковской деятельностью. 
Очень часто в разных законодательных актах можно встретить нормы, которые регулируют , по сути, е одни и те же процессы. Примером может служить вопрос о назначении и порядке функционирования временной администрации в кредитной организации, который описывается в Законе о банках, Законе о Центробанке, Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральном законе "О реструктуризации кредитных организаций" и в других актов Банка страны.

В результате данного положения  появляются различные несостыковки, безусловно затрудняющие правоприменение. Определяется необходимость практического аспекта, который отражает действительное функционирование нормы в жизни.

Практический  аспект выступает как самый сложный, но только факт  его наличия свидетельствует о реальном правовом регулировании. То есть принятие юридических норм еще не является подтверждением регулирования проблемного вопроса, а только реальное управление этими правилами, осуществление необходимых действий свидетельствует о его наличии.

Необходимо  отметить, что регулирование банковской деятельности имеет свою особенность.

Во-первых, правовое регулирование банковской деятельности устанавливает правила ведения банковской деятельности в России в порядке законодательной и нормотворческой деятельности Президента РФ, обеих палат Законодательного собрания, Центробанка.

Во-вторых, Центральный банк регулирует соблюдение законодательства со стороны второго уровня банковской системы, но в тоже время Президент РФ и Государственная дума РФ контролируют Банк страны, а судебная власть, при допущении каких-либо нарушений правил поведения любым из субъектов банковской системы, применяет принуждение.

Сущность правового регулирования банковской деятельности строится в виде определенного комплекса нормативных актов ,которые устанавливают правила в данной сфере, и системы органов, которые осуществляют контроль за субъектами банковской деятельности. 
Рассмотрим на примере действующего законодательства некоторые проблемы организационного обеспечения правового регулирования банковской деятельности. Согласно Конституции РФ , а именно 71 статье, вопросы финансовых и кредитных отношений относятся к ведению Российской Федерации. Как уже отмечалось, что правовое регулирование осуществляется Конституцией РФ, нормативными актами Центрального банка и федеральным законодательством. Но  основной закон страны не затрагивает задачи по управлению банковской деятельностью и банковской системой. То есть, специализированного   акта об этом  управлении не существует, что выступает как одна из главных проблем правового регулирования этой сферы  деятельности. Также необходимо определить вопрос  правового статуса Банка страны.

Таким образом , процессы, управляющие банковской деятельностью и банковской системой , не достаточно  урегулированы в Законах о банках и о Центральном банке. К примеру, в законе о Банке России устанавливаются основные цели его деятельности, к которым относятся укрепление и развитие банковской системы, а также обеспечение непрерывного и эффективного функционирования системы расчетов. В итоге , Центробанк проводит надзор за деятельностью банков и осуществляет нормативное регулирование расчетных отношений. Данный закон определяет функции Банка страны.

Комплекс  функций определяет его деятельность по банковскому регулированию и надзору (благодаря им Банк России осуществляет государственное воздействие на банковскую систему и банковскую деятельность), так как основополагающими целями данной сферы деятельности Центрального банка выступают укрепление и развитие банковской системы России, обеспечение эффективного и непрерывного функционирования системы расчетов. Но, в месте с этим, Центробанк  может влиять на отношения кредитных организаций и их контрагентами, используя экономические методы (рефинансирование, резервные требования).

Центральный банк России выступает в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он  осуществляет бесперебойный контроль за соблюдением банковского законодательства, основными задачами которого являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Здесь ,проблемой банковского регулирования   является то , что законодателем не определяются понятия "надзор за деятельностью кредитных организаций" и "банковское регулирование", а это усложняет определение правового статуса и компетенций Центрального банка.

В Российской федерации опорным законом о  банковском регулировании и надзоре  за деятельностью банков выступает  ФЗ « О Центральном банке», в  котором указывается, что  
такой надзор осуществляется Центробанком в соответствии с федеральными законами, т.е. имеет отсылочный характер. Анализируя данную ситуацию, необходимо сделать вывод, что другого органа, который мог бы осуществлять банковское регулирование и надзор, кроме Банка страны, нет. Поэтому еще одним важным вопросом государственного правового регулирования банковской является вопрос о правовом статусе Центрального банка.

Определено, что главная  функция Банка страны - защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, то есть рубля. Он осуществляет ее независимо от других органов государственной власти, что означает самостоятельность в оперативной деятельности Банка России и не вмешательство в нее других государственных органов. Однако цели регулирования банковской деятельности к его основным функциям Конституцией не относятся, что и является  следствием «независимости» главного банка страны.

Таким образом, Банк России формально отличается от других государственных органов. И данное состояние, при котором ЦБ РФ является одновременно субъектом банковской системы и органом, от имени государства управляющим ею, требует разработки четкой системы сдерживания и противовесов. Существует идея о том , чтобы развивать полисубъектность на первом уровне банковской системы.

В России практика показала, что принятие и реализации политики развития банковской системы, которая   осуществляется лишь Центральным банком России, необходимо менять. К примеру, на федеральном уровне законодательства должны быть внесены изменения в действующие законодательные акты, или необходимо принять закон об управлении банковской системой страны, на основе которого правительство имело возможность реализовать, конституционно закрепленную за ним обязанность по проведению единой финансовой политики в стране , а также формировать и осуществлять, при взаимодействии с Банком России ,единую государственную денежно - кредитную политику.

 Поэтому  и является насущим вопрос о правовом статусе ЦБ РФ , даже если оно отнесено к Конституции и законодательству. 
Как отмечает  Я.А. Гейвандов,  Конституция РФ и банковское законодательство должным образом не определяют место Центробанка в системе органов государственной власти и его статус, а также содержат нормы, противоположные друг другу.

Данные нормы  определяют Банк страны, как орган государственной власти и как орган исполнительной власти, включенный в систему федеральных экономических служб, а также , как юридическое лицо, которое не является звеном государственной власти и действует независимо от каких бы то ни было государственных органов и организаций , выполняя свои полномочий, но имущество которого является федеральной собственностью.[10]

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации: функции и задачи